Автор показал, что на поведение людей влияет не только удов-

Летворенность, но и неудовлетворенность тех или иных пот-

Ребностей. Причем эти состояния друг с другом не связаны,

И факторы, влияющие на одно, совершенно не обязательно

Должны воздействовать на другое. Исходя из своей модели

Герцберг предложил две своего рода ≪шкалы≫, на одной из ко-

Торых демонстрировалось изменение состояния потребнос-

Ти от удовлетворенности до полного отсутствия удовлетво-

Ренности, а на другой —от неудовлетворенности до полного

Отсутствия неудовлетворенности. Сами же потребности он

Разбил на две группы: мотивационные (в признании, успехе,

творческом росте, по службе и пр.) и ≪гигиенические≫, свя-

Занные с условиями труда (заработок, состояние внутренней

Среды и т. п.), и показал, что возможность удовлетворения пот-

Ребностей в мотивационных факторах повышает результатив-

Ность труда. Но когда потребности удовлетворены, их воздейс-

твие исчезает. С потребностями в ≪гигиенических≫ факторах

Дело обстоит наоборот —их неудовлетворенность вызывает

У людей значительное недовольство и резко снижает стимулы

К активной деятельности. Однако удовлетворенность не вы-

зывает ≪трудового подъема≫, а лишь создает предпосылки для

Него.

Таким образом, ≪гигиенические≫ факторы не мотивируют

Работников, а только предотвращают появление у них чувства

Неудовлетворенности своей деятельностью и ее условиями. Это

Привело Герцберга к неожиданному на первый взгляд выводу,

Что за счет заработной платы мотивировать людей нельзя. Для

Стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще

И мотивационных факторов.

Хотя Герцберг и другие сторонники данного подхода вне-

Сли важный вклад в понимание мотивации и ее факторов, они

Не учли многих обстоятельств, необходимых для объяснения

Ее механизма. В первую очередь это касается психологических

Моментов и влияния внешней среды.

В п о・ е・ с・ ы・ ・ т о・ и・ хм т・ в・ ц・ иповедение・ личности

Определяется не только ее потребностями, но и восприятием

Ситуации, ожиданиями, связанным с ней учетом своих возмож-

Ностей, последствий выбранного типа поведения. В результате

их ≪комплексной оценки≫ человек принимает решение об ак-

Тивных действиях или бездействии.

В рамках процессного подхода, прежде всего, необходи-

Мо выделить т ео ри ю о жи да ни й В В ру ма. Он считал, что по-

Мимо осознанных потребностей людьми движет надежда на

Справедливое вознаграждение. Степень его желательности для

Человека получила название валентности. Если вознагражде-

Ние имеет ценность, то валентность положительна; отношение

К нему негативное —валентность отрицательна; если же без-

Различное —нулевая.

Причем валентность весьма субъективна и для разных

людей неодинакова. Это очень хорошо видно на примере

Заработной платы, ту или иную величину которой одни

Считают недостойной, а другие готовы трудиться ради нее

С утра до ночи.

Представление людей о том, в какой мере их действия

Приведут к определенным результатам, получило название

Ожидания. Оно может относиться к возможности выполнения

Какой-то работы и получения за нее справедливого вознаграж-

Дения. Ожидание зависит от психологии личности, ее опыта,

Интуиции, способности оценить обстановку. Оно оказывает

Значительное влияние на активность человека, его стремление

К достижению поставленной цели. Поскольку ожидание явля-

Ется вероятностной категорией, его числовая характеристика

Изменяется в диапазоне от 0 до 1.

Итоговая оценка, определяющая степень мотивирован-

Ности человека к определенной деятельности, интегрирует

В себе оценки вероятности того, что, во-первых, работник смо-

Жет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов

первого рода), во-вторых, его успех будет замечен руководите-

Лем и должным образом вознагражден (ожидание результатов

второго рода) и, в-третьих, оценку возможного вознагражде-

Ния как такового (валентность).

Другая концепция процессного подхода —т ео ри я

С пр ав ед ли во ст и Д ж. А да мс а, который утверждает, что на

Мотивацию человека в значительной степени влияет спра-

Ведливость оценки его текущей деятельности и ее результа-

Тов. Справедливость определяется из сопоставления текущей

Оценки с предыдущими, а также с оценками аналогичных до-

Стижений других людей. Если человек видит, что к нему под-

Наши рекомендации