Картельное соглашение фирм. Выбор оптимального объёма выпуска и цены.
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
-договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
-сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
-объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
-совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
-наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).
2. Долевой картель:
§ квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
§ территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.
5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.
6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).
7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
10. Региональный картель, определяющий области сбыта.
11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.
Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
24. Конкуренция двух фирм за объем выпуска, если одна из фирм является лидером рынка (модель Штакельберга).
В случае лидерства по объему выпуска одна из фирм делает свой выбор раньше другой. Иногда такую модель взаимодействия называют моделью Штакельберга в честь первого экономиста, который подверг систематическому исследованию взаимодействия по типу "лидер-последователь".
Модель Штакельберга часто используется для характеристики отраслей, в которых существует одна доминирующая фирма, или естественный лидер.
Новизна модели заключалась в том,что в ней дуополисты могут придерживаться двух разных типов поведения:стремиться быть лидером или оставаться последователем. Тем самым было положено начало модели основанной на лидерстве в ценах.
Модель описывает дуополию а симметричной инфоомацией. Фирма- лидер ходит первой (выбирает объем выпуска продукции) фирма- ведомый наблюдает за стратегией лидера и выбирает свой объем выпуска причем последователь рассматривает объем производства выбранный лидером как данный.
При дуополии в модели возможны комбинации поведения:
1. дуополист №1- ЛИДЕ, ДУОПОЛИСТ №2 последователь
2. дуополист №2- лидер, дуополист №1 последователь
3. оба дуополиста – последователи
4. оба дуополиста- лидеры
в 1 и 2 случаях поведение олигополистов совместимо, поскольку один ведет себя как лидер, другой как последователь, между ними не возникает конфликта и исход их взаимодействия стабилен.
3 комбинация, представляет собой дуополию Курно,оба олигополиста руководствуются своими кривыми реакции.
4 комбинация- ситуация когда дуополисты стремятся стать лидерами. Исходом подобного поведения олигополистов становится неравновесие. При этом чтобы избежать ценовой войны. Если один из участников откажется от лидерства или если обязуется взять картель, мах прибыль отрасли.
Для отрасли,состоящей из одинаковых по размеру фирм больше подходит модель Курно. Для отрасли в которой значительную долю рынка занимает одна большая фирма более пригодной является модель Штакельберга.
25. Ценовая конкуренция двух фирм (модель Бертрана). Функции ценовой реакции. Равновесие Бертрана.
В 1883г ученый Жозеф Бертран,предпологал что не выпуск конкурента,а назначенная им цена является для дуополиста параметром, контрастой.
Предпосылки модели Бертрана:
· на рынке имеется,по меньшей мере,две фирмы
· фирмы ведут себя некооперативно, т.е. отсутствует сговор.
· Однократность взаимодействия
· Однородность продукции
· Наличие неизменных и равных предельных издержек.
· Закрытый вход
· Функция спроса линейна
· Фирмы конкурируют м/у собой, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно
· После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию
· Если цены различны, то потребители будут полностью удовлетворять спрос за счет более дешевого товара
· Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.
Модель Бертрана (ценовая война)- это ЦИКл постепенного снижения сущ-го уровняцен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При снижение цен имеет свои пределы. Подобное уменьшение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, поскольку при ценах ниже предельных издержек любой производитель несет убытки при любом положительном объеме продаж.
Равновесие Бертрана- это ситуация на дуополистическом рынке,в котором фирмы конкурируют, снижая цены и увеличивая объем выпуска до тех пор пока цена не окажется равной предельным издержкам, т.е. в результате ценовой войны цена фактичски станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. В тком положении экономическая прибыль олигополистов будет равна нулю. Т.о. конкуренция по ценам (в модели Бертрана) более жестокая, чем конкуренция по ценам (в модели Курно).
В итоге модель Бертрана подразумевает два исхода:
1 кооперативный, когда фирмы достигают соглашения, при котором они устанавливают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей
2 конкурентный, когда ирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек, обеспечивая тем самым наилучший вариант только для потребителей.
26. Конкуренция на рынке, на котором доминирующая фирма является ценовым лидером (модель Форхаймера).
Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства.
Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. В качестве стратегических преимуществ доминирующей фирмы могут выступать: - преимущество в издержках производства: использование более эффективных технологий, реализация эффекта масштаба за счет больших объемов производства; - лучшее качество и потребительские свойства продукции; - влияние на рынок через действие картельных соглашений.