СистемауправленияпредприятиемERP
Вначале90-хгг.аналитическаякомпанияGartnerGroupввелановоепонятие.СистемыклассаMRPIIвинтеграциисмодулемфинансовогопланированияFRP(financerequirementsplanning)получилиназваниесистемпланированияресуровпредприятийERP(enterpriseresourceplanning).Иногдатакжевстречаетсятермин«планированиересурсоввмасштабахпредприятия»(Enterprise-wideResourcePlanning).ERPустраняетнеобходимостьвпередачеданныхотоднойсистемыкдругой,атакжеобеспечиваетодновременнуюдоступностькинформациилюбогочисласотрудниковпредприятия,обладающихсоответствующимиполномочиями.
ОсновныемодулиERP-систем:
—управлениефинансами;
—управлениематериальнымипотоками;
—управлениепроизводством;
—управлениепроектами;
—управлениесервиснымобслуживанием;
—управлениекачеством;
—управлениеперсоналом.
ДополнительныемодулиERP(стандартAPICS):
—управлениелогистическимицепочками–SCM(SupplyChainManagement);
—усовершенствованноепланированиеисоставлениепроизводственныхграфиков
–APS(AdvancedPlanningandScheduling);
—управлениевзаимоотношениямисклиентами–CRM(CustomerRelationshipManagement);
—электроннаякоммерция–EC(ElectronicCommerce);
—управлениеданнымиобизделии–PDM(ProductDataManagement)илиPLM(ProductLifecycleManagement);
—надстройкаBusinessIntelligence,включающуюинструментывобластиинтеллектуальнойбизнес-аналитики(построениехранилищданных,OLAP,datamining,визуализацияиотчетность)идругиемодули.
ОсновныенаправленияразвитияERP
- углублениефункциональностиERP;
- созданиеспециализированныхотраслевыхрешений;
- совершенствованиемодулейуправлениямежкорпоративнымибизнес-процессами;
- развитиеархитектуры(SOA — Service-orientedarchitecture)исредствинтеграцииприложений.
ПримерыERP-систем
•OracleE-BusinessSuite
•SapBusinessOne
•1С:Предприятие8.0
•MicrosoftDynamics
СистемауправлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятияERPII(CSRP):
ERPII(EnterpriseResource&RelationshipProcessing–«Управлениересурсамиивзаимоотношениямипредприятия»,предложенGartnerGroup) — эторезультатразвитияметодологииитехнологииERPвнаправленииболеетесноговзаимодействияпредприятиясегоклиентамииконтрагентами.Приэтомуправленческаяинформациякомпаниинетолькоиспользуетсядлявнутреннихцелей,ноислужитдляразвитияотношенийсотрудничествасдругимиорганизациями.ВупрощенномвидеERPII — этоусовершенствованнаяERP-система,скоторойинтегрированыпродуктыклассаSCM(управлениеотношениямиспоставщиками)иCRM(управлениеотношениямисклиентами)плюскорпоративныйинтернет-портал,спомощьюкоторогосотрудникикомпаниимогутполучатьвсюнеобходимуюинформациюиоперативновзаимодействоватьдругсдругом,спартнерамииклиентами.
КонцепцияERPIIнаправленанаавтоматизациювнешнихсвязейинасозданиетакназываемого«виртуальногопредприятия»,отражающеговзаимодействиепроизводства,поставщиков,партнеровипотребителей,состоящееизавтономноработающихпредприятийиливременногообъединенияпредприятий,работающихнадоднимпроектом,программойидр.СистемаERPIIтакжеобладаетфункциямиуправленияфинансами,бухгалтерскийучет,управленияпродажамиипокупками,отношениясдебиторамиикредиторами,управлениеперсоналом,производство,управлениезапасами,позволяетуправлятьвзаимоотношениямисклиентами,цепочкамипоставок,веститорговлючерезИнтернет.
Приложение2
http://www.startlogistic.ru/-Логистика
Парадигмылогистикитесносвязанысчетырьмяэтапамиееэволюционногоразвития.Книмотносятся:
· аналитическая;
· технологическая(информационная);
· маркетинговая;
· интегральная.
ВокругэтихфундаментальныхпарадигмнаЗападесконцентрировалисьнаучныешколы,группыисследователейилогистическиесообщества.
Аналитическаяпарадигмапредставляетсобойпервоначальныйклассическийподходклогистикекакктеоретическойнауке,занимающейсяпроблемамиуправленияматериальнымипотокамивпроизводствеиобращении.Примеромконцентрацииисследованийвокруганалитическойпарадигмыявляютсяамериканскиеуниверситеты,гделогистика-однаизосновополагающихдисциплин.Аналитическаяпарадигмаосновананатвердойтеоретическойбазе,использующейприисследованияхметодыимоделитеорииуправлениязапасами,исследованияопераций,экономическойкибернетики,методыматематическойстатистикиидр.Характернойособенностьюпримененияаналитическойпарадигмыявляетсяпостроениедостаточносложнойэкономико-математическоймодели,отражающейспецификурешаемойлогистическойпроблемы.Такиемоделитребуютбольшогообъемаисходнойинформациииразработкисложныхалгоритмовпринятиярешенийвлогистическомуправлении,апрактическоеихприменение(исходяизуказанныхособенностей)сужаетсявосновномдовнутрипроизводственныхлогистическихсистем.Длябольшинствафирм,заинтересованныхвинтегральномподходеклогистическимисследованиям,аналитическаяпарадигманеудобна.
Технологическаяпарадигмапоявиласьв1960-хгг.итесносвязанасбурнымразвитиеминформационно-компьютерныхтехнологий.Философияданнойпарадигмызаключаетсявтом,чтосоднойстороны,можносформулироватьобщуюпроблемууправленияматериальнымпотокомлогистическогообъекта,асдругой-синтезироватьинформационно-компьютерноеобеспечениерешенияпроблемы.
Теоретическойосновойтехнологическойпарадигмыявляетсясистемныйподход,которыйприменяетсякакдлямоделированиясамихлогистическихобъектов,такидлясинтезасистеминформационно-компьютернойподдержки.Основныестратегиилогистическогоуправлениясостоятвтом,чтобыавтоматизироватьтривиальныезадачиииспользоватьинформационно-компьютернуюподдержкудлярешенияболеесложныхлогистическихзадач.Приэтомавтоматизациявсегопроцессауправленияматериальнымпотокомнеявляетсяцельювнутриданнойпарадигмы.ПрактическимпримеромиспользованиятехнологическойпарадигмыявляютсяширокораспространенныесистемыMRP(ManufacturingRequirements/ResourcePlanning)/DRP(DistributionRequirements/ResourcePlanning),применяемыевовнутрифирменномпланированиииуправлениизапасамиизакупкамиматериальныхресурсов,атакжепоставкамиготовойпродукциипотребителям(болееподробноосистемахречьбудетидтивследующихглавах).Однакологистическиесистемы,построенныенапринципахтехнологическойпарадигмы,неявляютсядостаточногибкимиидинамичнымиотносительносовременныхтребованийразвитиярыночнойэкономики.
Сначала1980-хгг.идонастоящеговремениврядеразвитыхстранприсинтезефирменныхлогистическихсистемчастоприменяетсямаркетинговаяпарадигма.Модели,использующиеэтупарадигму,имеютцельюописатьиобъяснитьотношениямеждулогистическойсистемойивозможностямифирмывконкурентнойборьбе.
Синтезируемаялогистическаясистемадолжнареализоватьстратегическуюцельфирмы-стратегиюконкуренциинарынкесбытаготовойпродукции,чтотребуетрешениятакихмаркетинговыхзадач,какизучениерынка,определениепозицийфирмынарынке,прогнозированиеспросанапродукциюит.п.Научнойбазойданнойпарадигмыявляютсявосновномэкономическиеисоциальныедисциплины(экономикаиорганизацияпроизводства,управлениеперсоналомикачествомпродукции,маркетингит.п.),аматематическуюосновусоставляютвосновномтеориявероятностей,математическаястатистикаит.п.Необходимоотметить,чтомодели,использующиевкачествеосновымаркетинговуюпарадигму,являютсядостаточноабстрактными,имеютбольшуюразмерность,многиепеременныеносяткачественныйхарактер,чтозатрудняетполучениепростыханалитическихрешений.ПримеромиспользованиямаркетинговойпарадигмызарубежомявляетсяLRP-система(LogisticsRequirementsPlanning)-системаконтролявходных,внутреннихивыходныхматериальныхпотоковнауровнефирмы,территориально-производственныхобъединенийимакрологистическихструктур.Системаизвестнатакжеподназванием"SupplyChainManagementSystem"(системауправлениялогистическойцепью).
Сегоднямногиехозяйственныеорганизациинапрактике,какправило,комбинируютиспользованиетрехвышеуказанныхпарадигм.Однаковпоследниегодыукорениласьиширокораспространяетсяноваялогистическаяпарадигма,которуюбольшинствоисследователейназываютинтегральной.Она,посуществу,развиваетмаркетинговую,учитываяприэтомновыепредпосылкиразвитиябизнесанасовременномэтапе,ккоторымможноотнестиследующие:
· новоепониманиемеханизмоврынкаилогистикикакстратегическогоэлементавконкурентныхвозможностяхфирмы;
· новыеперспективыинтеграциимеждулогистическимипартнерами,новыеорганизационныеотношения;
· радикальноизменившиесятехнологическиевозможности,вчастностигибкихпроизводствиинформационно-компьютерныхтехнологий,которыеоткрылиновыегоризонтыконтроляиуправлениявовсехсферахпроизводстваиобращенияпродукции.
ПримеромпримененияинтегрированнойлогистикиявляютсяконцепцияJIT(just-in-time-точновсрок),TQM(TotalQualityManagement-всеобщееуправлениекачеством),интегрированныесистемыдистрибьюцииидр.
Наинтегральнойпарадигмебазировалосьсозданиетакойлогистическойсистемы,какISCIS(IntegratedSupplyChainInformationSystem)-интегрированнойинформационнойсистемы,обслуживающейлогистическийканал.ISCISреализуетинтегрированнуюкоординациюлогистическихсистемизвеньевнамикро-имакроуровняхкакпоматериальным,такипоинформационнымпотокамспомощьюонлайновогорежимаобработкисообщенийвтелекоммуникационныхсетях.
Интегральнаяпарадигмауспешноиспользуетсяприсинтеземакроло-гистическихструктур.Вкачествепримераможнопривестисозданиемировойсетицентровторговли(TradePoint)врамкахмеждународнойпрограммыООНпоповышениюэффективностимировойторговли(программаUNCTAD1995-2005гг.).