Выявление социально-экологического эффекта от внедрения
В производство разработки дипломника
В методологическом смысле, согласно работе [31], автоматизация и
механизация напрямую связаны с методами и средствами обеспечения безопасности. Эти методы реализуются при механизации и автоматизации производственных процессов, при дистанционном управлении оборудованием, использовании роботов и манипуляторов, автоматических линий и систем. Разработка и проектирование управляющих систем энергетических, электротехнических и электромеханических объектов связаны также с совершенствованием производственной среды (ноксосферы) и приведением в соответствие характеристик ноксосферы с характеристиками человека. Кроме того, при проектировании управления энергетическими объектами, следует показать, как их функционирование повлияет на выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс их в воду, на загрязнение почвы отходами. Дипломник должен продемонстрировать, как это реализуется при внедрении его разработки, к какому конкретно эффекту оно приводит. При этом следует обратиться к классификации результатов мероприятий по улучшению условий труда, включающей следующие показатели:изменения состояния условий труда;социальные;социально-экологические;экономические.
Каждый из этих пунктов разделится на несколько подпунктов. Изменение состояния условий труда оценивается: повышением уровня безопасности труда;
улучшением санитарно-гигиенических показателей; улучшением психофизиологических показателей; улучшением эстетических показателей.
Повышение уровня безопасности труда характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов безопасности труда и строительных норм и правил, а также других нормативно-технических документов.
При выявлении эффекта по улучшению состояния окружающей среды следует показать, как разработка дипломника снижает выбросы, отходы, как заменяются токсичные отходы на нетоксичные, как снижается шум и вибрация, интенсивность излучений и электромагнитных полей и т.д., какие применяются для этого средства и методы.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации (ЧС) - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне на промышленном объекте или любой территории в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного происхождения, характеризующегося резким нарушением установившихся процессов или явлений и оказывающего значительное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
В развитии любой ЧС можно выделить следующие характерные стадии: стадия зарождения; инициирование ЧС; кульминация; затухание.
На основе выделения стадий (фаз) процессов формирования ЧС могут быть построены типовые модели их возникновения и развития. Задача управления состоит в выработке и реализации таких воздействий, которые могут прервать развитие ЧС.
Для обеспечения БЖД в ЧС необходимо заблаговременно накапливать средства защиты.
Обеспечение БЖД в ЧС представляет собой комплекс организованных инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни и здоровья человека. Оно имеет следующие направления в решении задач: прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС; планирование мероприятий по предотвращению или снижению вероятности ЧС, а также сокращению масштабов последствий; обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС; обучение населения действиям в ЧС; ликвидация последствий ЧС.
БЖД в ЧС обеспечивается тремя способами защиты: эвакуацией, использованием индивидуальных средств защиты; использовании средств коллективной защиты.
Дипломник должен продемонстрировать умение проводить общий и детальный анализ опасностей, строить дерево опасностей, используя для этого теорию вероятности и специальные логические символы, определять вероятность несчастного случая и риска [18].
Профилактике аварий и чрезвычайных ситуаций посвящены работы [20, 32].