Производственнойпрактики (нир)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ (НИР)
Направление подготовки:
Экономика
Направленность (профиль)
Экономика и региональное управление
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения: очная, заочная
Брянск – 2016
Рабочая программа производственной практики (НИР) по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) /О.В. Бабич, Л.С. Митюченко – Брянск: ФГБОУ ВПО БГУ, 2016
Рабочая программа производственной(НИР) практики предназначена для освоения раздела основной образовательной программы «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) на втором году обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОпо направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) направленность (профиль) Экономика и региональное управление.
Отдельные разделы рабочей программы производственной практики (НИР) содержат методические рекомендации преподавателям и методические указания студентам-магистрантам по организации и проведению практики.
Составители:
Бабич О.В. - доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Митюченко Л.С. - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социально-экономического института Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Рецензенты:
Чирков Е.П. - доктор экономических наук, начальник научно - исследовательского отдела «Экономика и управление в агропромышленном комплексе» Брянской государственной сельскохозяйственной академии, профессор.
Шуклина З.Н. - доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга социально-экономического института Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Программа утверждена на заседании кафедры экономики и управления ФЭФ ИЭиП, протокол №6 от 11.05.2016 г.
Составители _______________________________О.В. Бабич
________________________________Л.С. Митюченко
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..
1. Цели и задачи освоения производственной практики.
2. Место производственной практики в структуре ОПОП..
3. Требования к результатам освоения производственной практики. Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Процесс прохождения производственной практики. 6
3.2. Дескрипторные характеристики компетенций. 8
4. Организационно-методические данные производственной практики. 10
4.1. Организационно-методические данные производственной практики. 10
4.2. Руководство производственной практикой. 12
5. Структура и содержание производственной практики. 12
6. Научно-исследовательские и научно-учебные технологии, используемые на производственной практике. 14
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике. 15
7.1. Основное содержание инструктажа по технике безопасности. 15
7.2. Рекомендации по подготовке и оформлению отчетной документации. 15
7.3. Содержание фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов по практике.
7.4. Индивидуальные задания на период прохождения производственной практики 16
7.5. Контролируемый результат освоения компетенций в период практики и используемые оценочные средства. Ошибка! Закладка не определена.
8. Формы промежуточной аттестации по итогам производственной практики
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики 19
10. Материально-техническое обеспечение производственной практики. 20
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки в магистратуре 38.04.01 Экономика направленность (профиль) Экономика и региональное управлениепроизводственная практика (НИР). Она может проводится в структурных подразделениях вуза в стационарной форме, а также в форме его работы в управлениях, организациях, на предприятиях и в высших учебных заведениях; обладающих необходимым научно-техническим и кадровым потенциалом.
Практика решает задачи овладения магистрантами методологией и методикой управленческо-экономической работы, использования современных информационных технологий в экономике, приобретения умений и навыков управления в сфере народного хозяйства, получения, обработки, хранения и распространения научной экономической информации, в том числе для подготовки своей магистерской диссертации.
Производственная практика (НИР) студентов-магистрантов, обучающихся по направлению подготовки в магистратуре 38.04.01 Экономика направленность (профиль) Экономика и региональное управление на финансово-экономическом факультете ИЭИП БГУ, в соответствии с утвержденным учебным планом и графиком учебного процесса, проводится на первом году обучения студентов очной формы обучения и на втором году обучения студентов заочной формы обучения.
1. Цели и задачи освоения научно-исследовательской практики
Производственная практика (НИР) – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами-магистрантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе, подготовку их к будущей профессиональной деятельности.
Целью производственной(НИР) практики является закрепление и углубление теоретической, методологической подготовки магистрантов и приобретение им практических и научно-исследовательских навыков работы по выбранному направлению подготовки, а так же сбор и обработка различного типа экономической информации для проведения исследования в рамках написания избранной темы ВКР.
Основными задачамипроизводственной (НИР) практики являются:
1. Овладение необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками по избранному направлению подготовки;
2. Овладение методами исследования, в наибольшей степени соответствующие направлению избранной студентом направленности (профиля);
3. Разработка инструментария проводимых исследований, планов и программ проведения научных исследований;
4. Подготовка данных для составления обзоров и научных публикаций;
5. Разработка теоретических и экономических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов.
6. Сбор, обработка, анализ и систематизация фактического материала и информации по теме магистерской диссертации;
7. Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
8. Развитие качества личности будущего профессионального работника, специализирующегося в сфере государственного и регионального управления.
2. Место производственной (НИР) практики в структуре ОПОП ВО
Производственная (НИР) практика относится к блоку Б2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», является обязательным элементом ОПОП магистратуры, и направлена на формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
В теоретическом плане перед прохождением практики магистрант должен успешно освоить такие учебные дисциплины ОПОП как: «Научные основы управления», «История и методология экономической науки», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
В процессе прохождения производственной(НИР) практики формируется ряд значимых компетенций, оказывающих большое влияние на качество подготовки выпускников. Прохождение практики является необходимой основой для написания магистерской диссертации.
Требования к результатам освоения производственной практики
Уметь:
- применять современные методы эконометрического анализа;
- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
- использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро-, макро- и мировом уровне.
- использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;
- проводить обследование организаций социально-экономической и научно-исследовательской направленности, выявлять информационные потребности государственных и региональных организаций;
- ставить и решать прикладные задачи в рамках государственного и регионального управления с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Владеть:
- навыками анализа существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современного инструментария;
- навыками организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;
- навыками поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов;
- навыками проведения оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
- навыками прогнозирования динамики основных социально - экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
- навыками разработки и обоснования социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- навыками разработки стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;
- навыками руководства экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти.
- современной методикой построения эконометрических моделей;
- способностью использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной(НИР) практики
Проведение производственной практики сопровождается необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением. Для выполнения самостоятельной работы и подготовки отчета по практике студентам необходим пакет программ MicrosoftOffice 2007, в частности MicrosoftOfficeWord 2007 и MicrosoftOfficeExcel 2007.
Литература:
а) основная
1. Рогожин М. Ю.. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.|Берлин:Директ-Медиа,2014. -238с.
2. Кузнецов И. Н.. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2013. -283с.
3. Рузавин Г. И.. Методология научного познания: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -287с.
4. Жоль К. К.. Логика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -400с.
5. Родионова Н. В.. Методы исследования в менеджменте: учебник. Модуль 1. Организация исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -415с.
6. Количественные методы в экономических исследованиях: учебник [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -687с.
б) дополнительная
1. Абрамов А. П., Боев Е. И., Каменский Е. Г.. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / М.|Берлин:Директ-Медиа,2015. -385с.
2. Гнатюк В. И.. Оптимальное управление крупным инфраструктурным объектом (организацией, предприятием, фирмой) методами рангового анализа: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -290с.
3. Игнатьева А. В., Максимцов М. М.. Исследование систем управления: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -167с.
4. Козлов И. А.. Экономическая модель России XXI века. Исследования по определению параметров создаваемой экономической модели России XXI века [Электронный ресурс] / М.:Креативная экономика,2013. -560с.
5. Митрофанова И. В., Иванов Н. П., Митрофанова И. А.. Регион: экономика, политика, управление: учебник [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -600с.
6. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -528с.
7. Стволыгин К. В.. Организация научного исследования в социальной сфере [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2013. -37с.
8. Тургель И. Д.. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -765с.
9. Тарасенко В. В.. Логика и методология управления: книга для руководителя: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -368с.
10. Уткин В. Б., Балдин К. В.. Информационные системы и технологии в экономике: учебник [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2015. -336с.
11. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 368 с.
12. Ясницкий Л.Н. Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов/ Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич. – М., 2011. – 294 с.
в) Интернет-ресурсы:
http://vak.ed.gov.ru – Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации
http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www.dissercat.com – Электронная библиотека диссертаций
http://biblioclub.ru – Библиоклуб - Электронные книги для образования, бизнеса, досуга
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Финансово-экономический факультет
Кафедра экономики и управления
Направление подготовки 38.04.01Экономика
Направленность Экономика и региональное управление
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (НИР) ПРАКТИКЕ
Студента(ки) __ группы __ курса
Иванова Ивана Ивановича
Место прохождения практики:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ (НИР)
Направление подготовки:
Экономика
Направленность (профиль)