Расчет площадей производственных участков
Площадь производственных участков определяется
(2.26)
где f1 - площадь на одного работающего, м2 (приложение Е);
f2 - то же на каждого последующего работающего, м2;
РТ - число технологически не обходимых рабочих в наиболее загруженной смене.
Исходные данные и результаты расчета приводятся в форме таблицы.
Площадь производственных участков
Участки | РТ | f1 | f2 | Fy |
Агрегатный (с учетом мойки агрегатов) Слесарно-механический … |
Итого: …
2.13. Расчет площадей складов, вспомогательных и технических помещений.
Площадь складов рассчитывается по формуле
(2.27)
где АИ - списочное число технологически совместимого подвижного состава; у- удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава, м2; К1С, К2С,К3С , К4С, К5С - коэффициенты, соответственно учитывающие среднесуточный пробег единицы подвижного состава, его тип, высоту складирования и категорию условий эксплуатации.
Площадь складов определяется отдельно по каждому виду хранимых изделий и материалов. В АТП подлежат хранению: запасные части и эксплуатационные материалы, лакокрасочные материалы, инструменты, кислород и ацетилен в баллонах, пиломатериалы, металл, металлолом и ценный утиль (размещаются на территории АТП), шины, подлежащие списанию автомобили (размещаются на территории АТП). Кроме того, по этим же нормативам определяется площадь участков комплектации и подготовки производства.
Исходные данные и результаты расчета приводятся в форме таблицы.
Площади вспомогательных и технических помещений в КП принимаются соответственно в размере 3 и 5...6 % (5 % для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6 % для АТП легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади, согласно распределению ТЭПов по элементам ПТБ [1].
Площадь складов
Подвижной состав | АИ | fY | Коэффициенты корректирования | FСК, м2 | |||||
K1C | K2C | K3C | K4C | K5C | расчетная | принятая | |||
2 |
Запасные части и эксплуатационные материалы
ЗИЛ-431410 | |||||||||
ЗИЛ-441510 | |||||||||
ОДАЗ - 885 |
Итого: … …
Двигатели, агрегаты и узлы иегаты и узлы | |||||||||
ЗИЛ-431410 | |||||||||
ЗИЛ-441510 | |||||||||
ОДАЗ-885 |
Итого: ……
Всего:……
На основе анализа практического опыта определена примерная структура и сделано распределение этих площадей.
Вспомогательные помещения: участок ОГМ с кладовой – 60 %, компрессорная – 40 %.
Технические помещения: насосная мойки подвижного состава -20 %, трансформаторная – 15 %,тепловой пункт – 15 %, электрощитовая -10 %, насосная пожаротушения – 20 %, отдел управления производством и комната мастеров – 20 %.
Для разработки планировочного решения результаты расчета различных площадей производственно-складских площадей сводятся воедино и представляются в форме таблицы.
Общая производственно-складская площадь
Наименование помещений | % | Площадь, м2 |
Зоны ЕО, ТО и ТР (с учетом площади постов ожидания) Производственные участки Склады Вспомогательные помещения Технические помещения | ||
ИТОГО | … |
Планировка производственного корпуса АТП
Прежде чем приступить к разработке планировочного решения производственного корпуса, рекомендуется составить экспликацию помещений с указанием площадей, принятых в результате технологического расчета (приложение К). В этой же таблице указываются площади помещений, полученные в процессе разработки планировки. Категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливается согласно нормативным рекомендациям (приложение И).
На основе экспликации помещений разрабатывается планировка производственного корпуса АТП.
Принятая в результате разработки планировочного решения общая производственно-складская площадь помещений заносится в таблицу и сопоставляется с нормативным показателем.
Данный раздел пояснительной записки содержит описание организации технологического процесса ТО и ТР, обоснование взаимного расположения производственно-складских и административно-бытовых помещений.
Дается обоснование выбранного объемно-планировочного решения производственного корпуса и его основная характеристика: конструктивная схема, сетка колонн, размеры здания в плане, высота помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий (в многоэтажных зданиях - высота этажей), подъемно-транспортное оборудование и его грузоподъемность.
Виды промышленных зданий
Промышленные здания можно разделить на четыре основных типа: производственные, энергетические, транспортно-складские, вспомогательные.
К производственным относят здания, в которых размещены цехи любого назначения. К энергетическим относят здания ТЭЦ, котельные, электрические и трансформаторные подстанции, компрессорные станции. Здания транспортно-складского хозяйства включают гаражи, склады, пожарные депо. К вспомогательным относятся здания для размещения административно-конторских помещений, бытовых помещений и устройств, пунктов питания и медицинских пунктов. Вспомогательные помещения в зависимости от вида производства можно располагать непосредственно в производственных зданиях.
Объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий зависят от их назначения, характера размещения в них технологического процесса и отличаются значительным разнообразием.
Промышленные здания можно классифицировать по числу пролетов на однопролетные и многопролетные. Однопролетные здания (рис. 2а) целесообразны для небольших производственных, энергетических или складских зданий. Многопролетные здания (рис. 2б) - наиболее распространенный тип одноэтажных зданий.
а б
Рис. 2. Виды одноэтажных промышленных зданий:
а - однопролетные; б - многопролетные; 1 - подвесной кран; 2 - фонарь;3 - опорный кран
По размеру пролетов здания разделяют на мелкопролетные (6, 9, 12 м), среднепролетные (18, 24, 30, 36 м), крупнопролетные (свыше 36 м). Наиболее удобны пролеты больших размеров, так как пространство, свободное от внутренних опор, облегчает размещение оборудования, однако, при этом затрудняется возможность устройства подъемно-транспортного оборудования. Пролеты средней величины имеют наибольшее распространение.
По числу этажей здания разделяются на одноэтажные и многоэтажные. В современном строительстве преобладают одноэтажные здания, так как они имеют определенные преимущества. В них лучше условия для размещения оборудования, организации производственных потоков, применения различных транспортных и грузоподъемных устройств. В одноэтажных зданиях обеспечивается большая маневренность при изменении технологического процесса. Многоэтажные здания целесообразно использовать при ограниченных размерах территории.
По наличию подъемно-транспортного оборудования здания подразделяют на бескрановые и крановые (с мостовым краном или подвесным транспортом).
По материалу основных несущих конструкций подразделяют на здания с железобетонным каркасом (сборным, монолитным, сборно-монолитным), стальным каркасом, кирпичными несущими стенами.
3.2. Объемно-планировочное решение зданий
Несмотря на разнообразие протекающих в промышленных зданиях технологических процессов, при их проектировании можно применять в большинстве случаев унифицированные планировочные и конструктивные решения.
Объемная унификация позволила сократить число типоразмеров конструкций и деталей зданий и тем самым повысить серийность и снизить стоимость их изготовления, кроме того, было сокращено число типов зданий, созданы условия для блокирования и внедрения прогрессивных технологических решений.
Основные унифицированные параметры и укрупненные модули для одноэтажных промышленных зданий приведены в табл. 3.1 [5], обозначения к ней показаны на рис. 3.
Таблица 3.1 - Основные параметры и модули одноэтажных промышленных зданий
Параметры | Модуль, м | Принятые размеры, м |
Пролет (L) | 6,12, 18,24, 30, 36 и более | |
Шаг колонн (а) | 6,12,18 и более | |
Высота (Н)(от пола до низа несущей конструкции покрытия на опоре): в бескрановых зданиях, в крановых зданиях | 0,6 0,6 | 3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6 и более 4,2; 4,8; 5,4; 6; 6,6; 7,2; 7,8; 8,4; 9; 9,6 и более |
Выбор высоты помещения также зависит от расположения постов ТО и ТР, которые могут быть на подъемниках или напольные (на канавах) [1,5].
В целях упрощения конструктивного решения одноэтажные промышленные здания проектируют в основном с пролетами одного направления, одинаковой ширины и высоты. Применение в одном здании различных по величине пролетов возможно только в том случае, если это обусловлено технологическим процессом. В тех же случаях может быть допущено взаимно перпендикулярное расположение пролетов. Перепады высот в многопролетных зданиях менее 1,2 м обычно не устраивают, поскольку они значительно усложняют и удорожают решение здания.
Таблица 3.2 - Высота помещений для постов ТО и ТР, м
Подвижной состав | Посты напольные и на канавах без крана | Посты на подъемниках с подвесным краном и напольные с опорным краном | Посты на подъемниках с опорным краном |
Легковые автомобили, автобусы особо малого класса и грузовые грузоподъемностью 0,5-1т | 3,6 | 4,2 | 4,8 |
Автобусы остальных классов | 4,8 | 5,4 | 6,0 |
Грузовые грузоподъемн.: 1 -5 т 5- 16т | 4,2 5,4 | 5,4 6,0 | 6,0 7,2 |
Автомобили-самосвалы: до 5 т 5-8т свыше 8 т | 4,8 5,4 7,2 | 5,4 6,0 7,2 | 6,0 7,2 8,4 |
Внедорожные самосвалы 30т 45 т | 8,4 9,6 | Только напольные с опорным краном 12,0 12,6 | - - |
Рис. 3. Основные параметры одноэтажного кранового каркасного
промышленного здания
Шаг колонн по крайним и средним рядам принимают на основании технико-экономических соображений с учетом технологических требований. Обычно он составляет 6 или 12 м. Возможен и больший шаг, но кратный укрупненному модулю 6 м, если допускает высота здания и величина расчетных нагрузок.
В зданиях, оборудованных мостовыми кранами (опорными), создающими значительные нагрузки, высоту помещения и отметку верха крановой консоли колонн увязывают не только с пролетом, но и с грузоподъемностью крана и шагом колонн каркаса (табл. 3.3) [5].
Таблица 3.3 - Отметка верха консолей колонны в одноэтажных зданиях со сборным железобетонным каркасом, оборудованных мостовыми кранами
Пролет L, м | Высота помещений Н, м | Грузоподъемность крана Q, т | Отметка верха крановых консолей колонн h, м при шаге колонн а | |
6 М | 12 м | |||
18; 24 | 8,4 | 5,2 | 4.6 | |
18; 24 | 9,6 | 10; 20 | 5,8 | 5,4 |
18; 24 | 10,8 | 10; 20 | 7,0 | 6,6 |
18; 24; 30 | 12,6 | 10; 20; 30 | 8,5 | 8,1 |
18; 24; 30 | 14,4 | 10; 20; 30 | 10,3 | 9,9 |
В большинстве случаев конструкции одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий выполняют по каркасной схеме. Каркасные системы наиболее рациональны при значительных статических и динамических нагрузках, характерных для промышленных зданий, и значительных размерах перекрываемых пролетов.
Однако при небольших пролетах (до 12 м) и отсутствии тяжелого подъемного оборудования вместо каркасных конструкций применяют конструкцию с несущими стенами.
Несущим остовом одноэтажного каркасного промышленного здания служат поперечные рамы и связывающие их продольные элементы (рис. 4). Поперечная рама каркаса состоит из стоек, жестко заделанных в фундамент, и ригелей (ферм или балок), являющихся несущими конструкциями покрытия, опертых на стойки каркаса. К продольным элементам относятся фундаментные, обвязочные и подкрановые балки, несущие части покрытия.
Наружные стены каркасных зданий представляют собой лишь ограждающие конструкции и поэтому решаются как самонесущие или навесные. Конструктивная система покрытия может быть беспрогонной или с прогонами. В первом случае по несущим конструкциям покрытия укладывают крупноразмерные плиты (панели). Во втором случае вдоль здания укладывают прогоны, а по ним в поперечном направлении – плиты небольшой длины. Беспрогонная схема покрытия по затратам материала более экономична.
При шаге колонн каркаса 12 м и более возникает необходимость устройства подстропильных конструкций (рис. 46), на которые через 6 или 12 м устанавливают ригели (балки) или фермы. В случае, когда отсутствует подвесной транспорт и несущей конструкцией ограждающей части покрытия служат железобетонные плиты длиной 12 м, надобность в подстропильных конструкциях при шаге колонн каркаса, равному пролету плит, отпадает.
Рис. 4. Основные элементы каркаса одноэтажного промышленного здания:
а - общий вид; б - схема устройства подстропильных конструкций; в -схема устройства вертикальных связей в покрытии; 1 - фундамент под колонну; 2 - колонна каркаса; 3 -ригель (балка или ферма); 4 - подкрановая балка; 5 - фундаментная балка; б - несущая конструкция ограждающей части покрытия - плиты; 7 - подстропильная ферма; 8 - вертикальные связи между колоннами; 9 - вертикальные связи в покрытии; 10- наружная стена; 11 - оконные переплеты; 12 - ограждающая конструкция покрытия; 13 - воронка внутреннего водостока