Особенности рынка ресурсов. Спрос на ресурсы: Общий подход.
Для производства любого товара требуются –ресурсы, которые принято называть факторами производства, и главными среди них являются труд, капитал, земля и предпринимательская способность.
В отличие от рынков потребительских товаров на рынках ресурсов покупателями выступают фирмы (предприятия), а продавцами — домашние хозяйства. Отчасти такая смена ролей и вызывает необходимость отдельно анализировать рынки ресурсов, хотя их функционирование основано на тех же принципах и механизмах, что и деятельность рынков потребительских товаров и услуг.
Особенности рынков ресурсов:
• спрос на ресурсы является производным, так как зависит от спроса на конечный продукт, создаваемый с помощью этих ресурсов;
• величина и структура спроса на ресурсы обусловлены максимизацией прибыли фирмы, а не действиями потребителей, максимизирующих свои суммарные полезности, как это имеет место при формировании спроса на потребительские товары и услуги;
• спрос на ресурсы взаимозависим, поскольку ни один ресурс в отдельности не может произвести конечный продукт, но одновр-но он взаимозаменяем в определенных границах (труд и капитал; труд и земля);
• предложение ресурсов почти всегда ограниченно, и фирмам приходится это учитывать;
• использование вовлеченных в производство факторов подчиняется закону убывающей отдачи, что обусловливает степень их эффективности.
Рынки ресурсов выполняют важные функции:
• участвуют в размещении ограниченных ресурсов между различными отраслями и фирмами;
• влияют на выбор методов и технологий производства. Фирмы стремятся производить выгодную для себя продукцию, чтобы максимизировать прибыль. Они заинтересованы в привлечении наименее дорогостоящих и одновременно эффективных ресурсов. Таким образом, их выбор зависит от соотношения цен на ресурсы и их производительности;
• цены на труд, капитал, землю, предприн-ю спос-ть определяют доходы тех, кто продает эти ресурсы.
Различают рынки ресурсов с совершенной и несовершенной конкуренцией.
На рынках с совершенной конкуренцией отдельные покупатели факторов производства не оказывают существенного влияния на спрос и, следовательно, на цену ресурсов, так как каждый из многочисленных покупателей потребляет небольшую часть предлагаемых ресурсов. Многочисленные продавцы ресурсов также не в состоянии повлиять на предложение ресурсов и их цены, так как каждый из них продает лишь малую часть общего объема имеющихся ресурсов. Продавцы и покупатели имеют возможность свободно войти на рынок ресурсов и стольсвободно выйти из него.
В условиях несовершенной конкуренции покупатели или продавцы ресурсов не приспосабливаются к ценам, а активно влияют на их уровень.
Принимая решение, сколько производить, для того чтобы максимизировать прибыль, фирма (предприятие) должна определить соотношение между предельными издержками, связанными с использованием дополнительной единицы ресурса, и размером предельного дохода, который будет получен в результате этого использования. Прирост дохода фирмы за счет привлечения дополнительной единицы переменного ресурса называется предельным доходом ресурса, или доходом от предельного продукта переменного ресурса в денежном выражении (MRP).
В условиях совершенной конкуренции предельный доход MRот продажи дополнительной единицы продукции равен ее рыночной цене (MR = Р). Поэтому доход от предельного продукта в денежном выражении определяется по формулеMRP = MPR * P,
где MPR — предельный физический продукт переменного ресурса R; Р — цена (предельный доход от продажи) дополнительной единицы продукции.
Из главы 4 известно, что в условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции меньше рыночной цены (MR< Р). Поэтому доход от предельного продукта в денежном выражении для неконкурентной фирмы определяется по формулеMRP = MPR*MR. Прирост издержек, вызванный введением в производство дополнительной единицы переменного ресурса, называется предельными издержками ресурса (MRC). В условиях конкурентного рынка труда предельные издержки ресурса равны его цене
Ресурсы — это товары, и спрос на них определяют те же факторы, которые значимы для спроса на товары вообще. Спрос на ресурсы является производным от спроса на конечный продукт, поскольку потребитель нуждается в товарах и услугах, произведенных с помощью данных ресурсов, а не наоборот. Например, автозаводы предъявляют спрос на металл и на услуги труда машиностроителей, потому что потребители предъявляют спрос на автомобили. Выделяют следующие факторы, спроса на ресурс:
• предельная производительность (отдача) данного ресурса — сколько готовой продукции можно получить, используя дополнительную единицу ресурса;
• спрос и рыночная цена товаров, произведенных с помощью этих ресурсов, — чем выше спрос на товары, тем больше их цена и, следовательно, выше спрос на ресурсы;
• цена самого ресурса и, соответственно, издержки, которые несут фирмы на его приобретение, — чем выше цена ресурса, тем меньше спрос на него, и наоборот;
• цены и производительность ресурсов-субститутов и ресурсов-комплементов и др.
Изменение спроса на ресурсы происходит под влиянием факторов ценовых (изменение объема спроса) и неценовых (изменение спроса). Соответственно, различают динамику величины спроса на ресурс вследствие изменения: а) цены фактора производства; б) неценовых факторов спроса. Во втором случае имеются в виду изменения, затрагивающие спрос на произведенные с помощью тех или иных ресурсов конечные товары и услуги; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы; производительность ресурса.
На рынке ресурсов (как и на любом другом рынке) спрос взаимодействует с предложением, т.е. с совокупностью ресурсов, уже находящихся на данном рынке или способных быть представленными на нем для продажи по определенным ценам.
Различные ресурсы обладают как общими, так и особенными чертами. Последние определяют специфику их предложения. К особенностям можно отнести большую или меньшую ограниченность ресурсов, их редкость, обусловленную объемом национальных запасов.
Общие черты предложения ресурсов:
• зависимость величины предложения от цены на них;
• мобильность ресурсов, т.е. их способность свободно перемещаться между отраслями и фирмами;
• взаимозаменяемость, позволяющая увеличить предложение более дешевых ресурсов, замещая ими более дорогие.Фирма будет расширять покупку и применение ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет превышать предельные издержки от использования доп-й ед-цы ресурса. Чем ниже цена ресурса, тем на большее кол-во ресурса фирма предъявит спрос (рис. 7.1).
Кривая предложения ресурса SRдля конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек от использования ресурса. Предложение ресурса для фирмы совершенно эластично при цене РR0. Это означает, что фирме нет нужды устанавливать более высокую цену, чтобы привлечь большее количество ресурса (сколько бы она его ни покупала), поскольку (по определению рынка ресурсов) отдельная фирма покупает лишь очень небольшую долю доступного количества ресурса и может быть обеспечена им в необходимых количествах по неизменной цене РR0.
Кривая спроса на ресурс DR со стороны конкурентной фирмы совпадает с кривой предельного продукта ресурса в денежном выражении. Расположение этой кривой зависит от цены ресурса, цены производимого с его помощью продукта и предельной производительности ресурса. Обратная зависимость между ценой ресурса и величиной спроса на него со стороны фирмы является следствием снижения предельного продукта ресурса по мере использования все большего объема ресурса.
Покупка дополнительных единиц ресурса выгодна фирме, пока MRP>MРC.
При MRP<MRCфирме для максимизации прибыли следует уменьшать количество применяемого ресурса.Равенство MRP = MRCопределяет оптимальный объем ресурса Qro, обеспечивающий равновесие фирмы на рынке рес-в. Данное условие справедливо для любого рынка ресурсов и напоминает условие равновесия фирмы, реализующей готовую продукцию (MR = МС). Но в первом случае речь идет о спросе фирмы на ресурс, а во втором — об объеме выпуска продукции, позволяющем фирме максимиз-ть прибыль.
Спрос на ресурс со стороны фирмы при несовершенной конкуренции менее эластичен, чем при совершенной конкуренции. Это определенокак убывающей предельной производительностью ресурса, так и снижением цен на продукт, производимый с использованием данного ресурса, поскольку продажа большего количества прод-и фирмой — несовершенным конкурентом возможна лишь при снижении цены продукта.
Различают инд-й, отраслевой и рыночный спрос на ресурс. Отраслевой спрос — это сумма величин индивидуального спроса на ресурс со стороны фирм отрасли при каждой возможной цене ресурса. Рыночный спрос — сумма величин спроса со стороны всех отраслей при каждой возможной цене ресурса.
Предложение ресурса также дифференцируется на предложение для конкурентной фирмы и рыночное предложение на конкурентном рынке (рис. 7.2).
Кривая предложения ресурсов S вначале повышается плавно, а в дальнейшем растет более стремительно, особенно у границы полного использования ресурсов, отражая отмеченную специфику и особенности предложения ресурсов.
Эластичность спроса на ресурс — мера реакции спроса на вменение факторов спроса. Ценовая эластичность спроса на ресурс отражает степень чувствительности рыночного спроса на ресурс к динамике цены ресурса при прочих равных условиях. Она определяется коэффициентом ценовой эластичности. Эластичность предложения ресурсов — мера реакции предложения ресурсов на изменение значимых для него факторов.Ценовая эластичность предложения отражает степень чувствительности предложения ресурса к динамике его цены