Понятие логистической системы и ее свойства
Принимая во внимание важность для современной экономики развития логистических систем, тем не менее нет однозначного понятия самой логистической системы. Трактуя понятие логистической системы с разных точек зрения, можно выделить ряд определений [1,2,12].
Логистическую систему определяют как адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой. Данный подход к определению логистической системы основан на общей теории систем и кибернетики.
Логистическую системуопределяют также как систему, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются
логистические операции, взаимно связывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности. Это определение логистической системы с экономической точки зрения. Однако в последнее время все чаще пользуются еще одним понятием логистической системы, в котором наиболее полно обобщен методологический подход с позиций бизнеса: логистическая система – сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и другими сопутствующими потоками. Их функционирование определено конкретными целями организации бизнеса.Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники (транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств и т. д.). В логистический процесс вовлечены также здания и сооружения. Ход процесса продвижения материальных и других сопутствующих потоков зависит от производительности персонала, машин и механизмов, которые обеспечивают прохождение грузов.
Здесь учитываются аспекты, которые касаются непосредственно снабженческой, распределительной и информационной логистики. Отметим, что когда мы имеем дело с движением материальных потоков, то можно просто говорить о материалопроводящей системе, которая до недавнего времени специально не проектировалась. Логистика позволяет спроектировать гармоничную материалопроводящую (логистическую) систему с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Это позволяет говорить о логистической системе как о сложной, организационно завершенной экономической системе.
Логистическая система, как и любая сложная система, имеет свои основные черты
и свойства. На наш взгляд, наиболее четко они были выделены в работах Аникина Б. А и Сергеева В. И. [2,12]:
· сложность – характеризуется такими признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев), сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, выполняемых системой, наличие сложного организованного управления, воздействие на систему большого числа факторов внешней среды;
· иерархичность – характеризует подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня;
· целостность и членимость (эмерджентность)– элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Каждый из элементов системы обладает лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Таким образом, заданная цель реализуется только логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами (звеньями, подсистемами);
· структурированность – предполагает наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, которые реализуют заданную цель.
Логистическая система характеризуется также интегративными качествами. Причем эти качества не свойственны ни одному элементу в отдельности. Для этого свойства есть определение: «Эффект суммы превышает сумму эффектов». Интегративные качества наиболее характерны для логистической системы, поскольку именно они позволяют реализовать основную цель логистики, т. е. поставить нужный товар, в определенном количестве, соответственного качества, в заданное время и место, с минимальными затратами. При этом логистическая система способна быстро адаптироваться к изменениям рыночной и производственной ситуации (изменение спроса на товар, выход из строя технических средств и т. п.).
2.1.4. Цепи и звенья логистической системы. Логистическая операция
и логистическая функция
Приведем определение и раскроем сущность таких логистических элементов, как цепь, звено, логистическая операция, логистическая функция [1,2,9,12]. Звеном логистической системы называется некоторый экономически или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов:
· генерирующие;
· преобразующие;
· поглощающие.
Встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться.
Могут изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.
Особенностями звеньев логистической системы являются:
· различия форм собственности и организационно-правовых форм;
· различия в характере и целях функционирования;
· различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
· большая территориальная рассредоточенность;
· высокая мобильность средств транспорта;
· зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь. Логистические цепи могут формироваться путем слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм. Информационные связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.
Логистическая цепьпредставляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. В логистической цепи, т. е. цепи, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребители готовой продукции.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
· логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику);
· производственную логистику;
· сбытовую, маркетинговую или распределительную логистику;
· транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики;
· информационную логистику (или компьютерная логистика), которая также является неотъемлемой частью всех видов логистики;
· логистику запасов;
· логистику складирования;
· организацию логистического управления.
Можно еще перечислять виды логистики, которые находят отражение в организационных структурах управления фирмами, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (рис. 2.1).
Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т. д.).
Логистическая функция– это одно из основных понятий логистики, которое можно определить как совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами. Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т. п.
Рис. 2.1.Функциональное разграничение систем логистики (логистическая цепь)
2.1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем
Планирование различных процессов и проведение анализа уровня элементов логистической системы различают макро- и микрологистику [1,2]. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Макрологистическая система
Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран (рис. 2.3). В последнем случае Макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.
Рис. 2.4.А – логистическая система с прямыми связями; Б – эшелонированная логистическая система; В – гибкая логистическая система
При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.В макрологистических системах,как правило, решаются следующие задачи:
· формирование межотраслевых материальных балансов;
· выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенный круг потребителей и производителей;
· размещение на заданных территориях складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров;
· выбор вида транспорта и транспортных средств;
· организация транспортировки и координации работы различных видов транспорта в транспортных узлах;
· оптимизация административно-территориальных распределительных систем для много-ассортиментных материальных потоков и т. п.