Традиционный и логистический подходы к управлению

При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления (рис. 2.7), ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи является входным для последующего. Результирующим материальным потоком является выходной поток последнего звена логистической цепи. Параметры последнего звена логистической системы получаются в результате независимых управленческих воздействий, осуществляющихся по­следовательно в каждом из звеньев логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей они являются спонтанными.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления – сквозному материальному потоку (рис. 2.8). Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.

Традиционный и логистический подходы к управлению - student2.ru

Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.7. Традиционный подход к управлению материальными потоками

 
  Традиционный и логистический подходы к управлению - student2.ru

Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.8. Логистический подход к управлению

Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики

Факторы развития логистики

Наиболее подробно факторы развития логистики были рассмотрены Аникиным Б. А. [2] и Федько В. П. [9, c.10-17]. Интерес к проблемам логистики связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

· усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

· создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

· осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;

· повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

· усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

· решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

· замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

· переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

· производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

· отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

· использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

· ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

· унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Этапы развития логистики

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950)характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или скла­дировании.

2. Период становленияконцепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970)характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистикикак интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на
това­ры в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики.

3. Период развития(1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции
бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применений принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.

4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (т. е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а такжеуправлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

1920 – 1950 1950 – 1970 1970 – 1980 с 1980 г. до настоящего времени
Фрагментарные связи Период становления Период развития Период интеграция

Традиционный и логистический подходы к управлению - student2.ru Прогнозирование спроса

Закупки

Анализ требований заказчика

Инвентаризация продукции

Складирование

Грузообработка

Упаковка

Распределение

Планирование распределения

Планирование заказов

Транспорт

Обслуживание клиентуры

Рис. 2.9. Динамика развития логистики

На основе вышеперечисленной периодизации были сделаны следующие выводы:

Во-первых, логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впер­вые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежом концепция всеобщего управления качеством(total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на воо­ружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом.

Глобальная логистика

На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика. Актуальные формы ее развития отразил Аникин Б. А. [2].

Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются [2,12]:

· продолжающийся рост мировой экономики;

· новейшие технологии;

· развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

· новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2.10).

 
  Традиционный и логистический подходы к управлению - student2.ru

Рис. 2.10. Движущие силы глобализации

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

· сходство политических систем;

· укладов жизни населения;

· традиций;

· близость исторических корней;

· практика пользования едиными источника энергии и сырьевыми ресурсами;

· сопряженность коммуникаций;

· отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Концепция позиционированияпредставляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Наши рекомендации