Учет продукции в натуральном, трудовом и стоимостном выражении
Продукт в натурально-вещественной форме может учитываться в натуральных единицах измерения (в физических единицах - шт., т, кг).
Учет продукции в натуральном выражении позволяет осуществить контроль за выполнением производственного планаи предупредить возникновение диспропорций в работе отдельных подразделений (цехов) предприятия.
В отчетности предприятий в натуральном выражении показывается выпуск не всех видов продукции, т.к. это сильно увеличивало бы объем отчетности. Номенклатура важнейших видов продукции, выработка которых должны показываться в натуральном выражении, разрабатывается органами государственной статистики.
Разновидностью натурального учета является учет продукции в условно-натуральных измерителях.
Для определения объёма продукции в условных натуральных единицах следует объём продукции в натуральных единицах измерения умножить на коэффициент пересчёта.
,
где
Пример 1
Вид изделия | Выработано единиц | Коэффициент перерасчета | Выработано условных единиц |
Тетрадь школьная 12 листов (условный продукт) | 1,0 | ||
Тетрадь школьная 18 листов | 1,5 | ||
Тетрадь школьная 96 листов | |||
ИТОГО условных тетрадей (12 листов) | Х | - |
Сущность учета продукции в трудовом выражении заключается в том, что объем выработанной продукции измеряется в нормативных человеко-часах, т.е. количеством труда, которое необходимо затратить на выработку данной продукции по действующим нормам. Для этого количество продукции каждого вида в натуральном выражении умножают на нормативную трудоемкость единицы (tНОРМ); произведения суммируют.
Полученный показатель правильнее называть показателем объема производственной работы, а не объема продукции. Этот метод используется для контроля за работой цехов, участков, бригад.
Пример 2
Выполнение плана по производству продукции цеха
Вид продукции | Выпуск, штук | Нормативная трудоемкость производства 1 штуки, чел.-час. | Выпуск в нормативных чел.-час. | ||
План | Отчет | План | Отчет | ||
А | 13,6 | 489,6 | |||
Б | 15,1 | 634,2 | 619,1 | ||
ИТОГО | Х | Х | Х | 1110,2 | 1108,7 |
Аналогично условно-натуральным показателям, объем продукции (производственной работы) может быть рассчитан в условно-трудовых показателях. В данном случае так же количество разнообразных видов продукции при помощи коэффициентов перевода выражают в условных единицах. Коэффициенты перевода определяют на основе соотношения трудоемкости различных видов продукции.
,
где
Обобщающую характеристику производства продукции в целом по предприятию, по совокупности предприятий, по отрасли, по экономике в целом можно получить только с помощью стоимостного учета.
Учет продукции на микроуровне (в фирме, на предприятии), а также в отрасли должен быть сопоставим по методологии с макроэкономическим учетом, т.к. показатели продукции по отдельным видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД используются в СНС при вычислении ВВП. В качестве основных показателей отрасли используются показатели ВАЛОВОГО ВЫПУСКА (ВВ) и ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ (ВДС). Показатели выпуска и ВДС исчисляются в текущих (на момент производства, а не момент реализации) и постоянных ценах. Оценка показателей продукции в постоянных ценах используется для изучения динамики физического объема произведенной продукции.
Традиционно в отечественной статистике на практике использовалась следующая система стоимостных показателей
валовой выпуск ВВ
валовой оборот ВО
валовая продукция ВП
товарная продукция ТП
реализованная продукция РП
Валовой выпуск(ВВ)-стоимостное выражение всех готовых изделий, произведённых полуфабрикатов и законченных услуг, произведенных предприятием за определенный период независимо от направления их фактического использования и степени законченности. В валовой выпуск не входит выручка от реализации выбывшего имущества и от реализации забракованной продукции.
Валовой оборот(ВО) предприятия - сумма валового выпуска и изменения остатков незавершенного производства (на предприятиях с длительным производственным циклом):
ВО = ВВ + DНЗП,
где DНЗП = НЗПК - НЗПН
Таким образом, в валовой оборот входят:
· стоимость готовой продукции,
· стоимость произведенных полуфабрикатов,
· стоимость продукции вспомогательных цехов,
· стоимость выполненных работ промышленного характера, как для отпуска на сторону, так и для использования на данном предприятии,
· стоимость электроэнергии, выработанной собственной электростанцией,
· изменение остатков незавершенного производства (как разность стоимости незавершенного производства на конец и начало отчетного периода) – на предприятиях с длительным производственным циклом.
Если предприятие не имеет длительного производственного цикла, т.е. остатки незавершенного производства отдельно не учитываются, то валовой оборот совпадает с валовым выпуском.
Внутрипроизводственный (внутризаводской) оборот(ВЗО)- стоимость произведенных полуфабрикатов и работ, потребленных предприятием на свои нужды.
Валовая продукция (ВП) предприятия представляет собой стоимость общего результата его производственной деятельности за определенный период. В данном показателе учитываются все произведенные в данном периоде продукты, отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.
Валовая продукция рассчитывается двумя способами:
· исходя из валового оборота
· на основе поэлементного подсчета (заводской метод).
1. Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличается от валового оборота на величину внутризаводского оборота:
,
где ВП- валовая продукция,
ВО- валовой оборот,
ВЗО- внутризаводской (внутрипроизводственный, внутрифирменный) оборот.
При поэлементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, а затем результаты по всем элементам суммируются. Т.е. стоимость валовой продукции поэлементным подсчетом равна:
Стоимость готовой продукции + реализованные полуфабрикаты + остаток нереализованных полуфабрикатов + стоимость работ промышленного характера + проданная на сторону электроэнергия + сальдо незавершенного производства.
В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия, но он определяется предприятиями, т.к. данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления добавленной стоимости и для выяснения динамики производства.
Товарная продукция конечный результат деятельности предприятия за данный период. Это та часть продукции предприятия, которая реализована или готова к реализации на сторону.
Её составляютследующие элементы:
· готовая продукция,
· полуфабрикаты, предназначенные для реализации,
· работы и услуги промышленного характера.
В неё не включают:
§ нетоварные элементы, т.е. результаты производственной деятельности, не предназначенные к отпуску за пределы предприятия (незавершённое производство),
§ а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии (стоимость давальческого сырья).
Таким образом, товарная продукция представляет собой разность валовой продукции и остатков незавершенного производства, давальческого сырья
Стоимость отгруженной продукции (ОтП) можно рассчитать как разность товарной продукции и изменения остатков готовой продукции на складе.
ОтП = ТП - DГПС
Реализованная (оплаченная) продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде.
Здесь: DГПС – изменение остатков готовой продукции на складе,
СР – средства в расчетах (отправленная, но не оплаченная продукция или услуги).
При изучении реализованной продукции необходимо понимать ее отличие от отгруженной продукции. Стоимость отгруженной и реализованной продукции одного и того же периода могут не совпадать, потому что реализованная продукция – та, за которую пришли деньги. В состав реализованной продукции данного периода включается отгруженная продукция предыдущего периода, за которую оплата поступила в данном периоде. Соответственно часть отгруженной продукции данного периода может быть оплачена в следующем периоде и войдет в состав реализованной продукции того периода.
Таким образом, имеется балансовая модель для стоимостного объема оплаченной продукции, которая позволяет проанализировать динамику данного показателя в зависимости от динамики его составляющих:
Балансовая модель позволяет рассчитать долю прироста оплаченной продукции под влиянием изменения каждого из факторов, входящих нее:
т.е.
Часто в практике управления предприятием необходимо оценить изменение физического объема произведенной товарной (реализованной) продукции. По всему ассортименту продукции это можно сделать только в сопоставимых ценах. Динамику физического объема продукции можно определить на основе системы взаимосвязанных индексов, зная индекс динамики стоимости произведенной (реализованной) продукции и общий индекс цен на данную продукцию (дефлятор):
.
Несмотря на то, что данная система показателей в явном виде в современной статистике валового внутреннего продукта и национального дохода не востребована, сама взаимосвязь между этими показателями интересна, т.к. дает возможность углубить анализ результатов производственной деятельности.
Современная система стоимостных показателей продукции не столь обширна, как прежняя, но более универсальна, носит сквозной характер. Для микро- и макроуровня это прежде всего валовой выпуск, валовая добавленная стоимость, чистая добавленная стоимость. Только для экономики в целом – валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт.
Валовой выпуск – это стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйствующей единицы за рассматриваемый период. Термин «валовой» означает, что из показателя не исключается стоимость израсходованного сырья, материалов, других элементов промежуточного потребления, а также потребления основного капитала. Он включает:
- Товары и услуги, поставленные другим экономическим единицам;
- Продукцию, произведенную для собственного конечного потребления и накопления;
- Некоторые услуги, производимые для собственного конечного потребления.
На макроуровне именно показатель валового выпуска представляет собой начальную точку в измерении результатов производства.
Различают два типа выпуска: рыночный и нерыночный.
Рыночный выпуск включает товары и услуги:
· Реализуемые по экономически значимым ценам;
· Обмениваемые по бартеру на другие товары (услуги) или активы;
· Предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
· Поставляемые другим структурным подразделениям того же предприятия;
· Готовая продукция и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителей и предназначенные для рыночного использования.
Нерыночный выпуск включает товары и услуги:
· Производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления;
· Предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим единицам;
· Готовая продукция и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителей.
Рыночный выпуск, а также товары и услуги, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, рекомендуется оценивать в основных ценах. Это цена реализации производителя, за исключением любых налогов на продукты и включая субсидии на продукты.
Валовая добавленная стоимость (ВДС)рассчитывается как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением:
ВДС=ВВ-ПП.
Это ключевое понятие в экономическом и социальном анализе предприятия. Она представляет собой богатство, созданное предприятием, т.е. стоимость, добавленная к стоимости сырья, энергии, услуг.
Промежуточное потребление – это стоимость товаров (за исключением инвестиционных) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства товаров и услуг. Оно включает:
· Затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.;
· Оплату работ и услуг, предоставленных другими единицами и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, рекламные расходы, услуги банков, страхования, юристов, консультантов и др.);
· Расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц.
Методика расчета показателей:
1. Отгружено товаров и услуг собственного производства (без НДС и акцизов).
2. Отгружено товаров, приобретенных на стороне (без НДС и акцизов).
3. Промышленная продукция собственного производства, переданная своим непромышленным подразделениям.
4. Сельскохозяйственная продукция собственного производства, переданная своим несельскохозяйственным подразделениям.
5. Изменение остатка готовой продукции собственного производства.
6. Изменение остатка незавершенного производства.
7. Расходы на приобретение товаров для перепродажи.
8. Изменение остатка товаров для перепродажи.
9. Выпуск товаров и услуг (стр. 1 + 3 + 4 + 5 + 6).
10. Расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий на складе для производства и реализации продукции.
11. Изменение остатка сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий на складе для производства и реализации продукции.
12. Работы и услуги, выполненные сторонними организациями.
13. Арендная плата.
14. Другие расходы, связанные с производством продукции, включаемые в промежуточное потребление.
15. Промежуточное потребление (стр. 10 + 12 + 13 + 14 — 11).