Нетрадиционные методы оценки персонала
«360о аттестация»
При «360о аттестации» сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами, своими деловыми партнерами, клиентами и своими подчиненными и даже самим собой. Сильная сторона данной технологии в том, что, реализуясь регулярно, она позволяет контролировать и отслеживать профессиональный рост сотрудников, их соответствие занимаемой должности, что, в свою очередь, является отправной точкой для определения методов работы с кадрами, совершенствуя профессионализм сотрудников и повышая эффективность работы.
Задачи оценки персонала по методу "360 градусов":
Оценить компетентность руководителя с помощью исследования мнения подчиненных, коллег и выше стоящего руководства
Оценить адекватность самооценки руководителя с помощью сравнения его самооценки с оценкой других членов коллектива.
Провести сравнительный анализ эффективности руководителей компании, выявить наиболее перспективных и успешных руководителей.
Выявить проблемные зоны и зоны развития отдельных руководителей и компании в целом.
Составить план развития каждого руководителя на основе сравнительного анализа.
Результаты:
1. На основе общественного мнения с помощью Диагностики «360 градусов» могут быть выявлены такие компетенции сотрудников, как:
профессионализм;
умение организовать работу подразделения;
лидерские качества;
стрессоустойчивость;
умение сотрудничать;
коммуникабельность;
целеустремленность;
умение делегировать полномочия;
умение мотивировать подчиненных и др.
2. Отчет об эффективности отдельных руководителей и общих тенденциях в руководстве компании;
3. Рекомендации тестируемым руководителям с обозначением сильных и слабых сторон на основе общественного мнения;
4. Обобщение полученных результатов, выводы и рекомендации;
5. Составление сравнительного рейтинга руководителей оценки подчиненных и коллег;
6. Составление рейтинга руководителей по усредненному показателю эффективности;
7. Рекомендации по составлению группы резерва, дальнейшей оценки руководителей, развитию руководителей.
Результаты:
Оценка результативности работы сотрудников;
Анализ профессиональной компетентности;
Описание личностных качеств аттестуемых;
Выявление индивидуальных зон роста;
Рекомендации по повышению эффективности деятельности;
Выявление внутригрупповых ценностей и ориентиров.
Психологические методы оценки
Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимость привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом – будущих руководителей.
Метод критических случаев
Метод критических случаев предполагает фиксацию достижений (успешного выполнения поручений, экономии расходов, выдвижения ценных предложений и т. д.) и недостатков (опоздание на работу, невыполненные поручения, допущенные ошибки и т. д.) за определенный временной период. Затем в соответствии с целями оценки различным видам достижений и недостатков начисляется определенное число баллов, т. е. устанавливается значимость каждой категории. Полученные за достижения и недостатки баллы суммируются и используются для общей оценки сотрудника.
Суть этого метода состоит в том, что тестирующий постоянно записывает удачные или нежелательные примеры (случаи) исполнения обязанностей каждым подчиненным, затем каждые 6 месяцев обсуждает их с ними. Этот метод часто используют в дополнение к методу ранжирования, поскольку он предоставляет неопровержимые факты, необходимые для объяснения оценки.
Цели данного метода:
-устранение недостатков в исполнении обязанностей подчиненными
-определение наличия необходимых качеств и степени овладения трудовыми функциями подчиненного
-определение потенциальных способностей и готовности к профессиональному и служебному росту
-установка систем премий и иных дополнительных выплат для повышения мотивации наиболее способных сотрудников
-разработка стандартов оценки, включающие в себя непосредственно практические навыки
25. Цели мотивации. Обзор инструментов мотивации персонала. Государственные гарантии по оплате труда работников.
Система мотивации персонала – одна из базовых составляющих системы управления организацией. Цели и методы мотивации непосредственно зависят от миссии и стратегии организации, взаимоотношений между владельцами и наёмным персоналом, используемого стиля управления. Различный характер идеологических основ организации, соотношение идеологии и практики управления определяют соотношение используемых материальных и нематериальных стимулов, использование поощрений и наказаний и т. п.
ЦЕЛИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Менеджер, выполняя свои функции в организации, должен осознавать, что в широком смысле система мотивации сотрудников должна способствовать достижению трёх серьёзных целей: