Типичные ошибки предпринимателя
К сожалению, избежать ошибок в бизнесе, как и в жизни, все равно нельзя. Рассмотрим основные ошибки предпринимателей.
Первой ошибкой начинающего бизнесмена обычно является неверная оценка затрат. При формировании бизнес-плана для вас и для инвесторов самым важным являются дата так называемой точки безубыточности и затраты, которые фирма понесет для ее достижения. Эти затраты часто недооценивают. Предположим, вы договорились об аренде, но не учли, что бизнес будет развиваться и имеющихся мощностей вам не хватает. Или, к примеру, вы рассчитывали на заключение крупного контракта, но заказчик затягивает с оплатой, в результате вам нечем платить зарплату персоналу. Предугадать все, что может случиться с вашим бизнесом, невозможно, поэтому закладывайте как можно больше резервов в бизнес-план.
Одной из самых распространенных ошибок являются лишние затраты в компании, которые приводят к таким проблемам, как:
1. Лишний персонал.
2. Избыток офисного пространства, мебели и оборудования.
3. Невозможность отказаться от долгосрочных контактов с обслуживающими организациями.
4. Корпоративные конфликты.
5. Настороженное отношение клиентов и партнеров, ухудшение репутации.
Однако чрезмерная бережливость тоже вредна. Критерий таков: в разовых расходах ориентируйтесь на качество, в постоянных – на цену. Например, если вы покупаете оборудование, оно должно быть современным и производительным. Речь идет именно о функциональности средств производства. На оборудование нужно также закладывать «резерв» прочности и функциональности, так как оно устаревает.
С другой стороны, зарплата младшего персонала, закупка сырья или товаров, арендная плата и даже налоги – все это постоянные расходы. На них необходимо экономить. Большой ошибкой начинающего предпринимателя является «микроменеджмент». Начиная свое дело, вы стремитесь вникнуть во все задачи, проконтролировать каждый шаг сотрудников. Такое поведение актуально только в критически важные для компании моменты при ее создании, в кризисных ситуациях. Но в повседневной жизни фирмы ваша задача мыслить стратегически. Вот пример мелких задач, которым предприниматель может не уделять много времени: расстановка мебели и рассадка сотрудников, разработка дизайна и корпоративного стиля, закупка компьютеров и мебели, контроль опозданий сотрудников. Крупные задачи, на которых нужно сосредоточиться, - это способы поиска клиентов и продаж, система мотивации персонала, организация бизнес-процессов работы, управление финансовыми потоками.
Еще одна ошибка – неверная оценка рисков. Прежде всего, рисков продаж. Для оценки объема рынка можно провести дополнительные маркетинговые исследования. Если вы собираетесь заняться торговлей, то просто постойте в предполагаемом месте продаж и последите за количеством покупателей и просто посетителей. Только учтите, что вы будете новичком, а значит постоянных покупателей на первом этапе у вас не будет. Поэтому полученную оценку все равно рекомендуется занизить.
Не следует недооценивать конкурентов. К примеру, на улицах множество газетных киосков. Много ли зарабатывает один газетный киоск, не являющийся частью крупного медиахолдинга? Совсем немного – в сравнении с затратами усилий. Происходит это по многим причинам, одна их которых в том, что на данном рынке уровень конкуренции очень высок. Не придумав ничего нового, вы не заработаете. Ваша компания должна быть в чем-то уникальна. Попробуйте ответить на вопросы:
§ Чем в действительности вы отличаетесь от других?
§ Почему покупатели приобретают ваши товары или услуги?
ПреДСТАВЛЕНИЕ бизнес-плана
Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии бизнес-плана:
· Титульный лист – отражает полное название проекта, ФИО инициаторов, год и место разработки документа.
· Резюме – следует сразу после титульного листа бизнес-плана.
· Содержание – список 8 глав и приложений с указанием номера страницы.
· Главы с 1 по 8 – непосредственно главы проекта.
· Приложения – расчётные таблицы, спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.
Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания бизнес-плана, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.
«Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути проекта «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными для конкретного бизнеса. Для повышения наглядности бизнес-плана можно использовать:
· схемы, графики, диаграммы;
· фотографии продукта, оборудования, процесса производства.
Однако не стоит сильно перегружать бизнес-план информацией. Если Вы хотели бы включить материал в проект, но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.
В некоторых случаях приходится защищать проект в очной форме. Чаще всего это проходит в формате презентации Вами проекта перед комиссией. Для успешной презентации необходимо подготовить:
1. Речь выступления на 5-10 минут.
2. Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
3. Раздаточный материал для членов комиссии.
Успеха в бизнесе!
С уважением, команда разработчиков
2012 г.
[1] Основанием для такой структуры послужил стандарт для бизнес-планов Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO)
[2] Здесь и далее все примеры заполнения таблиц выделены Курсивом.