Оценка функционирования орудий труда по единичным показателям и подсистемы в целом
Показатели | Коэффициент весомости показателя, | Значение показателя | Уровень организации производства по показателям, | |
фактическое, | оптимальное, | |||
1. Коэффициент внутрисменного использования оборудования | 0,5 | 0,67 | 0,8 | 0,84 |
2. Технический коэффициент использования оборудования | 0,55 | 0,61 | 0,85 | 0,72 |
3. Коэффициент использования производственных мощностей | 0,6 | 0,47 | 0,9 | 0,52 |
Анализ состояния и оценка уровня организации производства и ее отдельных сторон позволяют выделить направления деятельности по рационализации производства и разработать обоснованные мероприятия по совершенствованию его организации.
Новое в теории развития организации производственных систем
Современная теория развития организации производства опирается на три концепции реорганизации производственных систем: реинжиниринг, кайзен, всеобщее управление качеством.
Реинжиниринг предполагает фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов с целью существенных улучшений показателей бизнеса. Осуществить реинжиниринг бизнеса - это значит создать бизнес заново, а не усовершенствовать уже существующее дело, не модернизировать его или внести изменения*1.
_____
*1 Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - С. 61.
Разработка концепции реинжиниринга принадлежит М. Хаммеру - профессору школы бизнеса Гарвардского университета. Первой работой в этой области является статья М. Хаммера "Реинжиниринг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте" (Гарвард, 1990).
На рис. 12.7 дана характеристика мероприятий по концепции реинжиниринга.
Рис. 12.7. Мероприятия по реорганизации производственного предприятия на принципах реинжиниринга
Концепция реинжиниринга основана на следующих положениях:
1) объектом изучения являются процессы, а не функции организационной структуры. Процессы характеризуют совокупность различных видов деятельности, позволяющих создать продукт, ценный для потребителя;
2) организация работ по каждому процессу направлена на укрепление сотрудничества работников (групповая работа) и уменьшение их последовательной взаимозависимости;
3) перепроектирование процессов носит комплексный характер. Реинжиниринг не ограничивается процессом, который реконструируется, и затрагивает все смежные области производства;
4) решение производственных проблем осуществления в интересах потребителя. В каждом процессе учитываются требования к качеству, стоимости, условиям доставки, безопасности эксплуатации и т.п. Поэтому рекомендуется начинать реинжиниринг с процесса, который затрагивает важнейшие требования потребителя. Реконструирование процессов проводят последовательно - один процесс за другим, как бы втягивая каждый следующий процесс в новую систему уже реконструированных.
Реинжиниринг часто сравнивают с концепцией всеобщего управления качеством. По мнению М. Хаммера, эти концепции совместимы и фактически дополняют одна другую.
Всеобщее управление качеством - это концепция непрерывного улучшения управляемых процессов с целью повышения качества товаров и услуг. В отличие от нее реинжиниринг означает радикальное единовременное изменение процесса путем его полной реконструкции. На рис. 12.8 показана взаимосвязь этих двух концепций.
Рис. 12.8. Взаимосвязь концепции реинжиниринга и всеобщего управления качеством:
Q - программы повышения качества; R - реинжиниринг процесса
Концепция всеобщего управления качеством исходит из того, что качество закладывается в продукцию еще до ее появления, контролируется на всех этапах производства и эксплуатации изделия. Клиент стремится получить первоклассную продукцию и (или) услуги, и именно качество является главным фактором, влияющим на репутацию предприятия. Термин "клиент" в концепции всеобщего управления качеством относится не только к тем, кто потребляет товары предприятия - внешние клиенты, но и к работникам этого предприятия - внутренние клиенты. Каждый, кто производит продукт или предоставляет услугу внутри предприятия, является поставщиком, а каждый, кто их получает, - внутренним потребителем - клиентом. Система отношений "поставщик-потребитель" в системе всеобщего управления качеством показана на рис. 12.9. Считается, что если работники организации не относятся друг к другу как к клиентам, то они не смогут воспринять стандарты качества внешних заказчиков и предприятие не сможет гарантировать качественного обслуживания своих потребителей*1.
_____
*1 Джордж С. Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). - СПб.: Виктория плюс, 2002. - С. 161.
Рис. 12.9. Отношения "поставщик-потребитель" в системе всеобщего управления качеством
Главными инструментами концепции всеобщего управления качеством являются эталонное тестирование (получение точной информации о том, как решаются схожие проблемы качества конкурентами), формирование групп качества нацеленных на непрерывное совершенствование процессов с целью повышения качества внутрипроизводственных услуг, обучение работников методам статистического контроля качества.
Кайзен - это концепция постоянных усовершенствований - "малыми шагами" с целью повышения качества товаров и услуг. Речь идет о формировании системы взглядов в организации, которая постоянно направлена на поиск лучших процедур и методов, а также внутренних систем, которые поддерживают и вознаграждают неустанный поиск пусть даже небольших усовершенствований*1.
_____
*1 Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен. - М.: ИНФРА-М, 2002. - XIV. - С. 175.
Кайзен переводится как "хорошее изменение". Концепция кайзен отражает особенности японской системы непрерывного улучшения качества, ее идеи получили развитие в корпорациях "Мацусита", "Хонда", "Тоета" с конца 1960-х годов. В настоящее время принципы кайзен применяются на многих предприятиях США и Европы.
Концепция кайзен опирается на организационную культуру постоянных усовершенствований и использует набор специальных инструментов (правил) преобразования трудовых процессов.
Осуществление изменений в рамках концепции кайзен осуществляется в соответствии с правилами:
- использование производственной ячейки или группы (бригады), полностью отвечающей за производство определенного продукта;
- объединение в составе таких бригад людей, обладающих наибольшим опытом: в их обязанности входят выявление проблемы, постановки диагноза, анализ причин (выяснение того, что лежит в основе проблемы и ее разрешение);
- создание оптимальных условий для выполнения трудовых операций, или пять пунктов хозяйствования: избавление от ненужных материалов; размещение материалов и ресурсов так, чтобы они были легко доступны; поддержание рабочих зон в идеальной чистоте; составление графика уборок помещений и, наконец, регулярное проведение перечисленных работ;
- использование принципов организации производства точно вовремя и оперативное управление с помощью карт канбан;
- жесткая и постоянная борьба с потерями;
- организация процессов, обеспечивающих работу без сбоев;
- сокращение времени переналадки оборудования, позволяющее быстро переходить с одного вида операций на другой;
- профилактическое обслуживание оборудования.
Реализация концепции кайзен осуществляется в рамках цикла РДСА - "план-выполнение-контроль-действия" и предполагает стандартизацию улучшений, проведенных по плану, т.е. повторение процесса с учетом нового стандарта, закрепление изменений, или корректировку процесса по результатам проверки путем последовательного приближения к стандарту.
Список литературы
1. Волков О.И., Девяткин О.В. Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.
3. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Организация производства и управление предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. - М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Сачко Н.С. Теоретические основы организации производства. - Минск: Дизайн ПРО, 1997.
7. Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р. Д. Производственный и операционный менеджмент: Пер. с англ. - М.: Изд. Дом "Вильямс", 2001.
8. Управление производством: Учебник / Под ред. Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001.