Факторы, определяющие спрос на данный товар на рынке
Первым из этих факторов является количество покупателей потребителей данного товара на рынке. Очевидно, что увеличение на рынке числа покупателей обуславливает общее повышение спроса. Уменьшение числа покупателей находит отражение в сокращении рыночного спроса. Из этого вытекает, что демографический рост населения повышает число покупателей, которые предъявляют спрос на товары, увеличивая на них рыночный спрос. Напротив, эмиграция жителей из данного района или страны снижает число покупателей и общий рыночный спрос на товары. Перемещение жителей из одного района в другой увеличивает спрос в районе, где население увеличилось из-за притока мигрантов и снижает спрос в районе, откуда уехала часть населения. Итак, увеличение или снижение числа покупателей приведет, соответственно, к увеличению или снижению рыночного спроса на товары и, тем самым, приведет к смещению кривой рыночного спроса вправо или влево.
Вторым фактором, влияющем на спрос, является уровень доходов покупателей потребителей.
Спрос на большинство товаров повышается, как только увеличиваются денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение доходов покупателей приводит к увеличению спроса. И, наоборот, при снижении доходов населения спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением доходов называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос на них возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Например, хлеб и картофель, подержанные автомашины и поношенная одежда.
При рассмотрении влияния доходов населения на величину спроса надо иметь в виду и то, что с повышением доходов появляется спрос не только на товары первой жизненной необходимости, но и на предметы роскоши.
Следующим фактором, влияющим на спрос, являются инфляционные ожидания потребителей покупателей. Настоящий спрос может резко увеличиться из-за ожидания повышения цен на товары вследствие погодных условий, стихийных бедствий, наступающих праздников и т. д. Потребители стремятся упредить угрожающее им повышение цен. Они стремятся приобретать большее количество продукции, чем им требуется для текущего потребления, так сказать впрок. Информация радио и телевидения может вызывать значительные колебания спроса на отдельные товары.
На спрос могут влиять также вкусы и предпочтения покупателей-потребителей. Индивидуальные вкусы и предпочтения покупателей являются различными. Однако в настоящее время они формируются рынком искусственно с помощью всех средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, Интернета. Распространяемая ими реклама оказывает на потребителей мощное психологическое воздействие, оказывая влияние не только на сознание, но и на подсознание людей. Реклама внушает людям необходимость приобретения товаров, в которых они особенно не нуждаются. Суггестия, то есть внушение, лежит в основе современной рекламы. При этом покупатели приобретают не сами товары, а брэнды то есть образы товаров, созданные рекламой. Реклама всячески культивирует потребительскую психологию и соответствующее поведение людей покупателей.
На потребительский спрос оказывают влияние цены на другие товары. Эти товары делятся на три вида:
1) Товары-заменители. Например, сливочное масло и маргарин, чай и кофе, яблоки и апельсины, колбаса и ветчина и т. д. Когда цена на масло растут и спрос на него уменьшается, то в это же время растет спрос на маргарин. Повышение цен на апельсины стимулирует потребительский спрос на яблоки. Когда продукты взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
2) Сопутствующие товары. Они используются вместе с другими товарами попутно. Например, фотокамеры и пленки, обувь и носки, автомобили и бензин. Если спрос на фотоаппараты будет широк, то и на пленки к ним также будет спрос такого же масштаба. Если пленки на рынке найти будет трудно, то это вызовет снижение спроса на фотокамеры.
3) Независимые или самостоятельные товары. Это не связанные друг с другом товары, например, картофель и автомобили, бананы и часы, мясо и телевизоры. Эти товары называют независимыми, так как изменение цен на один из них не влияет на изменение спроса на другие.
Предложение в экономическом смысле можно определить как различные количества продукции, которые производитель (продавец) желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение связано не только с желанием, но и с конкретными возможностями производства товаров. Как только цена товара возрастает, то у продавца возникает желание произвести и продать больше своего товара. Как только цена падает, так продавец стремится произвести и продать меньше товара. Отсюда вытекает закон предложения как прямо пропорциональная связь между ценой данного товара и предлагаемым его количеством на рынке. Даже если возрастают издержки производства товара, то и в этом случае высокая цена на товар будет их покрывать и даст производителю необходимую прибыль, что сохраняет стимул для увеличения производства товара и предложения его на рынке.
Соединение кривых индивидуального предложения нескольких производителей образуют кривую рыночного предложения в целом.
Каждая точка на кривой предложения показывает, какое количество продукции захотят и смогут произвести и предложить к продаже на рынке по данной конкретной цене. Кривая рыночного предложения отличается от кривой спроса, так как она выражает положительную тенденцию, а кривая спроса отрицательную. Таким образом, кривая предложения имеет направления на графике снизу вверх и вправо.