Что вас мотивирует на участие в программе бережливого производства?
Владислав Абсалямов, заместитель начальника производственно-технического отдела Свердловской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин:
– Инструменты бережливого производства полезны для усовершенствования деятельности дирекции. Они исключают потери в процессах, а это – основная задача, которую перед нами обозначил аппарат управления, в целях решения оптимизационных вопросов. Мне лично интересно её выполнение. Это и есть результативный подход. В текущем году у нас планируются к реализации два проекта бережливого производства – в ПМС-311 и СПМС-341. Мы признаем их успешными только при выполнении целевой программы на сто процентов. Достижение такого показателя и остаётся одним из мотивирующих факторов.
Сергей Цвингер, главный инженер Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом:
– Планы, разработанные дирекцией. Мы их представили ОАО «РЖД». Наши предложения утверждены. Теперь занимаемся их реализацией. По этому году есть очень интересный проект: на грузовом дворе в Тобольске делаем мостки на повышенном пути. Ожидаем, что эффект будет всесторонним: по охране и условиям труда, экономии электроэнергии, внедрению средств механизации. На десять вагонов мостки уже сделали, осталось ещё на три. По объективным причинам проект идёт не без труда. Но люди стараются, по своей инициативе продолжают работать, на личной мотивации. Они понимают: проект полезен, он облегчит их труд. Надеемся полностью закончить работу уже в этом году.
Елена Ошева, ведущий инженер Пермского регионального центра связи:
– Мотивирует результат. Одно дело то, что мы планируем, и совсем другое – что получается на выходе. Это всегда самое интересное в работе по бережливому производству. Хочется, чтобы наше предприятие всегда активно участвовало в улучшении производственных процессов. Наши работники с интересом берутся за это направление. Хотелось бы, чтобы бережливое производство увлекало ещё больше наших молодых специалистов: у них хороший кругозор, иной взгляд на жизнь, они могут привлечь много дополнительной информации со стороны. Я уверена, что им есть что предложить.
В прошлом году наше предприятие реализовало три собственных проекта и один тиражируемый. До конца 2017 года в жизнь будет воплощено два собственных и два тиражируемых проекта по бережливому производству.
Марина Турчева, начальник станции Ивдель:
– Внешняя мотивация – это премирование за работу в сфере бережливого производства. А внутренняя – это удовлетворение от проделанной работы. Я «болею» своим делом, поэтому всегда выступаю за преобразование. Работая с коллективом, анализируя производственные процессы, видишь, что можно улучшить. Будучи начальником станции Невьянск, каждый год мы реализовывали по одному-два проекта. Они касались экономии электроэнергии, фонда заработной платы, загрузки маневрового локомотива, а также были связаны с клиентоориентированностью. Копейка рубль бережёт. На станции Ивдель я планирую продолжать развивать это направление.
Ишимский разворот
Снежные зимы для большинства железнодорожных станций становятся серьёзным испытанием. И каким бы арсеналом снегоуборочных средств и штатным персоналом ни располагала станция, прошедшие обильные снегопады становятся той проблемой, которую каждый раз по-новому приходится решать трудовому коллективу.
На станции Ишим Тюменского центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением для очистки тупиковых путей регулярно используется снегоуборочная машина СМ-2 №720. Работать ей в снежную зиму приходится много. В восточном направлении необходимо очищать 15 тупиковых путей, в западном – 12. Каждый раз для того, чтобы сменить направление работы по очистке путей от снеговых осадков, машину приходилось направлять на петлевую развязку на станции Войновка. Нерациональность таких перемещений техники с учётом стоимости её работы и организации маневровых передвижений давно вызывала вопросы у начальника станции Ишим Игоря Орлова.
– Разворот снегоуборочной машины производился на путепроводной петлевой развязке станции Войновка, расположенной на станции Ишим на расстоянии 280 км, – поясняет Игорь Алексеевич. – При этом время следования СМ-2 со станции Ишим до станции Войновка, последующая маневровая работа на путях станции Войновка и обратно перегон снегоуборочной машины до станции Ишим составляли 12 часов.
Начальник станции изучил ситуацию и принял во внимание, что на территории локомотивного депо Ишим имеется поворотный круг, который используется для подачи техники на пути ремонта в цеха. Этот круг бывает задействован тогда, когда, например, в депо приходит локомотив для ремонта и требуется развернуть его, чтобы он был подан в цеховые помещения соответствующей стороной. Как правило, у круга всегда есть продолжительное свободное «окно», когда он не задействован. Вот это поворотное устройство, по задумке Игоря Орлова, и можно было бы использовать для разворота снегоуборочной машины – чтобы исключить из процесса нерациональные перемещения. Однако снегоуборочная машина не могла полностью зайти на круг, и для того, чтобы воспользоваться поворотным устройством, требовалось разработать специальную технологию. Специалисты сразу четырёх дирекций Свердловской магистрали: управления движением, путевых машин, инфраструктуры и тяги – должны были объединиться, чтобы совместно решить эту задачу и разработать проект бережливого производства. Главным было то, что Игорь Орлов нашёл понимание по этой теме у всех заинтересованных лиц.
– Руководил разработкой проекта заместитель начальника путевой машинной станции № 311 Сергей Гурин, – рассказал Игорь Алексеевич. – В число экспертов рабочей группы вошли начальник локомотивного депо Ишим Александр Селюгин и начальник Ишимской дистанции пути Александр Абрамов. Для того чтобы СМ-2 можно было развернуть на поворотном круге локомотивного депо Ишим, мы разработали специальную технологию, при которой осуществляется последовательное расцепление вагонов и происходит разворот каждого вагона снегоуборочной машины.
Эффект суммарных временных и материальных затрат на расцепление, а затем и соединение вагонов СМ-2 не был очевиден, требовалось сравнение его с затратами на отправку машины и разворот её на Войновке. Расходы на работу локомотивных бригад и перемещение снегоуборочной машины на участке Ишим – Войновка – Ишим составляли немногим более 77 тысяч рублей. С ними был сопоставим и расчёт расходов на очистку путей немеханизированным способом, приведённый на объём работы производимой снегоуборочной машиной на 10 часов работы. Как правило, за один рейс снегоуборочной машины ей приходилось делать 10 разворотов.
Минувшей зимой, ещё до того, как были произведены все расчёты экономического эффекта, специалисты депо и станции опробовали данную технологию. В реальных условиях оказалось, что время разворота снегоуборочной машины для захода её на тупиковый путь составило два часа. Это оказалось намного эффективней, чем отправлять машину за сотни километров.
Общий годовой экономический эффект при применении новой технологии составит 1 405 767 рублей. Причём, эта экономия началась уже в зиму 2016-2017 года.
Владимир Андреев