Экономическая наука и ее роль в жизни общества

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода России к рыночной экономике особое значение приобретает изучение экономической теории студентами, особенно неэкономических специальностей, для которых и предназначен этот курс. В связи с этим целью курса является ознакомление студентов с экономическими законами и категориями, а также с механизмом функционирования рынка. Необходимым становится изучение студентами положительных и отрицательных сторон рынка, его особенностей в современных российских условиях.

Другой задачей данного курса является рассмотрение сущности и последствий острых социально-экономических проблем, которые затрагивают каждого в условиях современной России. Поэтому важной целью данного курса будет содействие в формировании у студентов гражданской, патриотической позиции, собственного мнения на причины и последствия этих проблем для нашей страны в целом и для каждого ее гражданина в частности.

Одной из целей курса является пробуждение интереса к изучению социально-экономических явлений и процессов в условиях существующего у ряда студентов негативного предубеждения в отношении экономической теории, которая иногда рассматривается ими как не имеющая для них практического значения.

Возрождение России настоятельно требует усиления социально-экономической подготовки нашей учащейся молодежи, которая во все большей степени начинает ориентироваться на частную практику и предпринимательскую деятельность. Эта тенденция проявляется на практике в стремлении студентов получить экономическое образование.

Лекция 1

Лекция 2

Лекция 3

Лекция 4

СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Собственность является ключевой категорией экономической теории. Проблемой собственности занимались не одно столетие и экономисты, и юристы, и социологи, и политологи. Что же такое собственность? Это продукт исторического развития общества, в первую очередь, хозяйственной производственной жизни людей. Собственность характеризует положение индивидов в общественном производстве, их классовые различия.

На уровне событийного сознания собственность проявляется как принадлежность вещей, материальных благ кому-либо. Именно таких представлений о собственности придерживались ученые от Платона и Аристотеля до Смита и Риккардо. Но такое представление фиксирует лишь видимую сторону явления, но не его глубинную сущность. Такое представление было вызвано тем, что собственность связана с вещами, с материальными благами. Предметы, продукты человеческого труда образуют вещественное содержание собственности. Но собственность нельзя сводить лишь к этому вещному содержанию. Вещи сами по себе не являются объектами собственности. Они становятся ими в условиях, когда люди вступают между собой в определенные отношения по поводу этих вещей в процессе материального производства, присваивая и используя их, распоряжаясь ими.

Формы и типы собственности

Нет и не может быть собственности вообще, она всегда выступает в исторически конкретной форме. Истории известны три сменяющиеся формы собственности: частная, государственная и общественная. Эти формы собственности связаны с ее субъектами. Однако, кроме форм собственности экономическая наука различает также и соответствующие типы собственности. Что это значит?

Возьмем для примера частную форму собственности. Сама по себе данная форма собственности указывает лишь на то, что субъектом собственности является частное лицо. Но такая форма известна на протяжении тысячелетий — со времен древнеримской империи до наших дней. Между тем типы частной собственности подверглись за данный период времени существенным изменениям. Основой же этих изменений послужил способ экономической реализации частной собственности. Так при рабовладении и феодализме частная собственность реализовывалась путем внеэкономического принуждения к труду. Когда реализация стала осуществляться посредством личного труда самого собственника, возникла трудовая частная собственность крестьянина или ремесленника, характерная для мелкотоварного производства. Когда же частная собственность приводится в движение наемным работником, появляется крупная частная собственность, которую К. Маркс назвал чистой частной собственностью.

Поэтому понятно, что одна и та же форма собственности может иметь различное экономическое содержание и разную социальную природу. В пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, но это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

За последние годы в России сформировалась концепция необходимости многообразия форм собственности в качестве предпосылки рационального и эффективного использования накопленного и накопляемого богатства общества государства, граждан и их объединений. Из этой концепции логично вытекала неизбежность преодоления сложившейся монополии государственной собственности. К началу 90-х годов государственная собственность составляла у нас в стране 88,6%, что показывало высокий государственный монополизм на средства производства. Существовавшая тогда кооперативно-колхозная собственность составлявшая 8,7% и являлась фактически полугосударственной. В рамках преодоления монополии государственной собственности в ходе экономической реформы основной акцент был сделан на необходимость формирования вновь частной собственности и ее эффективного задействования, что было оправдано в тот период. Однако была явно недооценена общественная собственность как принципиально важный элемент в структуре собственности не столько с точки зрения текущих задач и интересов, сколько с точки зрения стратегии и перспектив сбалансированного взаимодействия интересов социально-экономического развития.

К концу 90-х годов стал очевидным существенный перекос в сложившейся системе отношений собственности, в определяемом ей распределении производимого валового внутреннего продукта, в движении денежных потоков, концентрируемых в руках немногочисленных кланов и групп, что привело к крупному финансовому дефолту 1998 года. За десять лет в их руках оказалась бóльшая часть национального богатства страны. По расчетам академика РАН Д. С. Львова, свыше 50% национального богатства страны оказались в собственности 0,0001% населения России (И. Ф Суслов. Политэкономия плутократизма. М.: Национальный институт бизнеса, 2005, с. 25).

Проект закона «О собственности» с его составляющей об общественной собственности призван сыграть важную роль в качестве серьезной преграды расширению олигархата на всех уровнях хозяйственной жизни, чтобы поставить во главу угла общенародные интересы.

Лекция 5

Структура рынка

Современный западный рынок имеет значительно более сложную структуру, чем восточный базар. В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие рабочую силу, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Соответственно современная рыночная экономика — это система рынков — рынка потребительских товаров и услуг, рынка средств производства, рынка ссудного капитала, рынка ценных бумаг, рынка рабочей силы.

Современный западный рынок должен представлять собой рынок предложения, то есть он должен быть насыщен достаточным количеством товаров и услуг таким образом, чтобы потребители имели возможность широкого выбора товара, а производители боролись бы за своего потребителя. Современный западный рынок должен представлять собой рынок предложения, то есть он должен быть насыщен достаточным количеством товаров и услуг таким образом, чтобы потребители имели возможность широкого выбора товара, а производители боролись бы за своего потребителя.

Рынок рабочей силы

В условиях рыночного хозяйства товарную форму принимают не только продукты труда, но и рабочая сила, то есть способность человека к труду, поэтому в рыночной экономике должен существовать и рынок рабочей силы. Он организован в форме государственной службы занятости, которая должна иметь полную информацию о количестве безработных в стране, иметь банк данных о количестве вакансий в экономике, осуществлять переквалификацию лиц, лишившихся работы, на выполнение нужных рынку работ, а также служба занятости должна выплачивать безработным пособия на время поиска ими работы. В рыночной экономике господствует концепция эффективной занятости, в соответствии с которой неизбежно существование определенной безработицы из-за несоответствия предложения и спроса на рабочую силу, однако безработица не должна превышать социально допустимой величины — в 10% от количества трудоспособного населения.

Рынок ссудного капитала

Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок, ссудных капиталов, аккумулироваться в финансово-кредитных учреждениях и эффективно вкладываться в те отрасли экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Объектом здесь выступает особый денежный товар, предоставляемый в кредит. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, осуществляемый на началах срочности, возвратности и платности. Существует коммерческий кредит — это кредит предприятий друг другу, и банковский кредит, предоставляемый банками, фондами, ассоциациями, любым хозяйствующим субъектом.

Рынок ценных бумаг

Главными видами ценных бумаг являются акции и облигации, которые можно приобрести на рынке ценных бумаг, называемом фондовой биржей. Акции — это ценные бумаги, свидетельствующие о вложении определенного капитала в компанию и дающие право их владельцам на получение колеблющегося годового дохода, называемого дивидендом. Облигации дают право их владельцам на получение фиксированного дохода в форме банковского процента. Акции дают право голоса их владельцу на общем собрании акционеров данной компании. Облигации такого права не дают.

Таким образом, современный западный рынок представляет собой как бы многогранник, каждая грань которого представлена соответствующим рынком, о котором сказано выше. Рынок работает только тогда, когда работают все его грани.

Особое место в рыночной экономике занимает рынок «ноу-хау», то есть рынок патентов и лицензий на научно-технические достижения. Его значение непрерывно возрастает в связи с происходящей ныне научно- технической революцией. В этих условиях возрастает значение и роль НИОКР,то есть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вокруг рынка и его роли у нас в стране кипят страсти и не прекращаются острые теоретические споры. Они ведутся в том числе вокруг вопроса, «насколько строящийся в стране рынок соответствует современному западному аналогу». Некоторые говорят о якобы полном соответствии, другие говорят о соответствии по созданным рыночным формам, но не по их содержанию. Существует мнение, что рынка в западном смысле слова у нас нет, а есть лишь, так сказать, рыночные декорации, которые скрывают экономическое содержание клептократии или плутократии. Такой точки зрения придерживаются, например, всемирно известный венгерский экономист Янош Корнаи и известный российский теоретик Александр Зиновьев. Другие авторы утверждают, что у нас рынок носит пока нецивилизованный криминальный характер, являющийся издержкой роста, и потребуется значительное время для придания ему цивилизованной формы.

Но и классический западный рынок, сложившийся за период триста-пятьсотлетнее, является универсальным лекарством от всех экономических болезней. Для него присущи как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным сторонам рынка относятся: конкуренция, являющаяся мощным стимулом экономического прогресса, более сильные материальные стимулы, создаваемые рынком участников производства, лучшее использование и внедрение достижений научно-технического прогресса, являющегося оружием в конкурентной борьбе и более быстрое реагирование на изменение потребностей человека, выраженных в потребительском спросе. К негативным моментам рынка необходимо отнести свойственные для него стихийность, анархию, слабую регулируемость, внутренне присущую ему безработицу, крайнюю поляризацию людей по доходам, а также внешние побочные эффекты, связанные в том числе с загрязнением окружающей среды.

Двумя путями перехода к рынку являются «путь шоковой терапии», осуществленный в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии, Чехословакии, России по плану Международного Валютного фонда и международного финансового капитала. Этот путь предполагал осуществление трех главных мероприятий: приватизацию и разгосударствление предприятий, либерализацию, то есть отпуск из-под государственного контроля цен, демократизация экономической и политической жизни общества. Другим путем перехода к рынку является китайский путь, который предполагает рыночные преобразования под жестким контролем государства. По мнению китайского лидера Дэн Сяо Пина, допустимы только такие экономические реформы, которые способствуют, во-первых, росту производства, во-вторых, укреплению мощи страны, и в-третьих, повышению жизненного уровня основной массы населения. Здесь проявляется единство национальных экономических и социальных приоритетов, положенных во главу угла китайских экономических реформ.

Вопросы для повторения:

1. Каковы особенности традиционного восточного базара и современного западного рынка?

2. Что и почему можно отнести к основным элементам рыночного механизма?

3. Почему рынок нельзя рассматривать как универсальное лекарство от всех экономических болезней?

4. В чем выражены интересы потребителей и производителей на рынке?

5. Чем принципиально отличаются российский и китайский пути перехода к рынку?

Лекция 6

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рынок представляет собой единство двух своих сторон: спроса и предложения. На рынке переплетаются интересы продавцов и покупателей, которые хотят купить или продать какие-то товары. В экономическом отношении нет единого рынка для всех видов товаров и услуг.

На самом деле существует рынок для каждого товара или услуги в том случае, когда есть предложение данного товара или услуги и, соответственно, спрос на него. Взаимодействие спроса и предложения определяет количество товаров, которые можно произвести и предложить потребителям.

Спрос показывает различное количество товара, которое желают и могут купить потребители по некоторой цене из возможных за определенный промежуток времени. Существует неэффективный или неплатежеспособный спрос, а также эффективный или платежеспособный спрос. Одного желания купить товар недостаточно, а с другой стороны, возможность купить товар ничего не будет означать при отсутствии желания что-то купить.

Если кто-то захотел купить машину «Мерседес», но он не имеет для этого финансовых возможностей, тогда спрос на данный товар с его стороны будет неэффективен и не сможет, тем самым, влиять на рынок этого товара. В другом случае предположим, что у кого-то есть достаточные денежные средства для покупки автомобиля названной марки, но он не желает по какой-то причине его покупать, то и его спрос также неэффективен. Итак, чтобы спрос был эффективен, необходимо, чтобы соединились желание и возможность купить в отношении какого-то определенного товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше уровень спроса (при данном уровне доходов) и, наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Эту зависимость можно изобразить графически.

экономическая наука и ее роль в жизни общества - student2.ru

Данная кривая спроса иллюстрирует закон постепенного убывания спроса.

Этот закон гласит, если цена на товар увеличивается, то спрос на этот товар будет уменьшаться. Убывание спроса связано с ограниченностью доходов покупателей. При высоких ценах покупать могут только богатые люди, а пониженные цены привлекают широкий круг покупателей.

В ходе рассмотрения спроса на товар следует различать два близких похожих, но не тождественных понятия. Имеется в виду спрос как таковой, и требуемое количестве товара по данной цене. Кривая спроса во всех ее точках показывает количество товара, которое пожелали купить покупатели по различным возможным ценам на товар. Требуемое количество товара — это определенная точка, соответствующая конкретной цене на кривой спроса. Изменение требуемого или спрашиваемого количества товара есть переход от точки к точке на нашей кривой. Изменение же спроса означает смещение всей кривой вправо (в случае увеличения) или же влево (в случае его уменьшения). Следует отметить, что кривая спроса имеет отрицательную тенденцию, то есть падает вниз и направо. Отрицательная тенденция этой кривой отражает закон спроса как обратной зависимости между ценой товара и требуемым его количеством.

Рыночный спрос на товар основывается на всех факторах, которые определяют индивидуальный спрос, а также он зависит от числа всех покупателей этого товара на рынке.

Кривая рыночного спроса представляет собой соединение кривых индивидуального спроса всех потребителей какого-то товара на рынке.

Эластичность предложения

Она отражает степень чувствительности производителей к изменению цены. Если производители чувствительны к изменению цены, то предложение эластично, и наоборот, коэффициент эластичности предложения = процентному увеличению количества предлагаемого товара к процентному увеличению цены. Если цена увеличилась например на 15 процентов, а предлагаемое количество товара увеличилось на 45%, то коэффициент эластичности предложения будет равен 45% : 15% = 3. А если цена снизится на 8%, а предлагаемое количество товаров на 6%, то коэффициент эластичности предложения будет равен 6% : 8% = 0,75. Если мы не знаем процентного изменения цены и процентного изменения предлагаемого количества товара, то формула коэффициента эластичности предложения примет такой вид:

Новое предлагаемое количество — старое предлагаемое количество

Новая цена — старая цена

Es =------------------------------------------------* ----------------------

Старое предлагаемое количество

Старая цена

Если Es больше 1, то предложение эластично

экономическая наука и ее роль в жизни общества - student2.ru

Если Es меньше 1, то предложение не эластично.

экономическая наука и ее роль в жизни общества - student2.ru

Если Es равно 1, то предложение единичное.

экономическая наука и ее роль в жизни общества - student2.ru

Вопросы для повторения:

1. Что такое эффективный и неэффективный спрос?

2. Что выражает кривая спроса?

3. Какие фактора влияют на спрос на данный товар на рынке?

4. Что выражает кривая предложения?

5. Какие факторы влияют на предложение данного товара на рынке?

6. Для чего необходимы категории эластичности спроса и предложения?

7. Как графически изобразить состояния эластичного, неэластичного и единичного спроса и предложения?

Лекция 7

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ

Конкуренция является внутренне присущей характеристикой рынка, а также одной из трех его опор на ряду с механизмом спроса и предложения и свободным ценообразованием. Конкуренция является одной из положительных сторон рынка, поскольку она стимулирует эффективность производства и повышение качества производимой продукции. Конкуренция на рынке ведется как между производителями, так и между потребителями. Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, которая характеризуется следующими моментами:

1. существованием на рынке большого количества производителей и потребителей данного вида товара. При этом каждый потребитель покупает малое количество данного товара, а производитель также продает относительно небольшое его количество;

2. удельный вес каждого производителя в общем объеме данной продукции на рынке крайне мал, незначителен. Поэтому отдельный производитель своей долей продукции не в состоянии повлиять на цену данного товара на рынке. Он должен принять эту цену такой, какой она сложилась. Производитель в условиях совершенной конкуренции является price taker, то есть берущим цену такой, как она есть, как она сложилась на этом рынке;

3. все производители предлагают к продаже на рынке стандартную однородную продукцию — рис, картофель, пшеницу и т. д., причем важное значение имеет класс, сорт, качество продукции. Производство однородной продукции не может само по себе повысить цену данного товара. Однако, если производитель представит на рынке товар более высокого сорта и качества, то здесь может идти речь о повышении цены, поскольку такой более классный и качественный товар имеет другой собственный рынок;

4. участники рынка свободной, или совершенной, конкуренции имеют равный и свободный доступ к информации о ценах, технологии производства, прибылях и т. д. Данной информацией располагают как производители, так и потребители продукции, что не дает возможность производителям произвольно повышать цену продукции. Совершенная конкуренция в чистом виде — это весьма редкое явление, хотя некоторые отраслевые рынки в большей или меньшей степени отвечают вышеперечисленным особенностям;

5. свобода входа и выхода из рынка любого производителя. Каждый производитель может как беспрепятственно начать производство товара, так и свободно покинуть рынок. Например, производитель пшеницы по какой-то причине может оставить производство пшеницы и переключиться на производство риса. Он выходит из рынка пшеницы и входит на рынок риса. Эта особенность облегчает перемещение производственных ресурсов с производства одного товара на производство другого, из одного географического региона в другой. В этом случае отсутствуют препятствия перемещения факторов производства внутри одной отрасли.

Свободная, или совершенная, конкуренция является одним из элементов более широкого понятия экономической свободы, которая включает в себя кроме свободной конкуренции также и свободное предпринимательство, свободный поиск производителей и потребителей друг друга, свободный перелив капитала из отрасли в отрасль, свободную миграцию рабочей силы по территории страны и т. д. Несовершенная конкуренция — это уже не свободная конкуренция, а конкуренция, связанная с проявлениями монополизации. Она существует на рынке, когда не выполняются хотя бы две особенности совершенной, свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции крупные производители товара могут контролировать рынок и существенно влиять на условия реализации своей продукции. Несовершенная конкуренция существует трех типов:

1. монополистическая конкуренция,

2. олигополия,

3. чистая монополия.

Общей чертой всех типов несовершенной конкуренции является monopolipower, то есть монополистическая сила, или монополистическая власть. Это способность производителей своей долей произведенного товара в большей или меньшей степени влиять на его цену на рынке.

Монополистическая конкуренция представляет собой нечто среднее между свободной, или совершенной конкуренцией, с одной стороны, и чистой монополии, с другой стороны. Она характеризуется довольно большим еще количеством производителей данного вида товара, но их уже значительно меньше, чем было в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Эти производители производят товары одного назначения, которые могут служить заменителями друг друга. Они могут отличаться качеством, упаковкой, внешним оформлением. При монополистической конкуренции появляются первые трудности входа на рынке, связанные с различием капитала, торговыми марками, уровнем профессионализма новых производителей. Доля производства данного товара каждым производителем увеличилась до такой степени, что позволяет уже в какой-то степени влиять на цену данного товара на рынке.

Олигополия характеризуется следующими чертами. Это такое состояние рынка, когда несколько крупных производителей контролируют более 50% данной отрасли. Олигополисты считают ценовую конкуренцию разрушительной для них для всех, поэтому они, с одной стороны, придерживаются принципа лидерства в ценах, когда цену определяет наиболее и известная из них фирма, а остальные под нее подстраиваются, с другой стороны, олигополисты предпочитают вести конкуренцию в неценовых формах путем конкуренции в области рекламы и позиционирования данного товара на рынке, а также в области организации сбыта своей продукции. Олигополисты связаны друг с другом принятием экономических решений. Экономическое решение, принятое одной из фирм вызывает соответствующее решение других участников этого рынка, поэтому каждая фирма в условиях олигополии должна внимательно следить за поведением соперников, за их реакцией на свои собственные действия, за потенциальными последствиями своих экономических решений.

Олигополия может характеризоваться возможным сговором фирм по поводу согласованной цены и объемов выпуска продукции каждым участником. Такого рода соглашения представляют собой монополистические соглашения картельного типа. Для чистой монополии присущи следующие особенности. Наличие единственного продавца данной продукции на рынке в лице крупной частной или государственной компании. Производство электроэнергии, коммунальных услуг, железнодорожной перевозки в некоторых странах сосредоточено в руках государства, поэтому вся данная отрасль находится в одних руках, и поэтому чистый или естественный монополист может диктовать свою цену потребителям. Естественными монополистами в Россия являются Газпром, РАО ЕЭС России, МПС. Влияние на цену производителя в условиях чистой монополии является самым высоким для чистой, или естественной монополии характерно отсутствие подходящих или хороших заменителей каких-то видов товара (например, нет хороших заменителей электроэнергии, бензина, табака, и т. д.), что позволяет долго сохранять монопольное положение на рынке данных товаров. Для чистой монополии характерно наличие серьезных препятствий для проникновения конкурентов. Особо большие препятствия для проникновения конкурентов есть в тех отраслях, где чистым монополистом является государство. Такими препятствиями для конкурентов являются безраздельное владение чистым монополистом рынков сырья, гарантированное владение им патентами и лицензиями, гарантирующими их исключительные права в области изобретения и технологий, различные правительственные привилегии.

Согласно марксисткой версии экономической теории конкуренция и монополия являются двумя противоположностями. Свободная или совершенная конкуренция на определенном этапе своего развития неизбежно приводит к монополии. Первоначально конкуренция идет между простыми товаропроизводителями — крестьянами или ремесленниками на рынке. В результате ее происходит разделение, дифференциация товаропроизводителей на тех, кто выигрывает в конкурентной борьбе и на тех, кто в ней проигрывает. Победившие в ней производители расширяют производство, начинают нанимать рабочую силу и превращаются в капиталистов. Проигравшие, наоборот, лишаются средств производства и превращаются в наемных работников. В. И. Ленин говорил, что простой товар для производства порождает капитализм ежедневно, ежечасно и в массовом масштабе.

Далее конкуренция идет уже между капиталистами до тех пор, пока в какой-то отрасли останется лишь несколько крупных производителей, выживших в конкурентной борьбе, но которые уже не могут разорить друг друга. В этих условиях они вынуждены идти на союз, договор. В рамках таких соглашений речь идет о согласовании единой для участников монопольно высокой цены на их продукцию, об определении долей или квот производства каждым из них, о разделе между ними источников сырья и рынков сбыта продукции.

Первоначально такие союзы, объединения и соглашения носили неустойчивый временный характер, и при изменении ситуации на рынке они распадались. Такие временные соглашения назывались пулы, ринги и корнеры. На смену временных союзов соглашений между крупными производителями пришли постоянные устойчивые формы — монополии. Монополии — это союзы или объединения крупных предприятий, которые контролируют большую часть производства и реализации продукции данного вида и благодаря этому имеют возможность диктовать потребителям монопольно высокие цены и получать монопольно высокие прибыли. Различают следующие основные виды монополии: 1. картель, 2. синдикат, 3. трест, 4. концерн, 5. конгломерат.

Картель — это такая форма монополии, в которой ее участники сохраняют и производственную, и коммерческую самостоятельность и где они договариваются о продажных ценах, о квотах производства, о разделе рынка сбыта и источников сырья. Картели были широко распространены во Франции.

Синдикат — это такая форма монополии, в которой ее участники сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. В синдикате создается особая контора, которая занимается сбытом продукции всех участников, а также обеспечивает их сырьем. Синдикаты были наиболее распространенной формой монополии в России до революции 1917 года. Можно вспомнить такие известные российские синдикаты как «Продамета», «Продуголь», «Продвагон», «Треугольник», «Товарищество рельсовых фабрикантов».

Трест — это такая форма монополии, в которой ее участники теряют как производственную, так и коммерческую самостоятельность и превращаются в пайщиков или акционеров треста. Трест это всегда акционерная компания или, другим словом, корпорация, можно в качестве примера привести знаменитый стальной трест США «United states steel Corporation».

Концерн — это сложная форма монополии, основанная на так называемой «системе участия».

Во главе концерна стоит общество «мать» или холдинг-компания, которая держит в своих руках контрольные пакеты акций дочерних предприятий, а те, в свою очередь, держат контрольные пакеты акций внучатых предприятий, а внучатые правнучатых. Такая сложная форма монополии распространена в Германии, Японии, США.

Конгломерат — это диверсифицированная или межотраслевая монополия, связанная с разнообразием форм хозяйственной деятельности. Так, например, компания «International telephone and telegraph company» традиционно являлась в США монополистом по производству средств связи, однако в настоящее время она разнообразила свои виды производственной и коммерческой деятельности. Сейчас она выпускает, например, холодильники, очень далекие от средств связи, а также владеет международной сетью гостиниц «Шератон».

Эпоху господства монополии во всех областях жизни западного общества В. И. Ленин назвал империализмом. В своей работе «Империализм» как высшая стадия капитализма» он назвал его экономические признаки:

1. Концентрация производства и образовании монополии.

2. Образование финансового капитала и финансовой олигархии на основе объединения монополистического промышленного и монополистического банковского капитала.

3. Вывоз капитала.

4. Экономический раздел мира между союзами капиталистов, т.е. между международными монополиями.

5. Политический раздел мира между ведущими империалистическими странами и борьба за его передел.

Концентрация производства на определенном этапе в конце ХIХ -начале ХХ веков позволила немногим капиталистам, вступив в союз, заключив соглашение, подставить под свой контроль рынки сбыта и источники сырья. В результате образовались монополии, которые пришли на смену свободной конкуренции.

Концентрация же производства и образование промышленных монополий оказали прямое влияние и на концентрацию в банковской сфере. В немногих наиболее устойчивых банках стали скапливаться большие вклады и кредитные ресурсы. Промышленные монополии, способствуя концентрации денежных ресурсов в отдельных банках выступали и основными заемщиками крупных кредитов. Связь промышленных монополий и банков становится не эпизодической, а постоянной. Упрочение экономических связей промышленных и банковских монополий неизбежно приводит к их переплетению, сращиванию и возникновению финансового капитала и финансовой олигархии.

С образованием монополий усилилась и необходимость вывоза капитала, что привело к разделу мира на сферы приложения капитала.

Национальные монополии на определенном этапе концентрации капитала перерастали в международные. Усиление конкурентной борьбы на мировом рынке заставляло монополии различных стран вступать в соглашения, закрепляющие их монопольное положение на тех или иных рынках. В условиях империализма мир впервые оказался уже поделенным, так что дальше предстоят лишь его переделы. В эпоху империализма территориальный раздел мира выступает как один из инструментов обеспечения экономических интересов монополий.

Монополизация даже в самых развитых отраслях никогда не бывает стопроцентной, наряду с крупными монополиями существуют немонополизированные предприятия, так называемые оутсайдеры, которые находятся в зоне влияния монополии при империализме. Конкуренция идет внутри одной монополии, между монополиями, а также свободная конкуренция между аутсайдерами. Современная конкуренция отличается невиданно ранее остротой и масштабностью. Она осуществляется между собственными национальными и иностранными монополиями. Так, например, американским монополиям не удалось предотвратить вторжения на свои рынки японских конкурентов, которые развернули в последнее время и производства и продажу своих товаров на территории США. Японские монополии скупают акции американских компаний и наоборот.

При империализме применяются такие методы, как ценовая конкуренция, промышленный шпионаж, повышение качества продукции с предоставлением определенной гарантии услуг покупателям, развитие нововведений. Современные концерны стали центрами НИОКР и ноу-хау. Поэтому темпы научно-технического прогресса в рамках концернов превратились в решающие условия их конкурентных способностей.

Важным орудием конкурентной борьбы является реклама, которая используется как средство для захвата рынков и завоевания потребителей. Затрата на рекламу в США почти равняется всем затратам на образование.

Крупнейшие монополии используют и внерыночные методы конкурентной борьбы — переманивание специалистов, финансовые махинации, воздействие на правительство с целью получения наиболее выгодных заказов и субсидий.

Империализм развязал в ХХ веке две разрушительные мировые империалистические войны, которые принесли человечеству массу жертв и разрушений. Сам термин «империализм» оказался поэтому скомпрометированным, в связи с этим во второй половине ХХ века международно-финансовый капитал вбросил в общественное сознание вместо термина «империализма» термин «глобализация», отрицая всякую связь глобализации с империализмом и его преступлениями против человечества. Глобализация трактуется как нечто абсолютно новое, не имеющая никаких исторических корней в прошлом. Глобализация представляется современной формой развития цивилизации и связывается с революцией в области электроники и средств связи. Однако главными локомотивами глобализации являются современные транснациональные компании ТНК и

Наши рекомендации