Тема 6. Типы рыночных структур
Совершенная конкуренция
Основные характеристики совершенно конкурентного рынка
Общий, средний и предельный доход конкурентной фирмы
Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах
Чистая монополия: характерные черты
Теория монополистической конкуренции
Теория олигополии
Основные характеристики совершенно конкурентного рынка
Характерные черты совершенной конкуренции:
1.Очень большое число независимо действующих продавцов
2. Стандартизированная или однородная продукция
3. Незначительный контроль над ценой продукции
4. Фирмы свободно входят на рынок или покидают его.
5. Нет ограничений для фирм к информации о стоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, качестве то
График 1. Кривая рыночного спроса и кривая спроса в условиях совершенной конкуренции
A B
. P P
Q Q
Q0
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным
Общий (валовой), средний и предельный доход конкурентной фирмы
Общий (валовой доход) фирмы равен произведению цены на количество товаровTR= PхQ
Таблица 1.Общий, средний и предельный доход конкурентной фирмы
Объем
выпуска, Цена, $ Общий доход, Средний доход, Предельный
в галлонах $ $ доход, $
Q P TR=QP AR=TR/Q MR= dTR/dQ
1 6 6 6 6
2 6 12 6 6
3 6 18 6 6
Средний доход фирмы
AR=TR/Q , где TR – общий доход
Q – объем выпуска
Общее правило, применимое как к конкурентной фирме, так и любому другому типу фирмы: средний доход равен цене товара.
Предельный доход MR= dTR/dQ
Правило, применимое только к конкурентной фирме: предельный доход конкурентной фирмы – постоянная величина и равна цене товара
Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде включает два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки
Первый подход – сравнение общего дохода и совокупных издержек
График 2. Сравнение общего дохода и совокупных издержек
Р
Q
Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда общий доход превышает совокупные издержки на максимальную величину.
Второй подход – сравнение предельного дохода и предельных издержек.
График 3. Сравнение предельного дохода и предельных издержек
P
Q
Фирма будет максимизировать прибыль только до того момента, когда предельный доход будет равен предельным издержкам
MR=MC – этот руководящий принцип максимизации прибыли называется правилом равенства предельного дохода и предельных издержек
Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска
Три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции
График А. Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции
P
MC
P0 MR
AVC
Q0 Q