Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу.

Вычисление равновесий Нэша

Чтобы для конкретной игры вычислить равновесие Нэша в чистых стратегиях, необходимо проверить наличие собственного значения оператора R для собственного числа 1. Оператор R - отображение произвольной игровой ситуации на совокупность лучших ответов игроков на задаваемую для них этой ситуацией обстановку. Таким образом, для бесконечных игр, за­дача сводится к нахождению вида этого оператора и решения уравнения

x* = R(x*) (1)

Пример. Вычисление равновесий Нэша для игры «Фермеры на общем поле».

Целевые функции игроков в этой игре Ki = хi (120 – х1 - х2). Функции выигрыша вогнуты по стратегиям игроков, поэтому в этой игре существует равновесие Нэша в чистых стратегиях.

Наилучший ответ игрока при фиксированном поведении противника вычисляется в результате нахождения максимума функции выигрыша по стратегии этого игрока, то есть xi*=Ri(x-i) = arg max Ki (xi,x-i).Частная производная в этой точке равна нулю, то есть Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru значит x1 =60– Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , i=1,2.

Получили систему уравнений

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

решением которой является пара стратегий x1 = х2 =40, приводящих к выигрышам K1= К2 =1600.

Заметим, что при условии безусловного сотрудничества игроков, то есть в случае объединения их выигрышей и выбора стратегий из условия максимизации нового критерия К = К11, х2) + К21, х2), стратегии игроков были бы х1 = х2 = 30 .

При этом K = 3600, то есть при распределении выигрыша поровну на долю каждого из игроков достается по 1800 единиц, что больше, чем при конкуренции. Эта оптимальная по Парето ситуация, не является, однако, равновесной, так как неустойчива по односторонним отклонениям игроков от оптимальной по Парето стратегии.

Система (1) может давать несколько решений, и все они будут равновесиями Нэша.

Кроме того, уравнения системы (1) могут оказаться зависимыми. Это значит, что равновесий Нэша в этой игре бесконечное множество. Например, для игры двух лиц с функциями выигрыша Кi = l(x1+x2- c)-xi, где l(x):= Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru множество равновесных ситуаций описывается равенством x1 + х2 = с. Такая ситуация характерна в основном для игр с раз­рывной функцией выигрыша.

Пример. «Нахождение равновесий Нэша в смешанных стратегиях в игре «Семейный спор».

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Пусть матрица выигрышей имеет вид Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Смешанная стратегия первого игрока определяется одним числом р – вероятностью выбора им первой стратегии, смешанная стратегия второго, соответственно, числом q. Вычисляем:

K1(x1,qx2 +(1 - q)y2) = 4q , K1(x2,qx2 + (1 - q)y2) = 1 – q.

Таким образом, при q < 0,25, наилучшим ответом первого игрока является стратегия у1, при q>0,25 - стратегия х1. При q = 0,25 обе стратегии равнозначны с точки зрения ожидаемого выигрыша. То есть наилучший ответ первого игрока:

p*(q) = Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Аналогично, наилучший ответ второго игрока:

q*(p) = Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Существуют принципы оптимальности, которые могут быть обоснованы только динамическим сценарием, в котором принимаемые стратегические решения зависят от предыдущих партий игры или хотя бы от начальной позиции. К числу таких принципов оптимальности относится один из наиболее распространённых – равновесие по Нэшу.

Для данной игры в нормальной форме предположим, сто игроки ведут себя так, как будто они не знают о своей стратегической взаимозависимости: когда игрок i рассматривает переключение со стратегии xi на стратегию yi, он не учитывает реакции остальных игроков на свой ход, т.е. ожидает, что остальные не изменят своей стратегии в ответ на его изменение. Это предположение правдоподобно, если игроков так много, что воздействие, производимое на общий исход одним отклонением, незначительно (см. пример 8).

Ещё одна возможная интерпретация предполагает полное знание игроком i функций выигрыша uj при Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru . Игрок может добывать информацию о функциях uj, наблюдая реакции игроков из Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru на используемые им стратегии, выгодные в том положении, что никакой реакции остальных не последует.

Определение1. пусть дана игра в нормальной форме (9.1). Исход Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru есть равновесие по Нэшу (NE-исход) игры Г, если

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Обозначим через NE(Г) множество равновесий по Нэшу в игре Г.

Пример: двоичный выбор с взаимным влиянием.

Пусть имеется много идентичных игроков. Каждый из них должен выбрать одну из двух стратегий: 0 (использовать собственный автомобиль) или 1 (ездить на автобусе).

Если s, Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , - доля игроков, использующих стратегию 1, то числа Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru и Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru обозначают соответственно выигрыши любого игрока, использующего стратегию 1 и стратегию 0 соответственно. Тогда получаем следующую игру в нормальной форме:

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru .

Пусть функции Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru такие, как на рис. ????.

Это означает, что если доля игроков, использующих общественный транспорт, больше Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , то уличное движение настолько свободное, что водитель автомобиля счастливее, чем пассажиры автобуса. Если же доля автомобилистов больше, чем Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , то движение настолько интенсивное, что сравнение теперь в пользу пассажиров автобусов.

В этой игре равновесиями по Нэшу являются исходы Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , для которых выполнено условие

Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru ,

означающее, что для каждого отдельно взятого игрока обе допустимые стратегии равноценны.

Положим, например, Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru .Тогда получаем Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru . Отсюда следует, что равновесными по Нэшу являются все такие исходы Занятие 5-6. Тема 2. Равновесие по Нэшу. - student2.ru , для которых от 451 до 479 компонент равны (т.е. соответствующие игроки ездят автобусом).


Наши рекомендации