Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. В него входят:
1. административный контроль над монополизированными рынками;
2. организационный механизм;
3. антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков предполагает финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства и, возможно, расформирование предприятия.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.д. Эти меры позволяют сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным.
Антимонопольное законодательство состоит из нормативных актов. Классическим примером является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал известный закон Шермана (1890 г.). Он запрещал тайный сговор между кампаниями, в результате которого они, по сути, превращались в монополию, Также преступлением считалось любое ограничение торговли. Нарушители закона могли быть ликвидированы, на них налагались штрафы, применялось тюремное заключение, а пострадавшие стороны могли предъявить иск о возмещении причиненного им ущерба в троекратном размере. Правда, нечеткие определения в законе вызвали множество толкований и мало способствовали эффективному его применению.
В 1914 году был принят закон Клейтона, в котором уточнялись и усиливались параграфы закона Шермана. Здесь акцент был сделан не на борьбу с уже существующими монополиями, а на превентивные меры. Кроме этого, Закон о Федеральной комиссии по торговле, принятый в этом же году, определил постоянный орган, на который возлагались обязанности по проведению в жизнь антитрестовских законов и контролю за их выполнением.
Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) запретил одной фирме приобретать вещественные элементы активов другой фирмы, если результатом данной операции будет ослабление конкуренции.
В начале 80-х годов в США были приняты документы, установившие нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если HHI< 1000, рынок считается «неконцентрированным», и правительственные органы не считают нужным вмешиваться, например, в процесс слияний фирм, так как степень рыночной власти незначительна. Если 1000 <HHI< 1800, то рынок считается «умеренно концентрированным», и при слиянии фирм соответствующими государственными органами могут проводиться антимонопольные расследования. При HHI>1800 рынок считается «высококонцентрированным», и слияния фирм, еще более увеличивающие концентрацию, находятся под пристальным влиянием государства, которое может запрещать их.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, в том числе в Республике Беларусь.
Уровень монополизма у нас в стране оценивается по коэффициенту концентрации производства, показывающему долю трех крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке или в отрасли и по индексу Херфиндаля-Хиршмана. Уровень концентрации производства в Республике Беларусь высокий.
Согласно нормативным документам антимонопольных органов в РБ выделяются:
1. деконцентрированные отрасли;
2. олигополии;
3. локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков.
Примерами продукции олигополистических отраслей в стране являются телевизоры, часы, цемент, производство пива, услуги сотовой связи.Предприятиями – монополистами являются МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тягачей, «Атлант», а локальными монополиями – предприятия торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь включает:
– Конституцию Республики Беларусь (статья 13);
– нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь;
– Закон от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
– Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях» и других актов законодательства;
– международные договоры, участницей которых является Республика Беларусь.
Ключевое место среди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.
Закон содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип – контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестовского законодательства (принцип запрета монополий).
Запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях».
Сферами деятельности естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3).
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.