Государственная политика в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда:
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Согласно ст. 4 Закона № 181-ФЗ, в формировании законодательства об охране труда; разработке федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и в осуществлении других направлений государственной политики в области охраны груда важнейшая роль принадлежит государственным органам.
Но реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Примером может служить Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (от 20 декабря 2001 г.). Согласно этому соглашению, защита трудовых прав и охрана труда работников, промышленная и экологическая безопасность признаны в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества сторон Соглашения. Стороны приняли на себя обязательство ежегодно разрабатывать рекомендации по усилению социальной защиты работающих и улучшению условий их труда; разработать новые списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время; обеспечить разработку и осуществить меры экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и меры по финансированию этих мероприятий.
Разработка, утверждение, сроки пересмотра нормативных правовых актов в области охраны труда устанавливаются Правительством РФ.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ) является вторым по значимости (первый – Конституция РФ) документом, определяющим основные аспекты в обеспечении безопасных условий туда на производстве; он имеет 5 глав, определяющих главные направления деятельности в этой сфере: общие положения (гл. 1, ст. 1-7); право и гарантия права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (гл. 2, ст. 8-10); обеспечение охраны труда (гл. 3. ст. 11-19); государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (гл. 4, ст. 20-22); ответственность за нарушения требований охраны труда (гл.5, ст. 23-26).
4.3. Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда
Законодательство об охране труда предусматривает государственный надзор и контроль (в т.ч и общественный) за соблюдением требований охраны труда и определяет органы, выполняющие такие функции и проведение мероприятий по контролю и надзору (ст. 20 федерального закона).
Должностные лица органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля имеют право посещать, при наличии удостоверений установленного образца, организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для осуществления своих функций информацию (ст. 11, 20—22 Закона).
Государственный надзор и контроль осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов (Положение о федеральной инспекции труда утверждено Правительством Российской Федерации). Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими и при исполнении своих обязанностей имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. За противоправные действия или бездействие государственные инспектора труда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий (ст. 353 ТК РФ).
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Закон ограничился разделением надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда на надзор и контроль, осуществляемый федеральной инспекцией труда, и надзор и контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Что касается Трудового кодекса, то он разделяет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за соблюдением требований охраны труда, на надзор и контроль, осуществляемые органами федеральной инспекции труда, и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ, осуществляемый специально уполномоченными органами — федеральными надзорами. Кроме того, Кодекс отдельно предусматривает внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, включающий и требования охраны труда, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Особая роль отведена надзору за точным и единообразным исполнением трудового законодательства, осуществляемому Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых распространяется законодательство. В названную систему входят Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации) и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, а также межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства (постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».. Система образована на базе федеральной инспекции труда при Минтруде России и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и функционирует в соответствии с Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. и Положением о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. Названные Положения применяются с учетом ст. 354—365 ТК РФ.
Деятельностью федеральной инспекции труда руководит Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России является заместителем Главного государственного инспектора труда Российской Федерации.
Заместители руководителя указанного Департамента это главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации и главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда. Начальники отделов Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.
Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.
Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители — заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда). Начальники отделов этих инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.
Государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.
Государственные инспектора труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда. Также, наряду с указанными правами, они вправе требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Они имеют право выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструированных производственных объектов.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.
Согласно новому Трудовому кодексу к специальным органам — федеральным надзорам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ, отнесены: специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации (ст. 366 ТК); специальный орган, ведающий вопросами энергетического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК); специальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК); специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации (ст. 369 ТК).
В соответствии с действующим законодательством функционируют следующие органы надзора:
- федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России);
- органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.
Госгортехнадзор России и его местные органы в соответствии со ст. 366 ТК осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях и др.
Функции Госгортехнадзора России определены Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. В процессе надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда на поднадзорных объектах Госгортехнадзор России вправе: давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или опасность возникновения аварии; в случае необходимости они могут непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать место работ или оборудование; привлекать в установленном порядке должностных лиц и граждан к административной ответственности; передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности; вносить обязательные для исполнения представления руководителям федеральных органов исполнительной власти, объединений, организаций и органов местного самоуправления об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ на подконтрольных объектах; получать от федеральных органов исполнительной власти, организаций и предпринимателей сведения о состоянии безопасности, авариях и производственном травматизме и иную информацию по вопросам, относящимся к компетенции Госгортехнадзора России; издавать в пределах своей компетенции постановления, обязательные для исполнения ими.
Госгортехнадзор России осуществляет также государственное регулирование и надзор в области проектирования, строительства и безопасной эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива; назначает представителей для участия в приемке в эксплуатацию подконтрольных предприятий и объектов, осуществляет выборочный контроль за соблюдением правил приемки в эксплуатацию подконтрольных предприятий и объектов, участвует в работе комиссий по проведению промышленных испытаний взрывчатых материалов, приборов и оборудования для взрывных работ и приемочных испытаний новых образцов горно-шахтного оборудования и электротехнических изделий, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и др.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ч. 1 ст. 369 ТК), т.е формирует условия, при которых гарантируется защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
Согласно Положению о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. Госатомнадзор России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Возглавляет Госатомнадзор России начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
В соответствии с возложенными на него задачами Госатомнадзор России разрабатывает, утверждает и вводит в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и осуществляет государственный надзор за их соблюдением (кроме санитарно-гигиенических и природоохранных норм, нормативов, правил и требований в области обеспечения радиационной безопасности); выдает эксплуатирующим организациям и организациям, выполняющим работы и представляющим услуги в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление деятельности по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и вводу в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, а также иных видов деятельности в области использования атомной энергии и осуществляет государственный надзор за выполнением условий действия выданных лицензий; определяет порядок проведения работниками Госатомнадзора России расследований обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе объектов использования атомной энергии; участвует в расследовании обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на обеспечение безопасности этих объектов; организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, осуществляющих деятельность в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии; утверждает учебные программы. Для выполнения возложенных на него задач Госатомнадзор России имеет право: принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и предписания, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также гражданами при осуществлении ими деятельности в области использования атомной энергии; проводить инспекции в пределах своих полномочий (включая инспекции режимных предприятий с соблюдением установленного порядка), получать необходимые документы и объяснения по возникающим вопросам; определять по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок проведения проверок знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии руководителями и работниками эксплуатирующих и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и проводить такие проверки; выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; отказывать в установленном порядке, при наличии соответствующих оснований в выдаче разрешений (лицензий), приостанавливать или прекращать действие лицензий, выданных Госатомнадзором России; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности; налагать в установленном порядке штрафы на организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в случае нарушения ими федеральных норм и правил использования атомной энергии или условий, определенных выданными Госатомнадзором России лицензиями, если этими нарушениями причинен или мог быть причинен вред здоровью людей или окружающей среде, а также штрафы за осуществление деятельности в области использования атомной энергии без лицензии Госатомнадзора России, если они обязательны; привлекать должностных лиц и иных работников за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий, определенных выданными разрешениями (лицензиями), к административной ответственности; направлять правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства в области использования атомной энергии.
Нормативные правовые акты и предписания Госатомнадзора России могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого нормативного правового акта или предписания.
Государственный энергетический надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, в соответствии со ст. 367 ТК должен осуществляться специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации. Согласно действующему Положению о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938, государственный энергетический надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, соблюдением техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией, газом и др. осуществляют органы, входящие в систему Министерства энергетики РФ. К ним относятся:
- структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России;
- региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России);
- региональные управления энергетического надзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения).
Руководитель структурного подразделения по управлению государственном энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России является главным государственным инспектором по энергетическому надзору Российской Федерации, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора по энергетическому надзору Российской Федерации.
Начальники отделов и главные специалисты структурного подразделения по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России, руководители региональных управлений государственного энергетического надзора и их заместители, руководители управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору. Другие работники - государственными инспекторами по энергетическому надзору.
Главному государственному инспектору, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставлено право: давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции; требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека; контролировать своевременную проверку знаний персонала, обслуживающего электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; принимать участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок; беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения; рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе по вопросам нарушения правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки и привлекать граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности.
Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия обжалуемого решения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противо-эпидемиологических норм и правил в соответствии со ст. 368 ТК должен осуществляться специальным органом, ведающим вопросами такого надзора. В соответствии с действующим законодательством указанный надзор осуществляется единой федеральной централизованной системой органов и учреждений — государственной санитарно-эпидемиологической службой в Российской Федерации (Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554). В службу входят:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору);
- Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах Российской Федерации, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов;
- другие органы и учреждения службы.
Эти службы вправе принимать обязательные для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей решения о необходимости проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; контролировать выполнение санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при: размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию; в paзработке, постановке на производство, промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом; осуществлении мероприятий по охране от загрязнения aтмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывании людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций; сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов; эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств; выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений. Они выявляют и устанавливают причины, условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, ведут государственный учет профессиональных заболеваний (см. п. 1, 5 и 15 названного Положения).
Должностные лица органов государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора вправе беспрепятственно посещать организации и обследовать их с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, осуществления гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил; предъявлять организациям требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний; приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, или прекращать работы по проектированию и строительству, а также не доп