Построить график и решить задачи.
Задача 1:Встране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены втаблице №1:
Таблица 1
Варианты | Тостеры, тыс. шт. | Компьютеры, тыс. шт. |
А | ||
В | ||
С | ||
D | ||
E |
1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.
2) Какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:
а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;
б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;
в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;
г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.
3) Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров:
с 20 тыс. до 30 тыс. штук;
с 10 тыс. до 40 тыс штук;
с 30 тыс. до 40 тыс. штук?
Задача 2: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?
Задача 3: После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:
плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;
расходы на питание . 35 тыс. р.;
транспортные расходы . 5 тыс. р.;
оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;
расходы на одежду . 20 тыс. р.;
заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;
расходы на учебники . 4 тыс. р.
Контрольные вопросы для зачета:
1.Что демонстрирует кривая производственных возможностей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите экономические ресурсы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что называют факторами производства?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель В.Г.Павлова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: «Семейный бюджет».
Наименование работы:Расчет семейного бюджета.
Цель работы:научиться планировать семейный бюджет.
Приобретаемые навыки и умения: составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1.Что такое семейный бюджет?
2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?
3.Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Методические указания
Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете семейного бюджета. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.
Порядок выполнения работы:
Ответить на контрольные вопросы.
Решить задачи.
Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц, сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.
Статьи расходов | 1 месяц | 2 месяц | ||
руб. | % | руб. | % | |
Питание | ||||
Одежда | ||||
Коммун. услуги | ||||
Культ. быт | ||||
Налоги | ||||
Прочие расходы | ||||
Всего |
Задача 2. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ).
Товар | 1 период | 2 период | ||
Потребление шт. | Цена руб. | Потребление шт. | Цена руб. | |
Хлеб | ||||
Мыло | ||||
Молоко | ||||
Конфеты |
Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?
Контрольные вопросы для зачета:
1.Что такое трансферты? Приведите примеры трансфертов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое товарная корзина?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите основные статьи доходов семьи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите основные статьи расходов семьи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что такое семейный бюджет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель В.Г.Павлова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие».
Наименование работы:Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.
Цель работы:Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.
Приобретаемые навыки и умения: строить кривые спроса и предложения, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1.Что такое спрос?
2.Дайте определение закону спроса?
3.Что такое предложение?
4.Дайте определение закону предложения?
Методические указания
Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.
Коэффициент эластичности спроса:
Коэффициент эластичности предложения
Порядок выполнения работы:
Ответить на контрольные вопросы.
Построить график и решить задачи:
Задача 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:
Ситуация на рынке фасоли
Таблица 1
Цена одной банки, ден.ед. | Объем спроса, млн. банок в год | Объем предложения, млн. банок в год |
А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.
Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?
Задача 2:Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:
Выпуск продукции в базисном году составил 70 тыс.руб.,
Выпуск продукции в отчетном году составил 100 тыс.руб.,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.
Задача 3:Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:
Объем продаж в базисном году составил 160000 кг,
Объем продаж в отчетном году составил 200000кг,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.
Контрольные вопросы для зачета:
1.Дайте определение рыночной равновесной цены?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Приведите примеры эластичных по цене товаров
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Оценка Преподаватель В.Г.Павлова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема:Производственная структура предприятия.
Наименование работы: Расчёт длительности производственного цикла.
Цель работы: получение практических навыков при определении длительности цикла.
Приобретаемые навыки и умения: определение длительности цикла при разных способах движения предметов труда.
Норма времени:2 часа
Оснащение рабочего места:рабочая тетрадь, калькулятор.
Литература: учебник Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2007.
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1. Что называют производственным процессом?
2. Назовите основные формы организации производства.
3. Что называют производственным циклом?
4. Как определяется длительность производственного цикла?
Методические указания
Исходные данные к задачам по варианту соответствующему первой букве фамилии:
Первая буква фами-лии | Задача 1 | Зад2 | Задача 3 | Зад4 | Задача5 | Задача6 | Зад7 | ||||
А т.св/сут | Кисп | Zрм дет. | Nф т.св/сут | Nпл т.св/сут | n шт | tф дн | tпл дн | A т.св/сут | Aф т.св/сут | A т.св/сут | |
А Н Э Б О Ю В П Я Г Р Л Д С М Е Т Ш Ё У Щ Ж Ф З Х И Ц К Ч | 0,93 0,95 0,96 0,97 0,98 0,93 0,94 0,95 0,96 0,97 0,98 | 45,2 45,5 45,8 50,7 53,6 55,4 56,7 58,3 60,4 63,7 64,7 | 45,7 46,1 46,1 51,3 54,0 55,9 57,2 58,8 61,0 64,1 65,2 |