Производственная себестоимость
11. Внепроизводственные расходы
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ
При необходимости предприятия могут выделять также иные статьи затрат, имеющие значительный удельный вес для систематического наблюдения за их динамикой.
Нормативный метод калькулирования основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы рас хода материалов и заработной платы, обслуживания и т.д.). Его пре имущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые средства.
При калькулировании себестоимости продукции затраты подразделяются на прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам, и косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом. Последние относятся к себестоимости отдельных видов продукции в порядке распределения (т.е. косвенным образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).
Расчет себестоимости услуг в сфере сервиса осуществляется также в соответствии с указанным ранее Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг). Тем не менее на различных предприятиях сферы сервиса есть определенные особенности.
Так, планирование, учет и калькуляция себестоимости услуг гостиничного хозяйства определяются рядом факторов, которые подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
· экономическая ситуация в стране;
· государственная налоговая политика;
· система ценообразования;
· наличие или отсутствие конкуренции;
· инфляция;
· валютный курс;
· стоимость услуг других отраслей;
· особенности эксплуатационной деятельности гостиниц и др.
Основными особенностями эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства являются:
· строго локальный характер услуг, отсутствие незавершенного производства по основной деятельности;
· зависимость эксплуатационной деятельности от потребления его услуг;
· неравномерность эксплуатационной деятельности, обусловленная характером потребления услуг по месяцам, дням, неделям, что значительно усложняет организацию эксплуатационной деятельности и отражается на себестоимости и других экономических показателях;
· отсутствие пропорциональной зависимости эксплуатационных затрат от конечного результата деятельности, измеряемой количеством использованных мест (некоторые эксплуатационные затраты находятся в пропорциональной зависимости от различных натуральных показателей);
· зависимость качества обслуживания проживающих от организации труда и эксплуатационной деятельности, развития материально-технической базы, что отражается на росте стоимости основных фондов.
Внутренние факторы, влияющие на издержки гостиничного предприятия, подразделяются на экономические и организационные.
К экономическим факторам относятся порядок начисления амортизации, эксплуатационная программа гостиницы,формы и системы оплаты труда, система премирования работников, эффективность и производительность труда, величина гостиничного продукта и др.
К организационным факторам относятся тип и категория гостиницы, категорийность номерного фонда, развитие материально-технической базы, организация труда работников гостиницы, рекламная политика и др.
Особенности учета издержек производства и обращения имеются и в ресторанном хозяйстве. Предприятия общественного питания носят специфический характер, так как они выполняют функции производства собственной продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также организуют потребление собственной продукции и покупных товаров. Следовательно, издержки предприятия питания включают наряду с затратами на производство продукции также издержки реализации и потребления собственной продукции и покупных товаров.
Издержки производства и обращения ресторанного хозяйства учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении — в денежных единицах, а в относительных величинах — как процент товарооборота. Относительная величина издержек называется уровнем издержек (УИ). Этот показатель рассчитывается по формуле
В зависимости от функций, выполняемых предприятием питания, затраты ресторанного хозяйства подразделяются на три группы:
· на изготовление продукции собственного производства;
· на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров;
· на организацию потребления.
К издержкам производства предприятия питания относят заработную плату работников производства, а также затраты:
· на транспортировку сырья;
· на хранение сырья и полуфабрикатов;
· на топливо, газ, электроэнергию;
· на аренду производственных помещений;
· на ремонт и амортизацию оборудования;
· на износ, стоимость стирки и починки спецодежды производственного персонала, а также часть расходов по содержанию складов и другие расходы, связанные с изготовлением продукции собственного производства.
Издержки обращения предприятия питания включают:
· оплату труда торговых работников;
· расходы на доставку покупных товаров;
· амортизацию торгового оборудования;
· расходы на стирку и ремонт спецодежды торгового персонала;
· расходы на рекламу;
· другие затраты, связанные с реализацией продукции собственного производства и покупных товаров.
Издержки по организации потребления продукции предприятия питания включают:
· затраты на оплату труда официантов, уборщиц;
· расходы на стирку и починку столового белья;
· другие расходы, связанные с организацией потребления продукции собственного производства и покупных товаров.
На сумму и уровень издержек ресторанного хозяйства оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся те же факторы, что и в гостиничном хозяйстве.
Внутренние факторы подразделяются на экономические и организационные.
К экономическим факторам относят:
· объем, состав и структуру товарооборота;
· структуру расходуемого сырья и товаров;
· производственную программу;
· эффективность и производительность труда;
· формы и системы оплаты труда, систему премирования;
· товарооборачиваемость;
· порядок начисления амортизации и др.
Организационные факторы включают
· площадь предприятия, количество посадочных мест;
· режим работы предприятия;
· специализацию;
· тип и категорию предприятия питания;
· оснащенность оборудованием, стоимость оборудования, срок его эксплуатации;
· методы обслуживания посетителей ("шведский стол", самообслуживание, предварительное накрытие столов, обслуживание официантами и др.);
· систему снабжения предприятий питания полуфабрикатами;
· организацию труда работников, составление графиков выхода на работу, совмещение профессий;
· условия хранения сырья и товаров и др.