Эластичность спроса и общая выручка
Общая выручка — это доход, получаемый за продажу определенного количества товара. Общая выручка (TR) = cyммe получаемой в результате умножения количества товара (Q) на его цену (Р) т.е. PQ.
Таким образом, TR = PQ
Предположим, что предприятие продало 2400 детских костюмов по 4,5 доллара за штуку, тогда TR = 4,5 доллара • 2400 = 10 800 долларов.
Повышение цены товара ведет к уменьшению его требуемого количества и наоборот, снижение цены к увеличению требуемого количества товара. Но как это отражается на общей выручке? Или иными словами, надо выявить связь эластичности товара с общей выручкой.
1. Спрос на товар эластичный. Если предприятие повысило цену этих детских костюмов с 4,5 долларов до 5,5 долларов за штуку, то в результате требуемое их количество сократится с 2400 штук до 1600 штук в день, а общая выручка (TR) в этом случае составит 5,5 долларов • 1600 = 8800 долларов т.е. снизится с 10 800 долларов до 8800 долларов.
А допустим, предприятие снизило цену на детские костюмы с 4,5 долларов до 3,5 долларов за штуку. Тогда требуемое количество детских костюмов увеличится с 2400 штук до 3200 штук в день, а общая выручка (TR) составит 3,5 доллара • 3200 штук = 11 200 долларов, т.е. общая выручка увеличится на 400 долларов в день.
Таким образом, если спрос на товар был эластичным, увеличение цены на одну штуку товара приведет к снижению общей выручки, а снижение цены на одну штуку товара приводит к увеличению общей выручки. Это объясняется тем, что даже при снижении цены на одну штуку товара прирост количества продаж этого товара оказывается более чем достаточным для компенсации потери от снижения цены на одну штуку товара. А прирост общей выручки от повышения цены на одну штуку товара окажется меньше, чем потери в выручке от снижения общего количества продаж данного товара.
2. Спрос на товар не эластичный. Если спрос на данный товар не эластичен, то уменьшение цены на одну штуку товара приведет к уменьшению общей выручки в большей степени, чем выгода от некоторого расширения продаж.
Допустим, предприятие продает в день 1100 рубашек по 4 доллара за штуку. Общая выручка (TR) составит тогда 4 • 1100 штук = 4400 долларов. Но если предприятие снизит цену с 4 долларов до 3 долларов за одну рубашку, то количество продаж увеличится при этом с 1100 до 1200 штук в день. Тогда общая выручка (TR) = 3 • 1200 штук = 3600 долларов в день. Это означает, что общая выручка снизится в этом случае с 4400 долларов до 3600 долларов, т.е. снизится на 800 долларов.
Но если предприятие повысит цену за одну штуку с 4 долларов до 6 долларов, а количество продаж сократится с 1100 до 900 рубашек в день, тогда общая выручка (TR) составит 6 долларов • 900 штук = 5400 долларов, т. е. в этом случае общая выручка возросла с 4400 до 5400 долларов, т.е. возросла на 1000 долларов.
Таким образом, если спрос на товар был не эластичным, то при увеличении цены на одну штуку товара общая выручка увеличится, а при снижении цены на одну штуку товара общая выручка снизится.
3. Единичная эластичность спроса. Это особый случай, когда увеличение или снижение цены оставит общую выручку без изменений. Потеря выручки от снижения цены за одну штуку товара будет с точностью компенсировано соответствующим расширением продаж и наоборот, увеличение общей выручки от увеличения цены за одну штуку товара будет в точности аннулировано потерей от сокращения количества продаж. Допустим, что предприятие продало 6000 рубашек в день по 4 долларов за штуку, но с повышением цены с 4 долларов до 6 долларов за штуку количество продаж снизилось с 6000 до 4000 долларов. (TR) = 6 долларов • 4000 штук = 24 000 долларов, а было (TR) = 4 доллара • 6000 штук = 24 000.
То же самое будет при снижении цены с 4 долларов до 3 долларов за штуку. При этом количество продаж вырастет с 6000 до 8000 штук в день. (TR) = 4 доллара • 6000 штук = 24 000 долларов. А общая выручка стала 3 доллара • 8000 штук = 24 000 долларов. Т. е. общая выручка не изменилась.
Эластичность предложения
Она отражает степень чувствительности производителей к изменению цены. Если производители чувствительны к изменению цены, то предложение эластично, и наоборот, коэффициент эластичности предложения = процентному увеличению количества предлагаемого товара к процентному увеличению цены. Если цена увеличилась например на 15 процентов, а предлагаемое количество товара увеличилось на 45%, то коэффициент эластичности предложения будет равен 45% : 15% = 3. А если цена снизится на 8%, а предлагаемое количество товаров на 6%, то коэффициент эластичности предложения будет равен 6% : 8% = 0,75. Если мы не знаем процентного изменения цены и процентного изменения предлагаемого количества товара, то формула коэффициента эластичности предложения примет такой вид:
Новое предлагаемое количество — старое предлагаемое количество
Новая цена — старая цена
Es =------------------------------------------------* ----------------------
Старое предлагаемое количество
Старая цена
Если Es больше 1, то предложение эластично
Если Es меньше 1, то предложение не эластично.
Если Es равно 1, то предложение единичное.
Вопросы для повторения:
1. Что такое эффективный и неэффективный спрос?
2. Что выражает кривая спроса?
3. Какие фактора влияют на спрос на данный товар на рынке?
4. Что выражает кривая предложения?
5. Какие факторы влияют на предложение данного товара на рынке?
6. Для чего необходимы категории эластичности спроса и предложения?
7. Как графически изобразить состояния эластичного, неэластичного и единичного спроса и предложения?
Лекция 7
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ
Конкуренция является внутренне присущей характеристикой рынка, а также одной из трех его опор на ряду с механизмом спроса и предложения и свободным ценообразованием. Конкуренция является одной из положительных сторон рынка, поскольку она стимулирует эффективность производства и повышение качества производимой продукции. Конкуренция на рынке ведется как между производителями, так и между потребителями. Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, которая характеризуется следующими моментами:
1. существованием на рынке большого количества производителей и потребителей данного вида товара. При этом каждый потребитель покупает малое количество данного товара, а производитель также продает относительно небольшое его количество;
2. удельный вес каждого производителя в общем объеме данной продукции на рынке крайне мал, незначителен. Поэтому отдельный производитель своей долей продукции не в состоянии повлиять на цену данного товара на рынке. Он должен принять эту цену такой, какой она сложилась. Производитель в условиях совершенной конкуренции является price taker, то есть берущим цену такой, как она есть, как она сложилась на этом рынке;
3. все производители предлагают к продаже на рынке стандартную однородную продукцию — рис, картофель, пшеницу и т. д., причем важное значение имеет класс, сорт, качество продукции. Производство однородной продукции не может само по себе повысить цену данного товара. Однако, если производитель представит на рынке товар более высокого сорта и качества, то здесь может идти речь о повышении цены, поскольку такой более классный и качественный товар имеет другой собственный рынок;
4. участники рынка свободной, или совершенной, конкуренции имеют равный и свободный доступ к информации о ценах, технологии производства, прибылях и т. д. Данной информацией располагают как производители, так и потребители продукции, что не дает возможность производителям произвольно повышать цену продукции. Совершенная конкуренция в чистом виде — это весьма редкое явление, хотя некоторые отраслевые рынки в большей или меньшей степени отвечают вышеперечисленным особенностям;
5. свобода входа и выхода из рынка любого производителя. Каждый производитель может как беспрепятственно начать производство товара, так и свободно покинуть рынок. Например, производитель пшеницы по какой-то причине может оставить производство пшеницы и переключиться на производство риса. Он выходит из рынка пшеницы и входит на рынок риса. Эта особенность облегчает перемещение производственных ресурсов с производства одного товара на производство другого, из одного географического региона в другой. В этом случае отсутствуют препятствия перемещения факторов производства внутри одной отрасли.
Свободная, или совершенная, конкуренция является одним из элементов более широкого понятия экономической свободы, которая включает в себя кроме свободной конкуренции также и свободное предпринимательство, свободный поиск производителей и потребителей друг друга, свободный перелив капитала из отрасли в отрасль, свободную миграцию рабочей силы по территории страны и т. д. Несовершенная конкуренция — это уже не свободная конкуренция, а конкуренция, связанная с проявлениями монополизации. Она существует на рынке, когда не выполняются хотя бы две особенности совершенной, свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции крупные производители товара могут контролировать рынок и существенно влиять на условия реализации своей продукции. Несовершенная конкуренция существует трех типов:
1. монополистическая конкуренция,
2. олигополия,
3. чистая монополия.
Общей чертой всех типов несовершенной конкуренции является monopolipower, то есть монополистическая сила, или монополистическая власть. Это способность производителей своей долей произведенного товара в большей или меньшей степени влиять на его цену на рынке.
Монополистическая конкуренция представляет собой нечто среднее между свободной, или совершенной конкуренцией, с одной стороны, и чистой монополии, с другой стороны. Она характеризуется довольно большим еще количеством производителей данного вида товара, но их уже значительно меньше, чем было в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Эти производители производят товары одного назначения, которые могут служить заменителями друг друга. Они могут отличаться качеством, упаковкой, внешним оформлением. При монополистической конкуренции появляются первые трудности входа на рынке, связанные с различием капитала, торговыми марками, уровнем профессионализма новых производителей. Доля производства данного товара каждым производителем увеличилась до такой степени, что позволяет уже в какой-то степени влиять на цену данного товара на рынке.
Олигополия характеризуется следующими чертами. Это такое состояние рынка, когда несколько крупных производителей контролируют более 50% данной отрасли. Олигополисты считают ценовую конкуренцию разрушительной для них для всех, поэтому они, с одной стороны, придерживаются принципа лидерства в ценах, когда цену определяет наиболее и известная из них фирма, а остальные под нее подстраиваются, с другой стороны, олигополисты предпочитают вести конкуренцию в неценовых формах путем конкуренции в области рекламы и позиционирования данного товара на рынке, а также в области организации сбыта своей продукции. Олигополисты связаны друг с другом принятием экономических решений. Экономическое решение, принятое одной из фирм вызывает соответствующее решение других участников этого рынка, поэтому каждая фирма в условиях олигополии должна внимательно следить за поведением соперников, за их реакцией на свои собственные действия, за потенциальными последствиями своих экономических решений.
Олигополия может характеризоваться возможным сговором фирм по поводу согласованной цены и объемов выпуска продукции каждым участником. Такого рода соглашения представляют собой монополистические соглашения картельного типа. Для чистой монополии присущи следующие особенности. Наличие единственного продавца данной продукции на рынке в лице крупной частной или государственной компании. Производство электроэнергии, коммунальных услуг, железнодорожной перевозки в некоторых странах сосредоточено в руках государства, поэтому вся данная отрасль находится в одних руках, и поэтому чистый или естественный монополист может диктовать свою цену потребителям. Естественными монополистами в Россия являются Газпром, РАО ЕЭС России, МПС. Влияние на цену производителя в условиях чистой монополии является самым высоким для чистой, или естественной монополии характерно отсутствие подходящих или хороших заменителей каких-то видов товара (например, нет хороших заменителей электроэнергии, бензина, табака, и т. д.), что позволяет долго сохранять монопольное положение на рынке данных товаров. Для чистой монополии характерно наличие серьезных препятствий для проникновения конкурентов. Особо большие препятствия для проникновения конкурентов есть в тех отраслях, где чистым монополистом является государство. Такими препятствиями для конкурентов являются безраздельное владение чистым монополистом рынков сырья, гарантированное владение им патентами и лицензиями, гарантирующими их исключительные права в области изобретения и технологий, различные правительственные привилегии.
Согласно марксисткой версии экономической теории конкуренция и монополия являются двумя противоположностями. Свободная или совершенная конкуренция на определенном этапе своего развития неизбежно приводит к монополии. Первоначально конкуренция идет между простыми товаропроизводителями — крестьянами или ремесленниками на рынке. В результате ее происходит разделение, дифференциация товаропроизводителей на тех, кто выигрывает в конкурентной борьбе и на тех, кто в ней проигрывает. Победившие в ней производители расширяют производство, начинают нанимать рабочую силу и превращаются в капиталистов. Проигравшие, наоборот, лишаются средств производства и превращаются в наемных работников. В. И. Ленин говорил, что простой товар для производства порождает капитализм ежедневно, ежечасно и в массовом масштабе.
Далее конкуренция идет уже между капиталистами до тех пор, пока в какой-то отрасли останется лишь несколько крупных производителей, выживших в конкурентной борьбе, но которые уже не могут разорить друг друга. В этих условиях они вынуждены идти на союз, договор. В рамках таких соглашений речь идет о согласовании единой для участников монопольно высокой цены на их продукцию, об определении долей или квот производства каждым из них, о разделе между ними источников сырья и рынков сбыта продукции.
Первоначально такие союзы, объединения и соглашения носили неустойчивый временный характер, и при изменении ситуации на рынке они распадались. Такие временные соглашения назывались пулы, ринги и корнеры. На смену временных союзов соглашений между крупными производителями пришли постоянные устойчивые формы — монополии. Монополии — это союзы или объединения крупных предприятий, которые контролируют большую часть производства и реализации продукции данного вида и благодаря этому имеют возможность диктовать потребителям монопольно высокие цены и получать монопольно высокие прибыли. Различают следующие основные виды монополии: 1. картель, 2. синдикат, 3. трест, 4. концерн, 5. конгломерат.
Картель — это такая форма монополии, в которой ее участники сохраняют и производственную, и коммерческую самостоятельность и где они договариваются о продажных ценах, о квотах производства, о разделе рынка сбыта и источников сырья. Картели были широко распространены во Франции.
Синдикат — это такая форма монополии, в которой ее участники сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. В синдикате создается особая контора, которая занимается сбытом продукции всех участников, а также обеспечивает их сырьем. Синдикаты были наиболее распространенной формой монополии в России до революции 1917 года. Можно вспомнить такие известные российские синдикаты как «Продамета», «Продуголь», «Продвагон», «Треугольник», «Товарищество рельсовых фабрикантов».
Трест — это такая форма монополии, в которой ее участники теряют как производственную, так и коммерческую самостоятельность и превращаются в пайщиков или акционеров треста. Трест это всегда акционерная компания или, другим словом, корпорация, можно в качестве примера привести знаменитый стальной трест США «United states steel Corporation».
Концерн — это сложная форма монополии, основанная на так называемой «системе участия».
Во главе концерна стоит общество «мать» или холдинг-компания, которая держит в своих руках контрольные пакеты акций дочерних предприятий, а те, в свою очередь, держат контрольные пакеты акций внучатых предприятий, а внучатые правнучатых. Такая сложная форма монополии распространена в Германии, Японии, США.
Конгломерат — это диверсифицированная или межотраслевая монополия, связанная с разнообразием форм хозяйственной деятельности. Так, например, компания «International telephone and telegraph company» традиционно являлась в США монополистом по производству средств связи, однако в настоящее время она разнообразила свои виды производственной и коммерческой деятельности. Сейчас она выпускает, например, холодильники, очень далекие от средств связи, а также владеет международной сетью гостиниц «Шератон».
Эпоху господства монополии во всех областях жизни западного общества В. И. Ленин назвал империализмом. В своей работе «Империализм» как высшая стадия капитализма» он назвал его экономические признаки:
1. Концентрация производства и образовании монополии.
2. Образование финансового капитала и финансовой олигархии на основе объединения монополистического промышленного и монополистического банковского капитала.
3. Вывоз капитала.
4. Экономический раздел мира между союзами капиталистов, т.е. между международными монополиями.
5. Политический раздел мира между ведущими империалистическими странами и борьба за его передел.
Концентрация производства на определенном этапе в конце ХIХ -начале ХХ веков позволила немногим капиталистам, вступив в союз, заключив соглашение, подставить под свой контроль рынки сбыта и источники сырья. В результате образовались монополии, которые пришли на смену свободной конкуренции.
Концентрация же производства и образование промышленных монополий оказали прямое влияние и на концентрацию в банковской сфере. В немногих наиболее устойчивых банках стали скапливаться большие вклады и кредитные ресурсы. Промышленные монополии, способствуя концентрации денежных ресурсов в отдельных банках выступали и основными заемщиками крупных кредитов. Связь промышленных монополий и банков становится не эпизодической, а постоянной. Упрочение экономических связей промышленных и банковских монополий неизбежно приводит к их переплетению, сращиванию и возникновению финансового капитала и финансовой олигархии.
С образованием монополий усилилась и необходимость вывоза капитала, что привело к разделу мира на сферы приложения капитала.
Национальные монополии на определенном этапе концентрации капитала перерастали в международные. Усиление конкурентной борьбы на мировом рынке заставляло монополии различных стран вступать в соглашения, закрепляющие их монопольное положение на тех или иных рынках. В условиях империализма мир впервые оказался уже поделенным, так что дальше предстоят лишь его переделы. В эпоху империализма территориальный раздел мира выступает как один из инструментов обеспечения экономических интересов монополий.
Монополизация даже в самых развитых отраслях никогда не бывает стопроцентной, наряду с крупными монополиями существуют немонополизированные предприятия, так называемые оутсайдеры, которые находятся в зоне влияния монополии при империализме. Конкуренция идет внутри одной монополии, между монополиями, а также свободная конкуренция между аутсайдерами. Современная конкуренция отличается невиданно ранее остротой и масштабностью. Она осуществляется между собственными национальными и иностранными монополиями. Так, например, американским монополиям не удалось предотвратить вторжения на свои рынки японских конкурентов, которые развернули в последнее время и производства и продажу своих товаров на территории США. Японские монополии скупают акции американских компаний и наоборот.
При империализме применяются такие методы, как ценовая конкуренция, промышленный шпионаж, повышение качества продукции с предоставлением определенной гарантии услуг покупателям, развитие нововведений. Современные концерны стали центрами НИОКР и ноу-хау. Поэтому темпы научно-технического прогресса в рамках концернов превратились в решающие условия их конкурентных способностей.
Важным орудием конкурентной борьбы является реклама, которая используется как средство для захвата рынков и завоевания потребителей. Затрата на рекламу в США почти равняется всем затратам на образование.
Крупнейшие монополии используют и внерыночные методы конкурентной борьбы — переманивание специалистов, финансовые махинации, воздействие на правительство с целью получения наиболее выгодных заказов и субсидий.
Империализм развязал в ХХ веке две разрушительные мировые империалистические войны, которые принесли человечеству массу жертв и разрушений. Сам термин «империализм» оказался поэтому скомпрометированным, в связи с этим во второй половине ХХ века международно-финансовый капитал вбросил в общественное сознание вместо термина «империализма» термин «глобализация», отрицая всякую связь глобализации с империализмом и его преступлениями против человечества. Глобализация трактуется как нечто абсолютно новое, не имеющая никаких исторических корней в прошлом. Глобализация представляется современной формой развития цивилизации и связывается с революцией в области электроники и средств связи. Однако главными локомотивами глобализации являются современные транснациональные компании ТНК и транснациональные банки ТНБ. Эти международные монополии располагают средствами бóльшими, чем целое отдельное государство. Таким образом, ясно прослеживается связь глобализации с империализмом, с современными международными монополиями.