Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти.
Под рыночной властью понимается способность отдельных фирм влиять на цены. Фирма с достаточной рыночной властью может поднять цену выше предельных издержек, снизив объем выпуска ниже ситуации при совершенной конкуренции. Как мы уже выяснили, в этом случае ресурсы будут распределяться неэффективно.
Рыночная власть может возникнуть в нескольких различных случаях. Один из них – это монополия, при которой на рынке работает только одна фирма, и она полностью блокирует вход на этот рынок. При олигополии, когда на рынке присутствуют несколько продавцов, фирмы в отрасли способны поднять цену выше предельных издержек. Также даже если в отрасли имеется много фирм, то каждая из них может обладать некоторой рыночной властью, поскольку эти фирмы производят дифференцированные товары. Например, многие фирмы выпускают стиральные машины, однако машины Bosch, Ariston и LG считаются многими покупателями особыми товарами.
Источники рыночной власти: недостаточный уровень конкуренции в отрасли; защищенность особой ситуации фирмы различными лицензиями и патентами; умелое маркетинговое воздействие фирм на сознание покупателей, становящихся поклонниками прод-и именно этих производителей; особые чрезвычайные ситуации на рынке (стихийные бедствия или паника). Во всех этих случаях фирмы могут значительно воздействовать на уровень цены своей прод-и, а покупатели вынуждены будут с ней соглашаться.
Понятие рыночной власти обычно отождествляется с понятием монополизма. При использовании фирмами монопольной власти происходит рост цен и снижается объем продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене, нежели это возможно при конкуренции продавцов. Рассмотрим основные показатели, по которым можно судить о монопольной власти в какой-либо отрасли.
1. Коэффициент рыночной концентрации определяется как процент продаж, приходящийся на определенное количество самых крупных фирм в отрасли (обычно 4, 8, 20 и 50 фирм). Этот показатель легко рассчитать, но он хар-т не положение всех фирм в отрасли, а только нескольких самых больших.
2. Число фирм в отрасли. Это самый первый признак, по которому выделяют различные типы рыночных структур. Чем больше фирм в отрасли, тем больше в ней конкуренции и меньше монопольной власти. Но этот показатель имеет большой недостаток, так как предполагает приблизительное равенство долей выпуска, приходящихся на каждую фирму. Если в отрасли всего 100 фирм, то, теоретически, удельный вес каждой из них составляет 1% выпуска. Но возможна и ситуация, когда на две крупнейшие фирмы приходится 90 % общего объема производства, а на оставшиеся 98 – только 10 %.
3.Индекс Херфиндаля–Хиршманарассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли: ,
где HHI – значение индекса Херфиндаля–Хиршмана; S – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %; n – количество фирм в отрасли.
Возводя рыночные доли в квадрат, мы придаем гораздо большие веса крупным фирмам, чем мелким. Максимальное значение индекса будет наблюдаться при полной монополизации рынка одним продавцом: HHI=1002 = 10000. Мин-е значение индекса будет приближаться к нулю (при совершенной конкуренции).
На величину индекса Херфиндаля-Хиршмана влияют два параметра: количество фирм в отрасли и удельный вес доли рынка. Чем больше фирм осуществляют производство и продажи рассматриваемого товара, тем меньше значение индекса. Чем больше доля отдельных фирм в отраслевом объеме продаж, тем выше значение индекса.
4. Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:
, или
где L – значение коэффициента Лернера; Р – цена продукции; МС – предельные издержки выпуска продукции; ATC – средние общие издержки.
Умножив и разделив последнее отношение на объем выпуска, получим:
Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение, т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю.
Проблема монопольного рынка связана также с тем, что уровень выпуска продукции находится ниже максимизирующего суммарный излишек значения. Снижение эффективности — это следствие монопольно высокой цены: установление превышающей предельные издержки цены на товар означает уменьшение объема его потребления. При неэффективно низком объеме производства средние общие издержки оказываются выше минимальных. Отставание монопольного объема выпуска от конкурентного (эффективного выпуска) при средних долгосрочных издержках, превышающих минимальные, указывает на более низкую эффективность использования привлеченных ресурсов.
В условиях монополии обнаруживается так называемая Х-неэффективность, связанная с недоиспользованием производственных мощностей, ростом и бюрократизацией управленческогоаппарата, ослаблением стимулов к инновациям И риску вообще. Монополию часто отличает техническое отставание, поскольку наличие барьеров для входа на рынок защищает фирму-монополиста от конкурентного давления. Х-неэффективность — это ситуация, когда фактические издержки фирмы, связанные с любым объемом производства, превышают минимально возможные издержки. Разница между эффективным уровнем издержек (т.е. минимально возможным для данного выпуска) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность монополии. Чем меньше конкуренция, тем выше Х-неэффективность. Отсутствие прямых конкурентов подрывает стимулы к минимизации издержек, позволяет чистой монополии относить непроизводительные расходы на издержки производства — включать в цену товара и компенсировать за счет покупателя. Существование Х-неэффективности можно объяснить нежеланием монополиста минимизировать издержки. Величина Х-неэффективности — это недополученный обществом выпуск продукции по сравнению с оптимально возможным для отрасли.
Господство монополии блокирует механизм саморегуляции рынка и усиливает неравенство в распределении доходов. Высокие барьеры к вступлению в отрасль помогают монополии получать экономическую прибыль (в кратко- и долгосрочном периоде), которая достается группе лиц с наиболее высоким уровнем доходов. Монополисты присваивают сверхприбыли за счет перераспределения доходов общества в свою пользу, что усиливает неравенство, снижает благосостояние общества в целом и наносит урон экономической эффективности.
Однако имеются аргументы и в защиту монополий. В долгосрочной перспективе монополия чаще всего добивается положительного эффекта от роста масштаба производства: экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д. Известно, что крупные масштабы производства позволяют снижать издержки производства в долгосрочном периоде, экономить ресурсы, что в конечном счете повышает эффективность использования последних. Кроме того, реальна экономия на информационных издержках, поскольку фирменная марка сама по себе является информацией для потребителя. Продукция монополистических компаний обычно отличается высоким качеством.
Многие экономисты видят в монополистической власти значительный потенциал для технологического прогресса и производства новой высококачественной продукции, а экономию на издержках расценивают как возможность для понижения цен.