Ускоренные и сокращенные испытания на надежность

Автоматизация испытаний ЭС

Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций.

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность

Испытания — экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

Испытания на надежность – обязательный вид испытаний. Общая их цель – установить, какой надежностью обладают изделия в условиях, предписываемых методикой испытаний.

При ускоренных испытаниях все в принципе делается как и при неускоренных испытаниях, но при повышенных нагрузках (электрических, тепловых и др.)

Сокращенные испытания- ускоренные испытания без интенсификации процессов, вызывающих отказы или повреждения. В сокращенных испытаниях уменьшение сроков получения показателей надежности достигается за счет прогнозирования поведения объекта испытаний на период, больший, чем продолжительность испытаний.

Космические воздействия.

Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на изделия, яв-ляются:

• глубокий космический вакуум;

• корпускулярное излучение (потоки ядер геля);

• метеорные частицы;

• захламленность космоса;

• радиационные пояса земли (воздействия электромагнитных полей высокой мощности);

• перепад температур на солнечной и теневой стороне (–90; +120°) – на орбите.

Космические условия характеризуются совокупностью воздействий космической среды, к которым отно-сятся: глубокий вакуум, невесомость, температура (чаще сверхнизкая), электромагнитные и корпускулярные излучения, наличие метеорных частиц, магнитных и гравитационных полей планет и звезд и т.д.

Ведомственные испытания проводятся комиссией из представителей заинтересованного министерства или ведомства или корпорации.

По условиям и месту проведения различают следующие виды испытаний:

− лабораторные;

− стендовые;

− полигонные;

− натурные;

− испытание с использованием модели;

− эксплуатационные испытания;

• по продолжительности:

− нормальные;

− ускоренные;

− сокращенные;

• по виду воздействия выделяют:

− механические;

− климатические;

− тепловые;

− радиационные;

− электрические;

− электромагнитные;

− магнитные;

− химические;

− биологические;

− специальные;

• по результату воздействия различают:

− неразрушающие;

− разрушающие;

− на стойкость;

− на прочность;

− на устойчивость;

• по определяемым характеристикам:

− на надежность;

− на безопасность;

− на транспортабельность;

− граничные испытания;

− технологические испытания.

N 9Летные испытания ЭС

Как бы основательно ни был проведен комплекс наземных испытаний, все самолеты и вертолеты обязательно испытывают в полете. Летные испытания позволяют одновременно проверить действие всех систем бортового оборудования в условиях эксплуатации и поведение самолета в воздухе. Летные испытания серийных самолетов состоят из четырех основных этапов:

- аэродромные наземные испытания;

- подготовка самолета к летным испытаниям;

- летные испытания;

- послеполетная отработка самолета и отправка самолета заказчику (экспедиция).

Основные операции аэродромных испытаний проводятся в помещении контрольно-испытательной станции, в часть – на летно-испытательной станции.

Аэродромные испытания включают следующие работы.

Отработка топливной системы. Самолет заправляют топливом и проверяют герметичность агрегатов топливной системы. Затем проверяют топливную систему на слив, определяют несливаемый остаток топлива, подсчитывая разницу между залитым и слитым топливом. Вновь заправляют самолет топливом, поочередно сливая топливо из баков, замеряют критический остаток топлива и проверяют тарировку топливомеров фактическим замером топлива, сливаемого из баков.

Отработка двигателей. После расконсервации двигатели запускают и отрабатывают на различных режимах, проверяя приемистость и синхронность работы двигателей, а также сигнализацию отдельных агрегатов и механизмов силовой группы. Одновременно проверяют работу связных радиостанций на двустороннюю связь; приборного оборудования, компасов и высотного оборудования; противообледенительной системы, замеряя температуру и давление через определенное число оборотов.

При подготовке самолета к летным испытаниям дозаправляют самолет топливом, сжатым воздухом и гидросмесью; проверяют катапультируемые сиденья, кинематику замков аварийных люков. Наполняют кислородную систему самолета кислородом и проверяют ее герметичность. Проводят общий осмотр самолета, проверяя, нет ли в нем посторонних предметов. Заряжают пиромеханизмы.

Перед полетом проверяют работу двигателей на разных режимах, показания приборов и исправность переговорных и рациосвязных средств.

Во время летных испытаний проверяют:

- взлетно-посадочные свойства (увод, торможение);

- скороподъемность до практического потолка, устойчивость при наборе высоты и работу всех видов оборудования на различных высотах;

- максимальные горизонтальные и вертикальные скорости при снижении на определенном режиме;

- устойчивость, управляемость и маневренность самолета;

- перегрузки;

- расход топлива и максимальную дальность полета;

- работоспособность и дальность действия радиосредств;

работу систем бортового оборудования.

Пример графика профиля полета изображен на рис. 5.13.

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru

Рис. 5.13. График профиля полета

Задания на приемосдаточные испытательные полеты разрабатываются на основании требований проверки всех агрегатов и систем самолета в целом в условиях эксплуатации на всем диапазоне высот и скоростей. При этом контролируемые параметры доводятся до норм ТУ.

Особое место в процессе приемосдаточных испытаний уделяется контролю и доводке аэродинамических и, в частности, балансировочных характеристик.

В результате усложнения бортовых систем самолетов число проверяемых параметров у каждого нового типа самолета по сравнению с предыдущими типами постоянно растет. Число проверяемых цепей в электропроводке в настоящее время достигает 30000, а в релейных коробках 15000. Общее количество контролируемых параметров бортовых систем в процессе предполетной подготовки превысило 5000. Поэтому с целью повышения эффективности летных приемосдаточных испытаний, принятия научно обоснованных решений по их результатам важно постоянно вести статистический анализ результатов летных испытаний.

Задачей статистического анализа результата летных приемосдаточных испытаний является оценка не только вероятности обнаружения отказов (оценка эффективности проверок), но и вероятности устранения выявленного дефекта после одного, двух или более полетов. Особенно это относится к устранению аэродинамических дефектов, которые могут повторяться от полета к полету.

Для статистического анализа могут быть взяты материалы летных испытаний самолетов, представленные в сводных табуляграммах отдела надежности завода.

В качестве математической модели самолета может быть принята цепь последовательно соединенных, независимых друг от друга блоков и систем (табл. 5.2).

В этом случае отказ какой-либо системы равносилен отказу какой-либо системы в целом, как это принято считать при сдаточных и приемных испытаниях. Под отказом понимается любое замечание летчика-испытателя, записанное в полетном листе.

Хотя фактически большинство систем связаны друг с другом, например, общими источниками питания и т.д., и в этом смысле не являются независимыми, доброкачественность принятой модели не вызывает сомнения, поскольку в каждом конкретном случае определяется истинная причина отказа конкретного блока, при этом остальным зависимым системам отказ не засчитывается.

Отказы, выявленные в первом полете, характеризуют качество доводки самолета, выполненной на предыдущих стадиях производства до начала летных испытаний.

Летная доводка самолета, начиная с момента, когда обнаружен отказ, производится до полного его устранения, поэтому можно говорить о вероятности устранения отказа после одного, двух и более доводочных полетов.

Во втором и последующих полетах может проявиться дефект, который не был обнаружен или не имел места ранее. В этом случае принято говорить о внезапном отказе и вероятности внезапного отказа.

Наконец, надежность работы системы после первого, второго и последующих полетов может быть определена как 1 – Ротк, где Ротк – соответствующая вероятность отказа системы.

Вероятность доводки до начала летных испытаний определяется по результатам первого полета и равна

Рдов = 1 – Ротк1 , (6.1)

где Ротк1 – вероятность отказа в первом полете.

Вероятность отказа бортовой системы равна отношению числа отказов в полете к числу участвовавших в испытании изделий. Вероятность доводки за один полет определяется по результатам второго полета по той же формуле, но при подсчете Ротк1 нужно брать отношение числа повторных отказов к числу отказов в предыдущем полете. Например, для системы 002:

Ротк = Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru и Рдов = Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru

Вероятность внезапного отказа определяется как отношение числа впервые обнаруженных отказов к числу изделий, не имевших отказов до данного полета. Например, по системе 002 во втором полете обнаружено 24 отказа, из них 12 повторных и 12 вновь обнаруженных. При первых полетах было обнаружено всего 2-3 отказа. Следовательно, если для анализа брались результаты испытаний 425 самолетов, то у 222 самолетов отказов не было.

Тогда

Ротк.внез. = Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru .

Поскольку подсчитанные по статистическим данным вероятности не являются истинными, для них может быть найден доверительный интервал, т.е. границы, в которых находится истинная вероятность с заданной достоверностью определения.

Расчет границ доверительного интервала может быть выполнен по формулам:

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru , (6.2)

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru , (6.3)

где Р – экспериментальная оценка вероятности; Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru - табличная величина, определяемая для значения доверительной вероятности; n – число изделий, участвующих в испытаниях; Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru и Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru - нижняя и верхняя границы доверительного интервала:

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность - student2.ru (6.4)

При послеполетной отработке проводят послеполетный осмотр самолета и по замечаниям летчика-испытателя устраняют обнаруженные в полете дефекты. Разряжают пиромеханизмы, сливают топливо, стравливают кислород и наполняют кислородную систему азотом. Затем консервируют двигатели и отдельные узлы самолета. Перед сдачей самолета в экспедицию его очищают внутри и снаружи. Работа экспедиции является завершающей в последовательности производства самолетов и зависит от вида отправки самолета по назначению. В случае отправки самолета железнодорожным транспортом или водным путем в экспедиции самолет расстыковывают по разъемам, разъединяют коммуникации, консервируют стыковые узлы, герметизируют места разъемов и упаковывают самолет в специальную тару. При отправке самолета воздушным путем в экспедиции консервируют съемное оборудование и запасные части.

Трудоемкость испытаний обычно составляет 6…10% общей трудоемкости изготовления самолета.

Для сокращения цикла аэродромной отработки самолетов на летно-испытательной станции применяют поточно-стендовый метод, максимально возможное проведение параллельных круглосуточных работ. Для этих целей аэродромный цех должен быть оснащен соответствующим оборудованием.

Аэродромно-эксплуатационное оборудование состоит из следующих основных групп.

1. Технологическое оборудование для подготовки систем к полетам: контрольно-испытательные передвижные механизированные стенды для автономного и комплексного контроля бортового оборудования; ремонтное оборудование аэродромной мастерской и технико-эксплуатационной части.

2. Оборудование общего назначения:

- универсальные питающие (электро-, пневмо-, гидроагрегаты) и заправочные агрегаты (топливозаправщик, маслозаправщик, воздухозаправщик, кислородная зарядная станция, заправщик огнегасящими средствами), отработочные стенды для гидрогазовых систем;

- подъемно-транспортные машины (подъемно-транспортные самоходные краны, самоходные площадки, тягачи, грузовые тележки и мотороллеры);

- особые моечные машины для удаления снега и льда с поверхности самолетов;

- средства малой механизации (унифицированные гидроподъемники, лестницы, стремянки), средства для закрепления самолетов при гонке двигателей, трубы для глушения шума.

3. Сооружения, склады и хранилища (для запасных частей, горючесмазочных материалов), аккумуляторная станция, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки, подъездные пути, сигнальные огни, грозозащитные средства, а также служебные и бытовые помещения.

4. Оборудование для обнаружения и наведения на аэродром летящих самолетов (передвижные и стационарные установки для дальнего и ближнего обнаружения), наведения, приводные радиостанции, система слепой посадки, телефонная и радиосвязь, антенные поворотные устройства, вычислительные центры, командные пункты.

Стендовая отработка самолетов в аэродромном цехе позволяет максимально применять механизацию, особенно в таких трудоемких процессах, как устранение и списывание девиации, установка самолета в линию полета, заправка самолета топливом, тарировка топливомеров, отработка и отстрел стрелково-пушечных установок.

N 10 Основные положения Федерального закона РФ «О техническом регулировании»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при [6]:

  1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  2. разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  3. оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения, и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

  1. применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. единой системы и правил аккредитации;
  5. единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества
  2. физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  3. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Содержание и применение технических регламентов.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность:

  1. излучений;
  2. биологическую;
  3. взрывобезопасность;
  4. механическую;
  5. пожарную;
  6. промышленную; -термическую; -химическую; -электрическую; -ядерную и радиационную;
  7. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в настоящем Федеральном законе.

3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать требования - к характеристикам продукции, ^процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за_исключением случае]з7есТти^ к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в настоящем Федеральном законе целей принятия технического регламента.

5. В технических регламентах с учётом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет r недостижению целей, указанных в настоящем Федеральноv законе.

10. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

N 11 Правовое и законодательное обеспечение сертификации

Основы сертификации

Основные понятия, цели и объекты сертификации

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация продукции является одним из путей обеспечения высокого качества продукции, повышения научного и торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

Третья сторона— лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований к объекту.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Он не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Сертификация имеет ряд достоинств особенно в международных торгово-экономических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изделий; предотвращению импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта аналогичной продукции; упрощению выбора продукции потребителем; защите изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечению ему рекламы и рынка сбыта; улучшению «качества» стандартов путём выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандартов.

Подготовка и проведение процедуры сертификации ЭС

Порядок проведения сертификации:

-обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации (производство продукции, которая должна быть сертифицирована);

-организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации (подтверждение соответствия нормативному документу или иному виду требований).

Процесс сертификации проходит, как правило, через следующие стадии:

-подача и рассмотрение заявки;

-экспериментальное определение характеристик (все виды контрольных операций);

-оценка стабильности производства;

-оценка соответствия (общая оценка);

-выдача сертификата.

Подготовка к проведению процедуры сертификации технологических процессов изготовления ЭС. Состав необходимых документов.

Оценка производства.

Формирование комиссии по проверке производства. Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) оформляет приказ о составе комиссии.

Проверка производства.

Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы). Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) принимает программы проверки производства. Проверка производства включает в себя формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет акт о результатах проверки производства.

Подготовка к проведению процедуры сертификации ЭС. Состав необходимых документов: заявка, результаты сертификационных испытаний и т.п.

Испытательные лаборатории

Испытательные лаборатории создаются на базе производственных предприятий, исследовательских комплексов, высших учебных заведений, а также как самостоятельные организационные и структурные единицы. В рамках аккредитации можно выделить три ступени компетенции испытательных лабораторий:

Ступень А. Лаборатории применяют только какие-либо отдельные методики испытаний, не имея при этом права вносить изменения в процедуру испытания. Отклонения за пределы области аккредитации запрещаются. Эти запреты можно снять только при условии расширения области аккредитации.

Ступень В. Лаборатория может на основании своей особой квалификации сама осуществлять модификацию и совершенствование отдельных определенных методик без санкции службы аккредитации.

Ступень С. Лаборатория компетентна развивать новый метод в рамках своей аккредитации, не прибегая к услугам службы аккредитации.

В процессе аккредитации испытательной лаборатории, одной из проблем, которую должен решить секторный комитет органа по аккредитации, является точное формулирование области компетенции. При этом указываются конкретные разрешенные лаборатории области испытаний, типы испытаний, методы испытаний и объекты испытаний. Экспертная оценка ступени компетенции В и С, дополнительно к экспертной оценке ступени А, должна содержать следующие элементы:

  • профессиональная компетенция: уровень образования сотрудников, их опыт и стаж работы в сфере исследований, а для ведущих сотрудников также опыт руководства испытательной лабораторией, экспертной деятельности или сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования;
  • наличие инструкций по модификации, актуализации и развитию методов испытаний;
  • подтверждение законности применения модифицированной, улучшенной или вновь созданной методики испытания, принимая во внимание ее эффективность, возможность контроля, воспроизводимость и сравнимость результатов;
  • документирование модифицированной, улучшенной или вновь созданной методики испытания.

Автоматизация испытаний ЭС

Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций.

Ускоренные и сокращенные испытания на надежность

Испытания — экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

Испытания на надежность – обязательный вид испытаний. Общая их цель – установить, какой надежностью обладают изделия в условиях, предписываемых методикой испытаний.

При ускоренных испытаниях все в принципе делается как и при неускоренных испытаниях, но при повышенных нагрузках (электрических, тепловых и др.)

Сокращенные испытания- ускоренные испытания без интенсификации процессов, вызывающих отказы или повреждения. В сокращенных испытаниях уменьшение сроков получения показателей надежности достигается за счет прогнозирования поведения объекта испытаний на

Наши рекомендации