Фирма в неоклассической теории. Её достоинства и недостатки.
Обсуждение теорий фирмы должно начинаться с неоклассической теории фирмы, рассматривающей фирму в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведенной рыночной ценностью фирмы. Во-первых, она поддается математической формализации, во-вторых, она полезна для ана-лиза того, как фирма меняет свое производство в ответ на изме-нения внешние факторов, таких, например, как, рост заработной платы или введение налога на продажи. В-третьих, эта теория мо-жет быть использована для анализа поведенияфирм в условиях несовершенной конкуренции. Например, ее можно использовать для анализа связи между уровнем концентрации в отрасли и объе-мом ее выпуска и уровнем цен. Но у этой теории есть существенные недостатки. Во-первых, она не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерар-хической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Организационная структура фирм может быть изменена также, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные иннова-ции, она совершенствуется.Во-вторых, неоклассическая теория фирмы полностью иг-норирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. В-третьих, неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. В-четвертых,неоклассическая теория не в состоянии четко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделя-ется на две более мелкие фирмы.В-пятых, фирма в неоклассической теории — это абстрак-ция, в которой стерты все различия между реальными фирмами. В неоклассической теории все фирмы исполь-зуют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель — получение прибыли. Поведение фирмы (мак-симизация прибыли) не зависит от ее институциональной фор-мы (например, от структуры прав собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы азличаются. Как же эти различия объясняет неоклассическая те-ория? Она дает объяснения ad hoc — по случаю. Фирмы могут различаться в зависимости от побностей правляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом роизводства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.
Контрактная теория фирмы
Характеристика контракта в неоклассической теории:
1. простота
2. полнота
3. определенность
Контракт – это соглашение, устнавливающее гражд. Права и обязанности сторон и оговаривающее сроки действия соглашения. Для институтов контракт – это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между 2-мя и более эк. Агентами посредством определния их прав и взятых обязательств и механизма их соблюдения (опр. Трансакц. Издержек). Полный контракт – контракт, который четко определяет, что должна делать каждая сторона при любых обстоятельствах и как распределить издержки и выгоды при любых случайностях.
· Причины неполноты контрактов:
· Ограниченность в предвидении
· Издержки осуществления расчетов и переговоров больше нуля
· Неточность и сложность языка, которым написан контракт
· Определенная деятельность или информация может оказаться непроверяемой в суде, поэтому стороны, заключающие контракт, оставляют в нем пробелы.
Сущетсвуют 3 типа контрактов, которые зависят от выбора механизма принуждения и соответствующего способа разрешения конфликтной ситуации: Классический- носит безличный характер и его отличительной особенностью является наличие четко оговоренных пунктов. Отличается дискретностью и презентативностью; возможна ситуация достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Неоклассический – долговременный контракт в условиях неопределнности. Является неполным, предполагает непрерывность отноешний между сторонами при возникновении конфликта до момента завершения сделки. Гарантом выполнения является 3-я сторона. Отношенческий – неполный контракт, предполагает сотрудничество сторон, гарантом является 1 или оба контрагента. Не подключают 3 сторону, потому что:
· Может пошатнуть доверие между сторонами
· Наличие 3 стороны не даст контрагентам использовать опыт предыдущих отношений
· Многие показатели, используемые контрагентами, могут быть непроверяемыми 3 стороной
Недостатки иерархии контрактов:
· У менеджеров внут. Подразделения недостаточно стимулов для макс. Прибыли
· Любая иерархия значит. Увеличивает бюрократич. издержки