Удельный вес Восточной Сибири в производстве
промышленной продукции по отдельным отраслям (в %)
Наименование отрасли | 1965г. | 1995г. |
Вся промышленность Электроэнергетика Топливная промышленность Черная металлургия Цветная металлургия Химическая и нефтехимическая промышленность Машиностроение и металлообработка Лесная и лесоперерабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность | 4,0 3,9 2,9 1,5 12,5 2,5 3,8 8,2 4,5 4,2 3,8 | 7,5 7,4 5,1 1,2 35,0 5,1 3,0 18,1 6,7 4,8 4,3 |
Ведущее место в экономике района принадлежит промышленности. На ее долю приходится 88% суммарной продукции промышленного и сельскохозяйственного производства в стоимостном выражении. Наиболее важное значение в структуре промышленности принадлежит высокоэффективным отраслям горно-металлургической, топливно-энергетической, лесной и нефтехимической индустрии. Специализирующие отрасли производят свыше 80% товарной продукции промышленности, сосредоточивают 90% основных промышленно-производственных фондов и 82% промышленно-производственного персонала.
Основой промышленного комплекса является топливно-энергетическая индустрия, которая базируется на использовании гидроэнергетических ресурсов и угля. В настоящее время построены гидроэлектростанции установленной мощностью 22,74 млн. кВт с выработкой 102,1 млрд. кВт/ч электроэнергии в год. Действуют такие крупные гидроэлектростанции, как Саяно-Шушенская (установленной мощностью 6,4 млн. кВт), Красноярская (6 млн. кВт), Братская (4,6 млн. кВт), Усть-Илимская (4,32 млн. кВт) и небольшие по мощности — Иркутская (0,66 млн. кВт), Хантайская (0,44 млн. кВт) и Майнская (0,32 млн. кВт). Началось сооружение Богучанской ГЭС (мощностью 4 млн. кВт), идет подготовка к началу строительства Средне-Енисейской ГЭС (6,5 млн. кВт). Следует отметить, что в бассейне Енисея самые низкие затраты на выработку электроэнергии в стране (см. табл. 2.11.2).
Таблица 2.11.2
Сравнительная экономическая характеристика гидроэлектростанций основных каскадов России (в %)
Каскады | Удельные капитальные вложения на 1 кВт установленной мощности | Стоимость 1 кВт |
Ангарский | ||
Волжский | ||
Ленский | ||
Амурский | ||
Колымский | ||
Обский |
Строящиеся в Енисейском бассейне гидроэлектростанции размещаются в районах концентрации минерального сырья и древесины, что позволит комплексно осваивать все природные богатства прилегающей территории. Добыча угля в основном производится на территории Красноярского края и Иркутской области. Крупные месторождения эксплуатируются в Канско-Ачинском (разрезы Назаровский, Бородинский и Березовский), Иркутском (Черемхово, Азейский) и Минусинском (Черногорск) бассейнах. Осуществляется добыча в Тунгусском бассейне (Норильское и Кайерканское месторождения) вблизи Норильска, на Гусиноозерском разрезе в Бурятии и Харанорском в Читинской области. Почти 85% угля потребляется в самом районе. Открытым способом добывается около 90% углей. Важное место в производстве электроэнергии принадлежит тепловым электростанциям. Они производят 34% электроэнергии Восточной Сибири. В Канско-Ачинском бассейне уже функционируют Назаровская и Бородинская ГРЭС проектной мощностью по 2,4 млн. кВт. В районе Шарыпово (юго-запад Красноярского края) на Березовском месторождении построена Березовская ГРЭС-1 и достраивается Березовская ГРЭС-2, общая мощность которых составит 12 млн. кВт.
По условиям топливоснабжения суммарная мощность тепловых электростанций в Канско-Ачинском бассейне практически не имеет ограничений. В зависимости от потребления электроэнергии в Сибири и масштабов ее передачи суммарная мощность электростанций в бассейне может составить от 100 до 200 млн. кВт.
Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс в перспективе может быть дополнен несколькими мощными энерготехнологическими комбинатами, которые будут работать по схеме карьер — электростанция — технологическое производство (алюминиевый или химический завод). Большой интерес представляет комплексная энергохимическая переработка канско-ачинских углей, при которой будут извлекаться все летучие вещества, производиться жидкое топливо.
Угли западного крыла бассейна (Итатское, Березовское месторождения) характеризуются низкой зольностью и небольшим содержанием серы. Несмотря на это намечаемые масштабы его сжигания вызовут большие затруднения с поддержанием чистоты воздушного бассейна. Для обеспечения допустимых санитарных норм запыленности и загазованности атмосферы предполагается использовать высокоэффективные электрофильтры с улавливанием золы до 90% и сооружать дымовые трубы высотой 200 — 250 м.
Крупные тепловые электростанции размещены в Ангарске, Березовске, Тулуне, Черногорске, Гусиноозерске, Назарове и Норильске. В районе создана крупная нефтеперерабатывающая промышленность, представленная Ангарским и Ачинским заводами.
Важное значение имеет строительство в Восточной Сибири крупного завода по производству черных металлов. В настоящее время здесь выпускается 0,6 млн. т проката черных металлов, а потребность в них превышает 5 млн. т. Производство 1 т проката в Сибири обходится на 12-15% дешевле по сравнению с производством на металлургических заводах европейской зоны страны. В настоящее время в Забайкалье функционирует старейшее металлургическое предприятие - передельный Петровск-Забайкальский завод. В Красноярске на базе опытного металлургического завода создано предприятие этой отрасли - завод «Сибэлектросталь». Его продукцией является качественный металл, выплавляемый в электропечах.
Помимо этого существует «малая металлургия» - мартеновские печи крупных машиностроительных предприятий: Красноярского завода тяжелого машиностроения и Иркутского завода им. В.В. Куйбышева.
Назрела необходимость создания в Сибири нового металлургического завода. Анализ условий района показывает, что на ближайшую перспективу наиболее выгодным пунктом размещения нового металлургического завода является район Тайшета.
За счет уменьшения затрат на топливно-энергетическую базу выпуск продукции многих производств цветной металлургии в Восточной Сибири обойдется в 2 - 3 раза дешевле, чем в европейской зоне. Каждая тонна алюминия дает 40% экономии на капитальных вложениях и 15% на эксплуатационных затратах. Выплавка 1 т никеля обходится здесь в 2,5 раза дешевле, чем на Урале. При организации производства свинца и цинка на базе руд Горевского, Озерного и Кызыл-Таштыгского месторождений стоимость 1 т металла будет соответственно в 2 и 1,8 раза ниже среднероссийской.
Второй важной предпосылкой развития энергоемких производств цветной металлургии в Восточной Сибири является наличие многих видов основного (часто дефицитного в стране) сырья — никеля/меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, нефелинов и др.
В настоящее время цветная металлургия района представлена рядом отраслей, старейшей из которых является добыча золота. Она ведется в Читинской (Балей и Вершино-Дарсунск) и Иркутской (Бодайбо) областях. Важнейшие центры добычи полиметаллических руд: олова — Шерловая Гора (Читинская область), вольфрама и молибдена — Закаменск (Джидинский комбинат в Бурятии), Сорск (Красноярский край), Жирекенский комбинат (Читинская область). Функционируют кобальтовый и асбестовый заводы в Хову-Аксы и Ак-Довураке (Тува). Никель, медь и кобальт добываются и выплавляются в Норильске.
В Ангаро-Енисейском регионе сложился крупный комплекс алюминиевой промышленности, предприятия которого размещены в Шелехове, Братске, Красноярске и Саянске. Создан крупный глиноземный комбинат в Ачинске по переработке нефелинов Кия-Шалтырского месторождения, который попутно производит цемент, поташ, соду.
Слюдяная промышленность получила развитие в Иркутской области (в Маме и Слюдянке добыча сырья, в Иркутске — переработка).
Химическая и нефтехимическая промышленность Восточной Сибири развита недостаточно. Слабо используется местная сырьевая база этой отрасли. В промышленной структуре района на ее долю приходится 4,5% выпуска товарной продукции, 7,1% основных промышленно-производственных фондов и 4% промышленно-производственного персонала. В настоящее время здесь производится 7% химических волокон, 10% синтетических смол и пластмасс, 4% автопокрышек страны. Поскольку Восточная Сибирь служит крупнейшим источником топливно-энергетических ресурсов, то здесь топливно-энергетические отрасли (угольная, гидроэнергетика, теплоэнергетика и др.), а также топливо- и энергоемкие производства должны развиваться более высокими темпами, чем в целом по стране.
Предприятия химической и нефтехимической промышленности района размещены в Ангарске, Красноярске, Зиме, Усолье-Сибирском, Белозименске и Ачинске. Крупнейший центр нефтехимической промышленности — Ангарск. Здесь находится производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез», которое выпускает ударопрочный полистирол, термопласты, пластмассы, бензол, полипропилен, этилен и др.
В Красноярске действуют предприятия по гидролизу древесины, производству кордной ткани, каучука, автопокрышек и др. В Зиме функционирует электрохимический комбинат, который производит каустическую соду и хлорорганические продукты. В качестве сырьевой базы он использует местную поваренную соль, а также полупродукты Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Усольский химический завод работает в тесной кооперации с Ангарским нефтехимическим комплексом. Его продукция — хлор, каустическая сода, карбид кальция, лакокрасочные изделия и другие продукты хлорорганического синтеза.
Химическая промышленность имеет свои особенности размещения. Потребление тепловой энергии этой отраслью превышает электропотребление. Это касается прежде всего производства каучука, вискозного шелка, штапеля, карбида кальция. В отдельных производствах удельный вес топливно-энергетической составляющей в суммарных затратах на выпуск продукции достигает значительной величины: фосфора — 36 — 40%, синтетических волокон, синтетического каучука — 40 — 50%. Капитальные вложения в энергетическую базу этих производств превышают 50% капитальных вложений в основное производство.
Расчеты показывают, что в Восточной Сибири экономически выгодно размещать такие топливо- и энергоемкие производства химического комплекса, как производства синтетических волокон, хлорпродуктов, карбида кальция, термопластов, желтого фосфора, синтетического каучука.
Лесная и лесоперерабатывающая промышленность играет большую роль в промышленном комплексе района. Она производит 13% общего объема промышленной продукции, сосредоточивает 10% основных промышленно-производственных фондов и 7,5% промышленно-производственного персонала. В Восточной Сибири в настоящее время заготавливается свыше 60 млн. куб.м древесины, но глубина ее переработки пока невысока (55%). В районе производится 25% общероссийского выпуска целлюлозы, 3% бумаги, 9% древесностружечных плит, 12% древесноволокнистых плит, 15% картона. При этом заготавливается 27% деловой древесины страны.
Наличие глубоких диспропорций в развитии лесной промышленности как в целом по стране, так и в Сибири хорошо известно уже много лет. В качестве меры, позволяющей преодолеть, сгладить сложившиеся диспропорции, было предложено перебазировать лесную промышленность в многолесные районы страны. Это далеко не новая идея, она неоднократно подтверждалась начиная с 1947 г. Однако по целому ряду причин перебазирование глубокой переработки древесного сырья в Сибирь до сих пор не осуществлено. Несмотря на высокую эффективность комплексного использования лесосырьевых ресурсов в Сибири оно находится в начальной стадии развития.
При определении оптимальной структуры отрасли необходимо также учитывать взаимозависимость различных отраслей промышленности Восточной Сибири, структуру и районы потребления продукции лесной промышленности. Поэтому для отдельных районов по совокупности всех условий и факторов прогрессивной отраслью лесной промышленности может быть не химическая переработка древесины, а деревообрабатывающие производства.
Организация комплексного использования древесного сырья требует значительных капитальных затрат и длительных сроков строительства. Согласно расчетам, для обеспечения полной комплексной переработки 1 млн. куб. м древесины в условиях Сибири необходимо затратить 50 — 60 млн. руб. (в ценах 1990 г.). В современных условиях комплекс по переработке сырья мощностью 5 — 7 млн. куб. м сооружается в Сибири за 7 — 10 лет (продолжительность строительства Красноярского целлюлозно-бумажного комбината — 12 лет, Братского лесопромышленного комплекса — 10 лет, Усть-Илимского целлюлозного завода - 7 лет).
Надо полагать, что только учитывая эти обстоятельства, ряд проектных организаций вносит предложения об усиленном развитии лесопиления в Восточной Сибири, как временной мере, позволяющей в более короткие сроки снизить транспортные затраты потребителей древесины за счет увеличения объема перевозки пиломатериалов вместо круглого леса. Признавая обоснованность такой постановки вопроса в целом для многолесных районов страны, к Восточной Сибири следует подойти особо. Известно, что пиломатериалы из ангарской сосны очень высоко ценятся на мировом рынке, они пользуются постоянным спросом. Запасы этого вида сырья быстро истощаются, поэтому необходимо поставлять на мировой рынок более прогрессивную продукцию лесопереработки — целлюлозу, бумагу, картон, фанеру и др.
Вопросы развития и размещения фанерного производства требуют регионального подхода при их решении. Выпуск этой продукции в районе за период 1965 — 1995 гг. увеличился почти в 2 раза. Однако экономических условий для наращивания производства клееной фанеры в Восточной Сибири нет. Известно, что высокими потребительскими качествами отличается фанера, изготовленная из твердолиственных пород. Сырьевые же ресурсы Восточной Сибири не содержат достаточных концентрированных запасов березы для обеспечения больших объемов ее производства, а фанера, изготовленная из хвойных пород, пока еще невысокого качества и вряд ли может успешно конкурировать с имеющимися образцами в зарубежной практике производства фанеры. Поэтому целесообразным направлением для Восточной Сибири является не развитие фанерной промышленности, а производство древесных плит. Эффективнее наращивать мощности по выпуску фанеры в Западной Сибири, где имеется хорошая сырьевая база. Приведенные затраты на производство 1 куб. м фанеры в Западной Сибири на 25% меньше, чем в Восточной Сибири.
Широкое развитие производства синтетического спирта из отходов нефтепереработки поставило под сомнение целесообразность производства спирта методом гидролиза древесины. Это вызвано тем, что себестоимость гидролизного спирта на 30 — 35% выше, чем синтетического.
Однако гидролизный спирт, произведенный в районе, будет достаточно конкурентоспособным по сравнению с привозным синтетическим, так как затраты на транспортировку удорожают его на 80%. Поэтому при дефиците в стране такого важного продукта, как спирт, являющегося сырьем развитого в Восточной Сибири производства синтетического каучука, нецелесообразно ограничивать производство гидролизного спирта.
Главным направлением гидролизного производства в настоящее время принято считать производство кормовых дрожжей, оно является энергоемкой и эффективной для Сибири отраслью. Приведенные затраты на выпуск 1 т кормовых дрожжей здесь на 20% меньше, чем в среднем по стране.
Другим направлением гидролизного производства являются производства фурфурола и кристаллической глюкозы. Наибольший эффект при производстве фурфурола получается при гидролизе лиственной древесины. Затраты снижаются по сравнению с использованием хвойной древесины на 18 — 25%, однако в связи с ограниченностью таких ресурсов в Восточной Сибири выпуск фурфурола здесь экономически не оправдан.
Производство кристаллической глюкозы не представляется достаточно эффективным из-за ее высокой себестоимости, сложности технологического процесса и невысокого качества. Производство глюкозы из пищевых продуктов значительно эффективнее, чем при гидролизе древесины: затраты на 45% ниже.
В многолесных районах Восточной Сибири высокоэффективно целлюлозное производство. При производстве 1 т целлюлозы получается экономия на приведенных затратах в размере 25 — 28% по сравнению со средним показателем по стране.
Основным направлением развития целлюлозной промышленности в Восточной Сибири считается сульфатный способ производства. Однако более экономичный способ варки целлюлозы для Сибири — бисульфитный на растворимом основании. Это связано с тем, что единственным источником получения сульфата является Кулундинское месторождение (Алтайский край), мощность которого не позволяет удовлетворить спрос целлюлозных заводов Сибири и Дальнего Востока. Для бисульфатного же способа варки целлюлозы используются магнезиты, большие запасы которых имеются в Савинском месторождении Иркутской области и Тальском в Красноярском крае, они содержат 40 — 45% окиси магния. На Дальнем Востоке близ Хабаровска имеется эффективное месторождение брусита, запасы которого содержат 60 — 70% природного гидрата окиси магния. Брусит может употребляться в производстве целлюлозы в сыром виде, без обжига. Этот способ варки является более прогрессивным, чем сульфатный. Он дает высокий выход целлюлозы, себестоимость производства которой при прочих равных условиях на 15% ниже, оборот варки сокращается в 1,5 раза.
В результате целого ряда причин в современном размещении лесоперерабатывающей промышленности страны имеются крупные диспропорции. Почти 45% производственных мощностей лесопиления размещено в малолесных и безлесных районах страны. Обеспечение сырьем этих предприятий осуществляется за счет поставок круглого леса из многолесных районов. Неправомерно было бы полагать, что данную ситуацию можно быстро изменить. Очевидно, что необходимость поставок круглого леса из многолесных районов сохранится в течение 8 — 10 лет, при этом будут уменьшаться как относительные, так и абсолютные показатели перевозок.
В связи с этим целесообразно изучить вопрос о возможности реконструкции большинства лесопильных заводов малолесных районов с ориентацией их на переработку не круглого леса, а привозных пиломатериалов. Расчеты по определению оптимального размещения лесоперерабатывающей промышленности позволяют дать рекомендации о направлениях в развитии лесоперерабатывающей промышленности Сибири.
По сравнительной эффективности производства лесоперерабатывающей промышленности на первом месте стоит Иркутская область. Расширение производства лесопродукции в этом районе может дать 300 руб. экономии на каждую тысячу рублей дополнительно выпущенной продукции.
Но если мы учтем транспортные расходы по доставке продукции лесной и лесоперерабатывающей промышленности потребителям, то распределение многолесных районов по шкале эффективности несколько изменится, особенно сибирских районов, ввиду того, что основные потребители продукции находятся на западе от Сибири на большом расстоянии.
Сравнительный анализ транспортных затрат на грузоперевозки из районов Сибири по таким видам продукции, как круглый лес и пиломатериалы (транспортные расходы в среднем по круглому лесу составляют 37%, а по пиломатериалам — 28% по отношению к производственным расходам), показывает, что Тюменская и Томская области как поставщики этой продукции находятся в лучшем положении, чем их восточные соседи — Иркутская область и Красноярский край. Так, суммарные затраты на поставку круглого леса из Иркутской области в Среднюю Азию на 20% выше, чем из Тюменской области. Следовательно, Томская область, а особенно Тюменская область с ее большими лесосырьевыми ресурсами, являются эффективными производителями товарного круглого леса для снабжения им потребителей в районах к западу от Сибири.
Относительная эффективность производства продукции глубокой переработки древесины с учетом затрат на перевозку в Тюменской области значительно ниже, чем в Иркутской области и Красноярском крае. Доля транспортных расходов на единицу целлюлозно-бумажной продукции относительно невелика по сравнению с затратами на ее производство (5 — 7%). Экономия на транспортных расходах не перекрывает сравнительно большой разрыв в затратах на производство (15%). Следовательно, в ближайшие годы нет экономических предпосылок развивать в Томской и Тюменской областях отрасли глубокой переработки древесины такими же темпами и в таких же объемах, как в Иркутской области и Красноярском крае. Это, конечно, не значит, что лесные ресурсы мелкотоварной, дровяной древесины и отходов в некоторых районах Томской и Тюменской областей не следует пускать на химическую переработку. Это касается, например, сырьевых баз, тяготеющих к Верхне-Кондинскбму, Тавдинскому, Сургутскому, Тобольскому и Асиновскому районам. Но общая тенденция развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности в этих областях на ближайшую перспективу с учетом объема производства сырья и лимитов капитальных вложений такова, что нецелесообразно форсировать ее развитие в ущерб более экономически эффективным районам.
Машиностроение и металлообработка — одна из ведущих отраслей в промышленной структуре Восточной Сибири. На ее долю приходится 12% основных промышленно-производственных фондов и 25% численности промышленно-производственного персонала. Район производит 3% от общероссийского объема продукции машиностроения и металлообработки.
Развитие машиностроения и металлообработки в Восточной Сибири значительно отличается от Западной Сибири. В настоящее время в Восточной Сибири машиностроение не имеет решающего значения в народнохозяйственном комплексе района. На его долю приходится 15% всей товарной промышленной продукции. Этот показатель не свидетельствует о высоком уровне развития машиностроительной промышленности. Он отражает общий невысокий уровень развития других отраслей промышленного производства, определяющих специализацию района, прежде всего нефтехимической, цветной металлургии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Это подтверждается более низкими темпами развития машиностроения в Восточной Сибири по сравнению с другими районами. В результате объем производства машиностроительной продукции надушу населения в Восточной Сибири в настоящее время ниже по сравнению с Поволжьем в 5,5 раза, Уралом - в 5 раз, Западной Сибирью - в 3,3 раза.
Машиностроительный комплекс Восточной Сибири не имеет ярко выраженного профиля. Здесь развито 12 отраслей машиностроения и металлообработки. При этом сравнительно заметное долевое участие (от 3 до 5%) в российском производстве имеют семь отраслей: производство оборудования для горнорудной промышленности (драги для золотодобывающей промышленности), подъемно-транспортное машиностроение (мостовые краны), станкостроение, электротехническое машиностроение, автомобильное машиностроение (автоприцепы), сельскохозяйственное машиностроение (зерноуборочные комбайны), производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Их удельный вес в общем объеме машиностроения и металлообработки района составляет 55,2%. Остальные отрасли являются обслуживающими.
О недостаточном уровне развития машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в Восточной Сибири свидетельствует также высокий удельный вес ремонтных работ, которые в 1995 г. в общем объеме товарной продукции составили 33%.
На первый взгляд, структура производства машиностроительного комплекса отвечает специализации хозяйства Восточной Сибири, так как в общем объеме производства основная доля машиностроения приходится на такие отрасли, как тяжелое, электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Причем производство продукции указанных отраслей в 1,2 раза превышает ее потребление.
Несмотря на сравнительно узкую отраслевую специализацию машиностроительной промышленности номенклатура производимой продукции настолько обширна, что это должно бы способствовать комплексному развитию отрасли и удовлетворению потребностей народного хозяйства района. Однако только 20% внутрирегионального потребления покрывается за счет собственного производства, 80% — за счет ввоза из других районов страны. При этом межрайонные экономические связи машиностроения имеют свои особенности. Если для экономических районов европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для Восточной Сибири характерен обмен главным образом с районами других зон.
Из европейских районов в Восточную Сибирь ввозятся металлоемкое, крупногабаритное и малотранспортабельное оборудование и машины. Затраты на транспорт составляют 12 — 15% их стоимости. Такое положение вызвано тем, что сложившаяся специализация машиностроительных заводов района в некоторых отраслях не соответствует не только потребностям Восточной Сибири, но и Западной Сибири и Дальнего Востока. Потребность района во фрезерных станках на 95% удовлетворяется за счет ввоза из других регионов, в том числе 75% поставляется с предприятий европейской части страны. Одновременно 98% фрезерных станков с иными техническими характеристиками, выпускаемых Иркутским станкостроительным заводом, вывозится за пределы района, из них 88% — в районы европейской части страны.
Не соответствует местным потребностям и номенклатура производимых подъемно-транспортных машин. Завод «Сибтяжмаш» в Красноярске выпускает крупные электрические мостовые и металлургические краны, для производства которых 63% проката черных металлов завозится ежегодно с Урала. Электродвигатели и всю крановую электроаппаратуру завод получает из Центрального района. При этом 70% мостовых электрокранов и 82% металлургических кранов вывозится на Урал, в Центрально-Черноземный район.
Таким образом, современный технико-экономический уровень машиностроительного комплекса Восточной Сибири, несмотря на многоотраслевую структуру, не соответствует экономическому развитию региона и особенно ведущих отраслей народного хозяйства. Узость специализации большинства машиностроительных предприятий, имеющих общероссийское значение, вызывает несоответствие между производством и потреблением машин и оборудования внутри района. В результате межрайонные связи Восточной Сибири по машиностроительной продукции приводят к большим транспортным издержкам, снижающим экономические показатели работы машиностроительных предприятий региона.
Машиностроение Восточной Сибири в основном размещено в крупных городах: Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Абакане, Братске, Ангарске, Шелехове, Минусинске и др.
Предстоящий рост масштабов горнорудных работ в районе вызывает необходимость резкого увеличения производства продукции тяжелого машиностроения, потребление которого в ближайшей перспективе должно возрасти в 2,5 — 3 раза. Крупнейшим в стране специализированным предприятием по производству экскаваторов, роторных угледобывающих комплексов, отвалообразователей становится строящийся Красноярский завод тяжелого машиностроения (Крастяжмаш). Он уже выпускает мощные экскаваторы для открытой добычи угля в Канско-Ачинском бассейне производительностью 8 млн. т угля в год.
В комплексе транспортного машиностроения выделяется Абаканский вагоностроительный завод, который в настоящее время производит платформы-контейнеры. В 1990 г. он начал выпускать восьмиостные полувагоны и цистерны для перевозки химических реактивов. На заводе также введены в эксплуатацию вспомогательные производства — литейное, штамповочное, колесных пар, автосцепок. Пуск на полную мощность Абаканского вагоностроительного завода даст возможность обновить вагонный парк страны, снизить трудовые затраты на погрузо-разгрузочных работах в транспортной системе, повысить на 12—15% пропускную способность железнодорожных станций и портов.
В Восточной Сибири экономически выгодно размещать малотрудоемкое, энергоемкое и малотранспортабельное машиностроение.
Большинство территорий района расположено в экстремальных природно-климатических условиях, поэтому сельскохозяйственное производство получило развитие в основном в южной части. Затраты на продукцию сельского хозяйства в Восточной Сибири различны. Зернопродукция здесь обходится на 5 - 7% дороже, молоко — на 8 — 10%, чем в целом по стране. Затраты на производство мяса на 3 — 5%, шерсти — на 7 — 10% меньше общероссийских.
Обеспеченность населения Восточной Сибири продуктами за счет собственного производства составляет: по зерну — 85%, картофелю — 100%, овощам - 60%, мясу - 75%, молоку - 77%.
Сельскохозяйственные угодья в районе занимают 23 млн. га (в том числе пашня — 9 млн. га). Большая часть пашни приходится на Красноярский край (44%), Иркутскую (19%) и Читинскую (21%) области, а пастбищ — на Читинскую область (33%), Туву (30%), Красноярский край (20%) и Бурятию (12%).
В Красноярском крае и Иркутской области преобладает земледелие. В этих регионах производится 75% зерна. Среди зерновых выделяются яровая пшеница, которая занимает 45% посевных площадей, овес — 11%, ячмень — 7%. Кормовые культуры занимают 32% посевных площадей, картофель и овощи — 4,5%, технические культуры (лен-долгунец, подсолнечник и сахарная свекла) — 0,5%. Важнейшей задачей в области земледелия является повышение урожайности культур. По урожайности зерновых району принадлежит предпоследнее место в России, он опережает только Северо-Западный район (в Восточной Сибири урожайность на 20 — 25% ниже среднероссийских показателей).
Животноводство в Восточной Сибири представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз и оленеводством. Основная зона разведения крупного рогатого скота — Красноярский край (33%), Иркутская (22%) и Читинская (21 %) области. По поголовью овец ведущие позиции принадлежат Читинской области (45%), Красноярскому краю (22%), Бурятии (19%) и Туве (10%). Большая часть поголовья северных оленей сосредоточена на севере Красноярского края (почти 90%).
Важнейшей задачей сельскохозяйственного производства в Восточной Сибири является его интенсификация, за счет которой оно может полностью обеспечить район зерном, молоком, картофелем, на 90% овощами и мясом.
Для Восточной Сибири большое значение имеет транспортное обслуживание, особенно северных территорий. Строительство мощных гидроэлектростанций повлекло за собой прокладку железнодорожных и автомобильных магистралей. На территории сооружались ответвления от Транссибирской железнодорожной магистрали. После Великой Отечественной войны были построены железные дороги на участках: Тайшет — Лена; Ачинск — Абакан; Улан-Удэ — Наушки; Карымская —Борзя — Забайкальск; Борзя — Соловьевск. Для расширения межрайонных связей с Западной Сибирью были созданы два выхода в Кузбасс: железные дороги Новокузнецк — Абакан — Тайшет; Белове — Ачинск. Построена железная дорога Хребтовая — Усть-Ильимск к крупной гидроэлектростанции. На территории района берет свое начало Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (Усть-Кут). Большое значение для освоения природных ресурсов Красноярского края имеет строительство железнодорожной магистрали Абалаково — Норильск. В настоящее время заканчивается строительство железнодорожной ветки на участке Решоты — Богучаны. Плотность железных дорог в районе за 1946 — 1995 гг. увеличилась почти в Зраза и составляет 21 км (в среднем по России — 51 км) на 10 тыс. кв. км.
Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют ориентировочно свыше 1 млрд. руб. (в старых ценах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996 г. — 15% к общему объему в народное хозяйство района.
На территории района создан трубопроводный транспорт. Первым был сооружен нефтепровод Туймазы (Башкирия) — Омск — Красноярск — Иркутск, который в 3 раза удешевил доставку поволжской нефти в район. В 70-х гг. она была заменена более дешевой западносибирской. Новый нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Судженск — Красноярск — Ангарск сократил в 2,5 раза путь нефти в Восточную Сибирь.
Большое значение имеет речной транспорт, который эффективно дополняет железные дороги и Северный морской путь. Важную роль играют морские порты Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. Водным транспортом ежегодно перевозится почти 8 млн. т грузов.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием за период 1946 — 1996 гг. увеличилась в 4,5 раза. Автодороги строились параллельно железным дрогам, был также реконструирован Усинский автомобильный тракт Абакан — Кызыл, проложена новая автомагистраль Абаза — Ак-Довурак. По протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием Восточная Сибирь занимает шестое место в стране (63 тыс. км). Удельный вес района по территории - 23,7%, по протяженности автодорог с твердым покрытием — 9%.
Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. по стране составила около 5 млн. чел., или 7% общей численности занятых в народном хозяйстве. В Восточной Сибири численность занятых на транспорте — 375 тыс. чел., или 7,5% от общей численности занятых в народном хозяйстве района.
Основной поток грузов Восточной Сибири имеет западное и юго-западное направления. На них приходится 80% вывоза и 75% ввоза всех грузов. Межрайонные связи осуществляются железнодорожным, морским, трубопроводным и автомобильным транспортом. Структура межрайонных связей района по отправлению грузов выглядит следующим образом: железнодорожный транспорт — 85%, морской — 10%, автомобильный - 4,8%, авиационный - 0,2%. По прибытию грузов структура выглядит иначе: железнодорожный транспорт — 70,7%, трубопроводный — 15%, морской — 8%, автомобильный — 6%, авиационный — 0,3%. Во внутрирайонных перевозках на железнодорожный транспорт приходится 70%, речной — 19,8%, автомобильный — 9%, авиационный - 1,2%. Большая часть вывозимых грузов отправляется в Западную Сибирь (42%), в Среднюю Азию и Казахстан (22%), на Урал (21%), на Дальний Восток — 15%. В Западную Сибирь (в основном в Кузбасс) направляется железная руда, лесопродукция (крепежный лес), цемент, концентраты цветных металлов, продукция тяжелого машиностроения и др. В Восточную Сибирь завозятся нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, нефелины, бокситы, зерно, машины и оборудование и др. Завозимые грузы в основном поступают из Западной Сибири (48%) и с Урала (30%). Восточная Сибирь вывозит в 2,5 раза больше грузов, чем ввозит.