Внутрицеховой транспорт и грузоподъемные устройства
В качестве внутрицехового транспорта на предприятиях по переработке полимерных материалов наибольшее распространение получили самоходные электрические тележки, безрельсовые напольные тягачи, грузовые тележки с подъемными вилами, тележки – штабелеры, конвейеры различных конструкций, а также устройства пневмотранспорта.
Погрузчики являются универсальными машинами напольного транспорта, используемыми для работ с тарно-штучными и сыпучими грузами. В зависимости от характера перевозимых грузов погрузчики могут комплектоваться различными сменными грузозахватными приспособлениями. Так, транспортировка, перевозка и штабелирование длинномерных грузов осуществляется погрузчиками с боковым выдвижным грузозахватным подъемником.
Безрельсовые напольные тягачи предназначены для работы с прицепами.
Электротягачи оснащены двигателями постоянного тока, источником питания которых служит аккумуляторная батарея.
Прицепные тележки к электротягачам по конструкции различаются в зависимости от размеров груза, его массы и формы.
Самоходные электрические тележки обеспечивают механизированную загрузку тары, поддонов или контейнеров. Самоходные тележки с подъемной платформой, управляемые с площадки тележки, используют для транспортирования штучных грузов в таре или без тары.
Грузовые тележки с подъемными вилами предназначены для перемещения грузов, уложенных на поддоне или в стандартную тару ( размеры 400-300; 600-400; 800-600 и 1200-800 мм), а также для транспортирования штучных грузов массой до 1 т. Подъем вил осуществляется с помощью гидравлических устройств.
Тележки – штабелеры предназначены для подъема и транспортирования штучных грузов на поддонах и в таре.
Для транспортировки изделий, сырья и полуфабрикатов широко применяется конвейерный транспорт. Этот транспорт часто используется для организации технологических процессов.
В промышленности переработки полимерных материалов наибольшее распространение получили подвесные конвейеры, у которых каретки с подвесками для грузов прикреплены к тяговому органу.
Подвесные грузонесущие конвейеры применяются в литьевых, прессовых цехах, в сборочных цехах шинных заводов и т.д. Часто применяются в качестве основных транспортных линий, организующих производственный процесс, связывая отдельные операции производственного цикла.
Подвесные конвейеры, помимо своего прямого назначения в качестве транспортного средства, часто выполняют также функцию промежуточных складов, обеспечивая работу участков с различным режимом работы, частично компенсируя потери при простоях оборудования. Эти качества определяют применение подвесных грузонесущих контейнеров для межоперационного транспорта, в том числе для поточных линий.
На складах для механизации погрузочно-разгрузочных работ широко применяются ленточные конвейеры и рольганги.
Выбор типа внутрицехового транспортного устройства более подробно рассматривается в [15].
Для транспортировки сыпучего сырья с заводского склада на цеховой склад, а затем из цехового склада к перерабатывающему оборудованию широкое распространение получили системы пневмотранспорта. С помощью пневматических транспортирующих устройств, использующих для перемещения материала поток газа (воздуха) в различных трубопроводах, возможно выполнение всех операций по транспортировке и питанию, начиная с загрузки и кончая упаковкой. Такие устройства допускают транспортировку в любом направлении, гарантируя малые потери транспортируемого материала, и достаточно компактны. Они удобны в обслуживании и легко автоматизируются. Этим объясняется широкое применение таких систем при транспортировке порошков, гранул, крошки и таблеток. Емкость пневмотранспортных систем не лимитируется, а производительность может достигать от 50 до 50000 кг/ч.
При разработке проекта транспортных средств предприятия учитывается необходимость облегчения тяжелого физического труда при производстве круглогодичного ремонта машин и аппаратов узловым или агрегатным способами. При этом стремятся организовать механизацию ремонтных работ с помощью постоянных грузоподъемных устройств. Грузоподъемными механизмами должны обеспечиваться установка или съем тяжеловесных частей оборудования, перемещение их от места производства работ до выхода из помещения.
Грузоподъемность устанавливаемых крановых устройств определяется наибольшей массой единичного груза, требующего перемещения в зоне, обслуживаемой данным грузоподъемным механизмом.
В цехах по переработке полимерных материалов грузоподъемность кранов определяется, как правило, наибольшей массой детали или узла машины или аппарата, не подлежащих разборке при монтаже или демонтаже, а также при проведении ремонта агрегатным способом.
Выбор типа крана и его пролета зависит от требований производства и характера строительного сооружения.