Тема: Негативные факторы среды обитания. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации
Задание 1. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Классификация негативных факторов в системе «человек – среда обитания»
2. Принципы нормирования опасных и вредных факторов.
3. Микроклимат. Основные параметры микроклимата в производственных помещениях.
4. Способы оценки и нормирования параметров микроклимата.
5. Создание оптимальных параметров микроклимата в производственных помещениях.
Задание 2. Измерить параметры микроклимата в помещениях
Порядок работы.
1. Познакомится с нормативным документом СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора термоанемометр DT-620 (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить скорость воздуха.
4. Измерить расход воздушного потока.
5. Измерить температуру воздуха.
6. Измерить температуру поверхности.
7. Оценить параметры микроклимата на основании проведенных замеров и нормативных документов.
8. Разработать рекомендации по оптимизации параметров микроклимата в помещениях.
9. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Задание 3. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
Освещение. Основные характеристики производственного освещения.
Способы оценки и нормирования производственного освещения.
Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
Задание 4. Измерить освещенность и яркость, создаваемую источниками освещения в помещениях.
Порядок работы.
1. Познакомится с нормативными документами:
ГОСТ 24940-96 - Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 26824-2010- Здания и сооружения. Методы измерения яркости
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора люксметр DT-8809A (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить уровень освещенности рабочих мест.
4. Измерить уровень яркости.
5. Оценить уровень освещенности рабочих мест на основании проведенных замеров и нормативных документов.
6. Разработать рекомендации по оптимизации параметров освещения.
7. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Задание 5. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
Шум.Производственный шум, его классификация.
Способы оценки и нормирования уровня шума.
Воздействие шума на организм человека.
Задание 6. Измерить уровень акустического шума.
Порядок работы.
1. Познакомится с документами, нормирующими параметры шума в производственных и других помещениях.
2. Познакомиться с порядком эксплуатации, предназначением и принципом работы прибора «измеритель шума» (шумомер) DT-805 / 805L (см. инструкцию к прибору).
3. Измерить уровень шума при разных видах деятельности.
4. Оценить уровень шума на основании проведенных замеров и нормативных документов.
5. Разработать рекомендации по снижению уровня шума в производственных и других помещениях.
6. В рабочей тетради оформить протокол занятия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Действие ультра- и инфразвука на организм человека. Предельно допустимые уровни. Основные методы защиты и борьбы с действием ультра- и инфразвука.
2. Особенности воздействия лазерного излучения.
3. Действие ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защитные мероприятия.
4. Естественные и антропогенные электромагнитные поля, их характеристики. Действие электромагнитных полей на организм человека. Нормирование и методы защиты.
5. Ионизирующие излучения, их виды и физическая характеристика. Биологическое действие на организм человека. Защита от ионизирующих излучений
6. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Основные способы и средства электрозащиты
7. Безопасность при работе с компьютером.
8. Вибрация. Производственная вибрация, ее характеристика.
9. Способы оценки и нормирования уровня вибрации.
10. Методы снижения уровня вибрации и шума на производстве.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 (2 часа)
Тема: Опасные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Стихийные бедствия, определение, классификация. Ураганы, бури, смерчи, волна холода и др. определение, основные характеристики. Оползни: естественные и искусственные причины.
2. Действия учителя до, во время и после стихийных бедствий.
3. Наводнения, определение, виды, причины наводнений на реках Западной Сибири.
4. Экологические ЧС антропогенного происхождения.
5. Экология жилища. Опасные и вредные факторы современного жилья. Правила безопасности при пользовании электроприборами, газовыми плитами, средствами бытовой химии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 (2 часа)