Характерные черты олигополистических рынков. Применение теории игр к анализу поведения олигополистов. Равновесие по Нэшу. Одновременные и последовательные игры.
Слово «олигополия» было введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478 – 1535) в ставшем всемирно известном романе «Утопия».
Олигополия – это тип рыночной структуры, при которой на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна своими действиями оказывать влияние на рыночную цену. К олигополистическому рынку относится множество реально существующих рынков
Назовем характерные черты олигополистического рынка:
· Небольшое количество фирм в отрасли. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь, сталь), так и дифференцированные (самолеты, автомобили, стиральные порошки, электробытовые приборы, компьютеры, телефонные аппараты и др.).
· Высокие барьеры для вступления в отрасль. Высокие барьеры связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба) - важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.
Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией (в наукоемких отраслях), монополией контроля над редкими источниками сырья (нефтяной картель ОПЕК), запредельно высокими расходами на рекламу.
· Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Это проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
· Цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства.
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.
Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. Ценовые войны губительны для тех компаний, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
Ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.
- Теория игр рассматривает поведение фирм на рынке как игру, в которой все участники принимают решения в соответствии с определенными правилами. Принимая решения, участники игры не знают точно, какую стратегию выберет соперник. От достоверности прогнозов в игре зависит ее результат для участника — призы (прибыль) или штрафы (убытки). Аналогом игровой ситуации на олигополистическом рынке служит так называемая «дилемма заключенного».
Матрица призов и штрафов для двух заключенных по одному делу:
Предположим, что узники не могут сговориться и выбрать лучшую позицию — не сознаваться и получить один год условно на базе косвенных улик. Как вести себя первому (А), если он не знает реакцию второго (В)?
Различают стратегии поведения: max–min и max–max.
Стратегия max–min характеризует пессимистический взгляд на жизнь, когда А полагает, что В поступит худшим образом (свалит всю вину на А). Худший для А вариант — А не сознается, а В «настучит».
Чтобы избежать этого и обеспечить себе менее плохой результат, А сознается («стучит»). Если В не сознается при этом, то у А — свобода, а В попадает в тюрьму на полный срок. Если В рассуждает так же, то ему выгоднее будет сознаться. Если оба принимают вину, то срок с десяти (потенциальных лет) снижается до пяти лет для каждого. Не сговариваясь, умные узники признают вину (менее плохой результат, чем срок десять лет).
Стратегия max–max привлекает оптимистов. Узник А считает, что лучше быть свободным или сесть на меньший срок. Он сознается, ожидая, что другой не сознается. Если В поступает так же, то оба раскаиваются в содеянном (срок пять лет). Игроки приняли одинаковые решения и оказались в нижнем правом углу матрицы. Такой исход получил название «решение Нэша», или «равновесие Нэша». Условия этого равновесия таковы: если дана стратегия первого игрока, то второму остается только повторить ход первого, и наоборот. Аналогичный выбор в принятии решений возникает на рынке, когда фирмы-олигополисты решают, снижать цену или нет, давать рекламу или нет и т.
В параллельных играх игроки ходят одновременно, или, по крайней мере, они не осведомлены о выборе других до тех пор, пока все не сделают свой ход. В последовательных, или динамических, играх участники могут делать ходы в заранее установленном либо случайном порядке, но при этом они получают некоторую информацию о предшествующих действиях других. Эта информация может быть даже не совсем полной, например, игрок может узнать, что его противник из десяти своих стратегий точно не выбрал пятую, ничего не узнав о других.
Различия в представлении параллельных и последовательных игр рассматривались выше. Первые обычно представляют в нормальной форме, а вторые -- в экстенсивной.