Эк как сфера жизнедеят общества.

Эк как сфера жизнедеят общества.

Термин возник в Древнем Риме. Там он определяется как свод правил и свод законов по ведению хоз. В процессе индустриализации с появлением машинного производства термин экономика приобрел новую интрепритацию. Макконел и Брю определили термин экономика след образом: экономика исслед проблемы эф-го использования огранич ресурсов с целью достижения макс удовлетв-я потребностей человека. В современном мире экон им несколько значений:а)сов-ть общественных отнош, в кот вступают люди в проц пр-ва, расперд-я, обмена и потребл матер благ.такие отнош наз производственными б)сов-ть всех видо деят-ти, орган-й и предпр, производ проц в кот служит целям удовлетворения матер-х потребн чел-ка в)наука, кот в зависим от объектов исслед-я и масштаба подраздел на эк теорию, микроэк, макроэк, эк предпр и эк-ку отдельных отраслей народн хоз. Эк-ка дает ответы на такие вопросы: Что производить? Как производить? Для чего(кого) производить?

Предмет и задачи курса «Эк орг».

Эк орган как наука изуч объективное закономерности развития предпр конкретн формы проявлен и использ эк з-нов в деят-ти субъектов хозяйствования, а также пути и способы эф-го пр-ва тов и услуг необход-х обществу. Предметом явл эк механизм, обеспечив эф-ое функционирование и развитие предпр в усл р-ка, знания от кот поможет буд специалистам решать текущие и стратег зад, кот возник в работе не только руковод-й, но и спеиал реального сектора эк-ки. Задачи: а) изуч эк механизма функциониров предпр б) освоение методик планово-эк расчетов в)приобрет навков оценки эк эф-ти деят-ти предр г) изуч способов повышен конкурентноспос предпр д) выработка учения выбирать правильн эк стратеги. Поведения предпр в постоянно изменяющ рын среде.

Методологические основы курса

Эк орг использ 2 гр методов: -обще-научный: а)диалектич(люб эк явление необход рассматрив снач его зарождение, развитие и погасание. Борьба противополодностей)б)научн абстракции(абстрагирован от косвенных ф-ров или признаков и сосредоточен на наиб значимом) в)индуктивн(из имеющихся фактов делаем вывод) г)сравнит анализ(сопоставление частных и обощающ эк показат) д)экспериментальн(ставят эксперименты на ОТ и анализ- т результат) –специфическ: а)монограф-й(анализ всей хоз деят-ти) б)расчетно-конструкт(на основании сложн расчетов, позвол найти пути реш пробл) в)эк-матем(позвол с пом ЭВМ решать сложн эк многофакторн задачи)

Орг как функцион структура экономики

Организац-самост хоз субъект, облад правом эрид лица, кот на основе использов труд коллектива имущ производ и реализ-т тов, выполн работы или оказыв услуги. Цель:получ макс прибыли от реализ продукц для удовлетвор соц и экон интересов членов труд коллектива. Признаки предпр:1)организ должна им в своей собствен-ти или хоз ведении или оперативн управлении обособленное имуществ, кот обеспеч мат-техн возможность пр-ва тов.2)орган отвеч своим имущ по обязательствам, кот возник у нее в проц взаимод с гос-м и с др организ.3)орган выступ в хоз обороте от своего имени и им право заключ все виды гражд-право дог-в с юрид и физ лицами.4)кажд орган им свое наименов-е, расчетн счет в банке, самостоят баланс и обязательно своевременно в органы гос отчетности предоставл необход информ.

Понятие, состав и предпосылки формир АПК

АПК-сист отраслей нар хоз, кот объеденены м-ду собой общими целями и задачами. Задачи АПК:а)мах удовлетвор насел в прод пит и тов-х народн потребл.б)эф-е функционир всех предпр, кот входят в состав АПК.в) обеспечение продов безоп РБ. АПК представл соб сов отраслей нар хоз, связ-х с развит с/х, обслужив-м его пр-ва и доведением с/х продукц до потребл. В состав АПК входят отрасли технол и эк взаимосвяз и кот непосредственно учавств в проц пр-ва, переработки и реализ прод. Цель:мах удовл потребн общества, на ограничен рес-х.

Структура АПК

1.орган-эк:а)пр-во ср-в пр-ва(машиностроен,изготовл мин удобрен, ветер препаратов, отрасли осущ ремнот этих ср-в пр-ва).б)сел и лесн хоз(наблюд тенденц повыш эф-ти с/х пр-ва,кот выраж в получ высок урож, увел производ тр, повыш кач прод, получ выс финн рез-в).в) довед с/х прод до потреб(отрасли и прдпр, обеспеч заготовку, переработку,а также реализ с/х сырья.)

2.воспроизвод-функц:а)пр-во ср-в пр-ва.б)с/х пр-во.в)пр-во продов-я и предм потребл из сырья.г)производ-технол обслужив всех стадий воспроизв проц.д)реализ конечн прод потреб. 3.территор(регион)(предполаг сов отраслей в рамках определ террит):ур-ни своершенствов тер стр АПК:1)на ур-не с/хпредпр(поэтапн переход всех сх орган на полный хоз расчет).2)на ур-не районов(реализац мех с/х, агропром копер для созд нов агрохолд по пр-ву и реал конкретн видов прод).3)областной(должны созд на основе кр перераб орган с хорошо выражен сырьев зоной и с завреш технол про-в).4)республ(вкл созд респ объедин по пр-ву мяса, молока и т.д.).

4.продукт-сырьев:а)продовольствен комплекс(зернопрод,картофелепрод).б)непродов компрлекс(кормовой,кожевенный, текстильный)

Эк эффективность АПК

Эк. эф-ть хар-ся сист показ:1)основные:(а)кол-во продов в расчете на душу населения(б)кол-во непрод тов, получ из сх сырья на душу насел.2)дополнительн:(а)стоим конечн прод на 1-го среднегод раб-ка(б)стоим конечн прод, приход на 1 рубль основных производ фондов

Социальная эффективностьАПК

Соц эф-ть АПК характер ур-м создания усл для обеспеч нормальной жизнедеят-ти раб-в сферы АПК, сюда вохдят:а)снижение заболеваемости.б)улучшение соц-быт усл.в)создкультурного досуга для раб-в

Стратегия и критерии ПБ.

Критерии:1)степень удовлетвор физиолог потребн насел о энергет содержан компонент пищев рациона.2)соответ-е огранич-м по наличию в прод вредн для здор в-в.3)ур-нь натур и экон доступн продов-я.4)степень завис продов снабжен страны и ресурсн обеспеч отечеств АПК от импорта поставок.5)размеры тек-х и стратег прод-х запасов и их соответствие нормат-х потребн-м.Стратегии ПБ:1)выработка дествен-х мех нацелев-х на первоочередн сокращен непроизвод-х затрат, оптимиз изд.2)сокращен завис от импорта.3)формир-е технико-технол потенциала АПК,обеспеч переход на интенсивн конкурентн, ресурсосберег технолог АПК пр-во.4)оздоровл эк-ки АПК и существен улучш финн состояния АП предпр всех форм собствен.5)формир-е благоприятн инвестицион климата для привлечен в АПК разл форм инвестиций.6)формир современ научно-технич и инновац потенциала.7)существен подъем ур-ня и качества жизни сельс насел.8) становл рын инфр, а также выработка дествен и стимулиров законод по регулир рын отнош.9) кооперац и интеграц нац агропрод комплекса в миров сист и междунар торговли.10)повыш качества и расшир ассортим бел пр-ва.11) участие в междунар договрах и соглашен направл-х на устранение дискриминац и на стабилиз-ю деят-ти отечеств поставщиков на внешн р-ках.12) ускоренное развитие рацион информац пространства.Улучш обеспеч рацион тов производ в кач-й и достоверн информа о сост ведущ междунар р-ков.

Современное состояние ЛПХ

В последние годы наблюдается снижение заинтересованности сельских жителей в ведении ЛПХ. Это подтверждается и в тех негативных тенденциях, которые проявляются в последние годы в отношении показателей развития пр-ва ЛПХ:

1.как в целом посевные площади так и площади под отдельными культурами имеют тенденцию к сокращению.

2.ур-ть зерновых и картофеля имеют тенденцию к повышению, не смотря на сокращение посевных площадей.

3.в силу того, что каналы сбыта бел-го картофеля вплоть до 2010г.были ограничены, а закупочные цены на зерно оставались невыносимыми это привело к изменениям в структуре посевных площадей.

ЛПХ переориентировались на пр-во овощей, плодов и ягод. Это связано с тем, что спрос на эту продукцию всегда высок, а цены на нее нах-ся в тех пределах, которые заинтересовывают ЛПХ дальнейшей интенсификацией данных отраслей.

4.негативные тенденции прослеживаются и в жив-ве, численность скота и птицы сокращаются при чем поголовье коров уменьшилось более чем в 3 раза. Это связано с низкими закупочными ценами на молоко и высокой трудоемкостью пр-ва и несмотря на то, что продуктивность всех видов животных имеет тенденцию к сокращению поголовья животных.

Правительством РБ разрабатывается комплекс мероприятий по поддержке ЛПХ в рамках которого предполагается их финансовая поддержка с целью перевода пр-ва на более высокий технический уровень.

Фермерские хозяйства в РБ

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике насчитывается 2338 крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе в Брестской области – 448 (19% от общего количества К(Ф)Х), Витебской – 342 (15%), Гомельской – 338 (14%), Гродненской – 343 (15%), Минской – 569 (24%) и Могилевской области – 298 хозяйств (13%), за которыми закреплено 144,4 тыс. гектаров земли, из них 127,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе 93,4 тыс. га пашни. В среднем на одно фермерское приходится 62 га земли. Процесс развития крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках областей происходит неравномерно. Основным направлением специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является отрасль растениеводства (80 %). Фермерским хозяйствам оказываться государственная поддержка на условиях, предусмотренных для сельскохозяйственных организаций, также они имеют право наравне с иными производителями сельскохозяйственной продукции получать кредитные и заемные средства, поставлять товары для государственных нужд. Фермерским хозяйствам предоставлен особый режим налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. В течение трех лет со дня государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. За фермерскими хозяйствами также сохранено право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Ряд фермерских хозяйств задействованы в государственных отраслевых программах (по племделу, рыбоводству, картофелеводству, плодоводству, овощеводству, фитопрепаратам и др.). В республике функционируют крупнотоварные фермерские хозяйства, присоединившие и взявшие в аренду сельскохозяйственные организации. В стране осуществляют производственную деятельность 9 таких хозяйств, в том числе: Витебской — 5, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях по 2.

Sс/х угод./Sобщ.

2.Коэф. использования с/х угодий:

Sпашни/Sс/х угод.

3.Коэф.использ.пашни:Sпосев/Sпашни

Основными показателями эф-ти использования с/х угодий являются землеотдача – величина чистой продукции, приходящейся в расчете на единицу площади с/х угодий и землеемкость

Зот=ВП;ТП/Sс/х угод.

Зем=Sс/х угод/ВП;ТП

Рынок труда и его сущность

рынок труда – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу спроса и предложения рабочей силы.
Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность всех физических и умственных качеств, необходимых для процесса производства товаров и услуг.
На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда.
Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов:
1) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления;
2) специфичностью реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной непосредственно с личностью работника;
3) длительностью взаимоотношений продавца (работника) и покупателя (работодателя);
4) мобильностью рабочей силы;
5) работники значительно отличаются друг от друга своими качествами, а работы – требуемой квалификацией и условиями труда;
6) компенсация за труд представлена не только зарплатой, но и определенными льготами (оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, питание и т.д.);
7) большая роль неденежных факторов: условия труда, сложность, престижность и т. д.;
8) на рынке труда присутствует множество институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.
Функции рынка труда:
- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
-обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным распределением труда;
-поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
-формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывного процесса общественного воспроизводства;
-регулирование индивидуальных доходов работников.
Субъектами на рынке труда:
-работодатели и работники;-посредники между работодателями и наемными работниками (органы власти и представители государства);-представители интересов работников и работодателей (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребителей и т.д.).
Инфраструктура рынка труда представлена биржами труда, центрами по переквалификации, фондами занятости и т.д.
В центре деятельности рынка труда стоят определение условий обмена труда на деньги (количество продаваемого и покупаемого труда, его цена и т.д.) и сам процесс обмена, что делает его наиболее важным из всех рынков в современной экономике, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Аренда.

Аренда – временная передача владельца имущества юр.права на исп-е основных ср-в другому субъекту – арендатору

В эк-ие отношения по поводу аренды вступают 2 субъект:1)арендодатель – физ.или юр. Лицо, т.е. собственник осн.ср-в, представляющий их за плату во временное пользование;2)арендтор – физ. или юр. лицо, кот берет имущество в аренду.

С/х предприятия могут выступать как в кач-ве арендодателя, так и арендаторам.

Объектами аренды в с/х могут выступать:

1)земля и др. прир.рес-сы(рента)

2)с/х предприятия, их структурные ед-цы и подразделения как имущественные комплексы

3)отдельные здания, сооружения, транспортные ср-ва, с/х техника и др.осн.ср-ва, кот не теряют своих натуральных св-в в процессе их использования

4)рабочий и продуктивный скот.

Арендный подряд.

При данном виде аренды арендатор выступает в роли подрядчика, он арендует прир.рес-сы и основные ср-ва, при этом обязуется произвести и реализовать продукцию арендодателю в определенном объеме и ассортименте и по договоренным енам. При этом арендодатель обеспечивает арендатора оборотными средствами пр-ва. В распоряжении арендатора поступает лишь та продукция, которая произведена сверх заказа арендодателя.

Лизинг как форма аренды

Лизинг –особый вид аренды

–согдашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на опред.период с выплатой арендной платы, и как правило, выкупом имущества в конце срока амортизации.

Участники лизинговой операции:1.продавец, в кач-ве кот. Обычно выступает предприятие-изготовитель необходимого имущества;2.лизингодатель;3.лизингополучатель

В качестве лизингодателей в РБ выступают:1.республиканское объединение «Белагросервис»2.банки, которым разрешена лизинговая деятельность(Белагробанк)3.длчерние лизинговые компании, созданные при крупных банках4.специализированные лизинговые компании5.частные лизинговые компании.

Лизингодатель оплачивает заводу изготовителю полную стоимость закупаемых основных средств.

Формы лизинга:1.оперативный-срок договора гораздо меньше срока амортизации оборудования;2.финансовый – срок договора совпадает и близок к сроку амортизации оборудования.

Требования к кач-ву продукции формируются потребителями рынка,конкуренцией,и государственными органами.

76)КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ- оптимальное соотношение для потребителя кач-во и цены продукции.Перед тем как предлагать свою продукцию на рынке производитель должен знать по каким признакам его продукция отстаёт или опережает своих конкурентов.ПРИ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖНЫ:1)Установить потребности рынка.2)Выявить группу потенциальных потребителей и их требования к качеству продукции.3)Изучать мнения покупателей об ассорцементе продукции.4)Выявить новые способы использования выпускаемой продукции.

ИЗДЕРЖКИ-совокупность потребляемых и перенесённых на продукцию производственных ресурсов.ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК:1)Общественные-совокупность затрат общества на произ-во того или иного вида продукции.2)Издержки произ-ва отдельного предприятия.СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ-совокупность затрат предприятия на произ-во избытпродукции выраженной в денежной форме.СЕБЕСТОИМОСТЬ ВП-сумма всех производственных затрат предприятия на получение продукции.СЕБЕСТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ-отношение суммы производственных затрат к получен. ВП.

78)ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУК-И:1)Индивидуальная-отражает затраты отдельного предприятия.2)Отраслевая-опред-ся как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий производящих продукцию.В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ:1)Технологическая-включает затраты обусловленные технологией произ-ва,затраты по организации и управлению произ-ва в отдельных цехах,бригадах.2)Производственная-затраты по управлению и организации в целом.3)Коммерческая-затраты связанные с реализацией продукции.ПО ХАРАКТЕРУ ИСЧИСЛЕНИЯ:1)Плановая-сумма затрат на ед-цу прод-и,кот-ю предприятие предполагает иметь в плановом периоде.Её рассчитывают при составлении бизнес-планов,проектов.2)Провизорная-разновидность плановой себестоимости и включает в себя фактические затраты на произ-во продукции произвед-е за 9 мес и плановые затраты в квартале.3)Отчётная-её рассчитывают по данным БУ и она зависит от фактических затратна произ-во и реализацию продукции и от кол-ва полученной продукции.

79)КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ:1)ПО РОЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗ-ВА:-ОСНОВНЫЕ(ЭТО ЗАТРАТЫ СВЯЗАННЫЕ С ПРОЦЕССОМ ПРОИЗ-ВА ПРОДУКЦИИ.НАПР:стоимость кормов,удобрений)-НАКЛАДНЫЕ(затраты по организации и управлению производством,напр:зараб.плата).2)ПО СПОСОБУ ОТНОШЕНИЯ НА ПРОИЗ-Ю ПРОДУК-Ю И ВКЛЮЧ-Я СЕБ-ТИ ПРОД-И:-ПРЯМЫЕ(затраты связанные с процессом произ-ва отдельных видов прод-и).-КОСВЕННЫЕ(затраты связ-е с произв-м нескольких видов продукции,напр:затраты по оргпниз-и управл-м произ-ва.).3)ПО СОСТАВУ ЗАТРАТЫ ВКЛЮЧЁННЫЕ В СЕБЕСТ-ТЬ ПРОД.:-ПРОСТЫЕ(затраты состоящие из однородных элементов,напр:стоимость семян,кормов).-КОМПЛЕКСНЫЕ(состоят из нескольких простых).4)ПО СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА ПРОЗ-ВА:-УСЛОВНО-ПЕРЕМЕННЫЕ(изменяются пропорционально с изменением объёмов произ-ва.).-УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ(не зависят от объёмов прои-ва).5)ПО ВРЕМЕНИ УЧАСТИЯ В ПРОИЗ-ВЕ:-ЗАТРАТЫ ТЕКУЩЕГО ГОДА.-ЗАТРАТЫ БУДУЮЩЕГО ГОДА.

Система цен

Система цен-взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен

Классификация цен:

1 в зависимости от сферы торговли или характера обслуживающего оборота цены делятся на:

- оптовые – цены по которым реализуются крупные партии товара

- розничные – цены по которым продукция реализуется через розничную сеть

- закупочные – цены по которым государство закупает продукцию у с/х предприятия

- тарифы – цены устанавливаемые на разного вида производственных и непроизводственных услуг

- регулируемые – цены регулируемые государством. Существует 2 вида регулирования цен

· Прямое регулирование-осуществляются путем установления надбавок предельных коэффициентов изменения цен , предельного уровня рентабельности

· Косвенное регулирование-через изменение налоговой и процентной ставок по кредиту

- целевые – цены применяемые для повышения уровня самообеспеченности определенного продукта в республике

- гарантируемые – цены которые применяются в том случаи если средние рыночные цены ниже чем цены которые устанавливаются со стороны государства при реализации с/х продукции и предполагают систему доплат до уровня гаранта

- договорные – устанавливаются по соглашению сторон при заключении контракта

- свободные или рыночные – устанавливаются без участия государства под действием коньюктуры рынка

- монопольные – устанавливает предприятие монополист

- целевые – устанавливаются государством для обеспечения паритетного соотношения цен на с/х и промышленную продукцию

2 По времени действия цены делятся:

- текущие – цены в данный конкретный период времени и могут изменяться в зависимости от ситуации на рынке

- сезонные – цены, которые действуют в пределах определенного периода времени

На ряду с этими ценами в рыночной экономике широко используются цены:

1 мировые – цены используемые в условиях приобретения товаров при экспортно-импортных операциях

2 залоговые – используются при закупки товаров под залог

3 трансфертные – цены применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных коопераций

4 бартерные – цены используемые при обмене с/х продукции на продукцию промышленного предприятия

5 базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью надбавок и скидок

Факторы влияющие на цены на с/х продукцию

1 коньюктура рынка

2 госрегулирование

3 конкуренция

4 издержки производства и реализации продукции

5 качество

6 сроки и каналы реализации

84 принципы ценообразования

Ценообразование – это процесс по установлению, регулированию цен и контроля порядка ценообразования юрид. лицами , индивид. Предпринимателями и др. субъектами

Принципы ценообразования

1 научная обоснованность цен.(цены должны формироваться на основе объективных экономических законов)

2 целевая направленность(состоит в ориентации цен на решение экономических и социальных задач)

3 установление экономически обоснованных соотношений цен на различные виды продукции одни из которых могут использовать как сырье для производства других

85 Механизм ценообразования

Механизм ценообразования – это формирования новых цен и действующих с учетом влияния ценообраз-их факторов

Для обоснования уровня и соотношения цен необходимо применять соответствующие методы ценообразования:

1 метод затрат.

Цена=себестоимость+прибыль

2 метод балловых оценок. Он основан на оценки в баллах качественных характеристик продукции имеющих важное значение для потребителя. Он как правило используется в пищевой промышленности

3 агрегатный. Цена определяется как сумма цен по периодам или этапом технологического процесса.

С/х товары-производители не могут существенно влиять на изменения коньюктуры рынка. Поэтому необходимо регулирующая роль государства.

Однако поставка продукции для государственных нужд не должна ущемлять интересы товаропроизводителей, а наоборот способствовать их предпринимательской активности

Пути повыш эк эффективности

Большую эффективность сельскохозяйственному производству приносят научно –

11) производственные системы, которые возглявляют обычно научные учреждения.

12) Совершенствование экономических отношений между отраслями в системе АПК.

13) Улучшение дорожно – транспортного хозяйства.

14) Повышение качества продукции.

10) Рациональное использование трудовых ресурсов.

а) техническая вооруженность труда;

б) разделение и кооперация труда;

в) нормирование и оплата труда;

г) обслуживание рабочих мест;

д) перспектива роста;

е) создание социально – бытовых условий;

ж) квалификация кадров;

з) дисциплина труда;

и) вовлечение в сельскохозяйственное производство всего имеющего населения;

к) совершенствование организации и оплаты труда.

9) Укрепление режима экономии.

арендные подряды).

8) Совершенствование форм организации и оплаты труда (коллективные, семейные,

продукции (интенсивность технологии).

1) Рациональное использование производственных фондов.

а) оптимальное соотношение основных и оборотных фондов;

б) улучшение технического обслуживания и ремонта;

в) удешевление производства машин;

г) повышение урожайности

д) применение лучших сортов, пород и т.д.

7) Внедрение передовых технологий и промышленных методов производства

2) Совершенствование размещения сельскохозяйственного производства, углубление специализации, концентрации, межхозяйственных кооперации и агропромышленной интеграции.

Мелиорация земель (в разумных пределах).

Химизация сельскохозяйственного производства

2) Внедрение комплексной механизации и автоматизации производства.

в) использование чистых паров;

г) борьба с водной и ветреной эрозией;

д) применение органических и минеральных удобрений;

е) известкование почв;

ж) окультуривание естественных сенокосов и пастбищ;

з) семеноводство;

и) рекультивация нарушенных земель (при добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве);

з) меры борьбы с вредителями и болезнями.

б) основное место принадлежит севооборотам;

Основные пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

1) улучшение использования земли.

а) это система земледелия;

Эк как сфера жизнедеят общества.

Термин возник в Древнем Риме. Там он определяется как свод правил и свод законов по ведению хоз. В процессе индустриализации с появлением машинного производства термин экономика приобрел новую интрепритацию. Макконел и Брю определили термин экономика след образом: экономика исслед проблемы эф-го использования огранич ресурсов с целью достижения макс удовлетв-я потребностей человека. В современном мире экон им несколько значений:а)сов-ть общественных отнош, в кот вступают люди в проц пр-ва, расперд-я, обмена и потребл матер благ.такие отнош наз производственными б)сов-ть всех видо деят-ти, орган-й и предпр, производ проц в кот служит целям удовлетворения матер-х потребн чел-ка в)наука, кот в зависим от объектов исслед-я и масштаба подраздел на эк теорию, микроэк, макроэк, эк предпр и эк-ку отдельных отраслей народн хоз. Эк-ка дает ответы на такие вопросы: Что производить? Как производить? Для чего(кого) производить?

Наши рекомендации