Понятие логистической системы и ее свойства

Принимая во внимание важность для современной экономики развития логистических систем, тем не менее нет однозначного понятия самой логистической системы. Трактуя понятие логистической системы с разных точек зрения, можно выделить ряд определений [1,2,12].

Логистическую систему определяют как адаптивную систе­му с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и операции, состоящую, как правило, из нескольких под­систем и имеющую развитые связи с внешней средой. Данный под­ход к определению логистической системы основан на общей теории систем и кибернетики.

Логистическую системуопределяют также как систему, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются
логистиче­ские операции, взаимно связывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности. Это определение логистической системы с экономической точки зрения. Однако в последнее время все чаще пользуются еще одним понятием логистической системы, в котором наиболее полно обобщен методологический подход с по­зиций бизнеса: логистическая система – сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и зве­ньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальны­ми и другими сопутствующими потоками. Их функционирование определено конкретными це­лями организации бизнеса.Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники (транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств и т. д.). В логистический процесс во­влечены также здания и сооружения. Ход процесса продвижения ма­териальных и других сопутствующих потоков зависит от производи­тельности персонала, машин и механизмов, которые обеспечивают прохождение грузов.

Здесь учитываются аспекты, которые касаются непосредственно снабженческой, распределительной и информаци­онной логистики. Отметим, что когда мы имеем дело с движением материальных потоков, то можно просто говорить о материалопроводящей системе, которая до недавнего времени специально не про­ектировалась. Логистика позволяет спроектировать гармоничную материалопроводящую (логистическую) систему с заданными пара­метрами материальных потоков на выходе. Это позволяет говорить о логистической системе как о сложной, организационно завершен­ной экономической системе.

Логистическая система, как и любая сложная система, имеет свои основные черты
и свойства. На наш взгляд, наиболее четко они были выделены в работах Аникина Б. А и Сергеева В. И. [2,12]:

· сложность – характеризуется такими признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев), сложный характер взаимодей­ствия между отдельными элементами, сложность функций, выпол­няемых системой, наличие сложного организованного управления, воздействие на систему большого числа факторов внешней среды;

· иерархичность – характеризует подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня;

· целостность и членимость (эмерджентность)– элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Каждый из элементов системы обладает лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Таким образом, заданная цель реализуется только логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами (звеньями, подсистемами);

· структурированность – предполагает наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, которые реализуют заданную цель.

Логистическая система характеризуется также интегративными качествами. Причем эти качества не свойственны ни одному элемен­ту в отдельности. Для этого свойства есть определение: «Эффект сум­мы превышает сумму эффектов». Интегративные качества наиболее характерны для логистической системы, поскольку именно они по­зволяют реализовать основную цель логистики, т. е. поставить нужный товар, в определенном количестве, соответственного каче­ства, в заданное время и место, с минимальными затратами. При этом логистическая система способна быстро адаптироваться к из­менениям рыночной и производственной ситуации (изменение спро­са на товар, выход из строя технических средств и т. п.).

2.1.4. Цепи и звенья логистической системы. Логистическая операция
и логистическая функция

Приведем определение и раскроем сущность таких логистических элементов, как цепь, звено, логистическая операция, логистическая функция [1,2,9,12]. Звеном логистической системы на­зывается некоторый экономически или функционально обособ­ленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые пред­приятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов:

· генерирующие;

· преобразующие;

· поглощающие.

Встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях ло­гистической системы материальные (информационные, финансо­вые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться.
Могут изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.

Особенностями звеньев логистической системы являются:

· раз­личия форм собственности и организационно-правовых форм;

· различия в характере и целях функционирования;

· различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

· большая территориальная рассредоточенность;

· высокая мобильность средств транспорта;

· зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Элементы (звенья) логистической системы в определенной упо­рядоченности составляют логистическую цепь. Логистические цепи могут формироваться путем слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделе­ний и фирм. Информационные связи между отдельными элемента­ми логистической цепи реализуются с помощью совокупности совре­менных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информа­ции и двусторонний выход на внешние сети.

Логистическая цепьпредставляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. В логистической цепи, т. е. цепи, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребители готовой продукции.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

· логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику);

· производственную логистику;

· сбытовую, маркетинговую или распределительную логистику;

· транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики;

· информационную логистику (или компьютерная логистика), которая также является неотъемлемой частью всех видов логистики;

· логистику запасов;

· логистику складирования;

· организацию логистического управления.

Можно еще перечислять виды логистики, которые находят отражение в организационных структурах управления фирмами, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (рис. 2.1).

Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т. д.).

Логистическая функция– это одно из основных понятий логистики, которое можно определить как совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами. Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т. п.

Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru

Рис. 2.1.Функциональное разграничение систем логистики (логистическая цепь)

2.1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем

Планирование различных процессов и проведение анализа уровня элементов логистической системы различают макро- и микрологистику [1,2]. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посред­нические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели (рис. 2.2).

Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru

Рис. 2.2. Макрологистическая система

Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлеж­ности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран (рис. 2.3). В последнем случае Макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законо­дательстве, таможенными барьерами и др.

Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru Понятие логистической системы и ее свойства - student2.ru

Рис. 2.4.А – логистическая система с прямыми связями; Б – эшелонированная логистическая система; В – гибкая логистическая система

При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.В макрологистических системах,как правило, решаются следующие задачи:

· формирование межотраслевых материальных балансов;

· выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенный круг потребителей и производителей;

· размещение на заданных территориях складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров;

· выбор вида транспорта и транспортных средств;

· организация транспортировки и координации работы различных видов транспорта в транспортных узлах;

· оптимизация административно-территориальных распределительных систем для много-ассортиментных материальных потоков и т. п.

Наши рекомендации