Современные методологические положения статистики внешней торговли

Итогом многолетнего сотрудничества в области стандартизации основных методологических положений учета внешней торговли Статистической Комиссии ООН стало подготовка второй редакции рекомендаций по вопросам методологии статистики международной торговли товарами. Данные рекомендации были отправлены во все страны мира, которым было предложено внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли.

Во втором пересмотренном варианте документа ООН «Статистика международной торговли товарами: Концепции и определения» содержатся рекомендации по следующим основным вопросам:

- охват данных и время учета;

- система торговли;

- товарные классификации;

- определение стоимости;

- количественный учет;

- страна-партнер;

- распространение данных.

В соответствии с методологическими рекомендациями ООН в статистике международной торговли товарами учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза (импорта) в пределы или их вывоза (экспорта) за пределы экономической территории. Транзитные товары или временно допущенные в страну или вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для переработки) не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не подлежат включению в статистику международной торговли товарами.

При расшифровке и уточнении понятий, используемых в приведенном определении Статистическая Комиссия ООН предлагает руководствоваться определениями, рекомендованными для применения в Системе национальных счетов, в конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур, а также в других конвенциях ВТО и Всемирной таможенной организации. В соответствии с определением Системы национальных счетов (СНС) под товарами понимают пользующиеся спросом физические объекты, на которые может быть установлено, а затем и передано право собственности.

Согласно имеющейся у Статистического управления ООН информации практически все страны применяют рекомендованный подход, т.е. учитывают в статистике внешней торговли товары, в результате ввоза и вывоза которых изменяются материальные ресурсы страны. Различия в деталях определения охвата данных играют относительно небольшую роль при сопоставлении общемировых показателей импорта и экспорта. Вместе с тем сопоставимость данных по отдельным категориям товаров остается низкой. Можно отметить зависимость между степенью доступности информации и степенью следования стран рекомендациям ООН. Так, наименьшее соответствие наблюдается по таким товарам, как рыба и морские продукты, купленные у иностранных судов в международных водах; товары военного назначения и товары, ввозимые и вывозимые нелегально. Статистическим службам весьма непросто получить необходимую информацию о таких товарных потоках.

Важным вопросом при организации статистического учета внешней торговли является выбор системы торговли. Существуют две общепринятые системы торговли, по которым ведется статистика международной торговли товарами: общая и специальная.

Система торговли является общей, когда статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Специальная система торговли применяется, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории страны.

На практике учет осуществляется применительно к статистической территории, т.е. территории, в отношении которой осуществляется сбор данных. Статистическая территория может совпадать со всей экономической территорией страны или только с какой-то ее частью. Следовательно, когда статистическая территория страны не совпадает с ее экономической территорией, статистика международной торговли товарами не обеспечивает полного учета входящих и исходящих товарных потоков. Именно в использовании национальной статистикой общей системы торговли видится снижение расхождений между данными стран-контрагентов, а также улучшение международной сопоставимости финансовых и товарных потоков.

Каждая из систем учета внешней торговли имеет свои преимущества и недостатки. Так, в итогах «общего» импорта отсутствуют данные об объеме импорта товаров, предназначенные для внутреннего потребления. Для получения этого показателя некоторые страны, применяющие «общую» систему торговли (например, США), рассчитывают «потребляемый импорт», который получают как разницу между «общим» импортом и реэкспортом.

Общая система торговли обеспечивает более полный по сравнению со специальной системой учет внешнеторговых потоков, а также лучшее приближение к критерию смены владельца, используемого в СНС и расчете платежного баланса (РПБ). Поэтому для улучшения сопоставимости данных Статистическая комиссия ООН рекомендует для составления статистики международной торговли товарами и международного учета движения товаров применять общую систему торговли. Однако специальная система торговли также широко распространена, как и общая: 25,6 % стран используют общую систему торговли; 45% специальную. Предпочтение использование того или иного подхода в учете внешней торговли обусловлено национальными потребностями получаемой информации. Некоторые страны собирают данные в соответствии, как с общей, так и со специальными системами, поскольку для аналитических целей им требуются оба типа данных

Большинство стран мира следуют рекомендациям ООН при организации учета внешней торговли. Однако отклонения от положений методологии международной торговли товарами, либо различный подход к отдельным методологическим принципам, а также специфика организации учета экспортных и импортных операций являются основными причинами расхождений в данных статистики внешней торговли стран-контрагентов. Для устранения таких расхождений, обеспечения сопоставимости статистических данных о взаимной торговле стран-контрагентов необходима работа по совершенствованию сбора статистических данных отдельных стран, а также установление стабильных двусторонних связей между статистическими службами стран-партнеров. Отмечая высокую степень соответствия национальной практики многим ключевым рекомендациям Статистической комиссии, необходимо признать, что в этой области предстоит еще немало работы, прежде чем национальные статистические данные будут полностью стандартизированы. Проблемы расхождения статистических данных стран-контрагентов в методологических аспектах будут подробно рассмотрены далее.

Статистическое управление Федеральной таможенной службы России (ФТС) является активным участником международных переговоров по улучшению сопоставимости статистических данных, а также старается максимально следовать данным рекомендациям при разработке национальной методологии статистики внешней торговли.

Организация и методология статистики внешней торговли нашей страны неоднократно менялись. Эти изменения складывались под влиянием следующих основных факторов: 1) изменение условий, в которых осуществлялась внешняя торговля, а также ее роли и значения в экономической жизни страны; 2) эволюция организационных форм осуществления внешнеэкономических связей; 3) совершенствование форм и методов народнохозяйственного учета; 4) деятельность международных организаций в области статистики и растущее участие страны в международном разделении труда.

В РФ под статистикой внешней торговля следует понимать таможенную статистику, изучающую товарные потоки, пересекающие границу в ту или другую сторону на основании товарных документов по установленной форме. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.10 п.11 и ст.212-215) таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику (схема 1.1).

В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, ФТС и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ).

Задача дальнейшего развития внешнеэкономических связей России требует совершенствования статистики внешней торговли. Важным направлением совершенствования является улучшение международной сопоставимости статистических данных по внешней торговле. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвала необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (в дальнейшем - Методология), утвержденной приказом ФТС от 28 апреля 1994 г. № 180 (с изм. от 18 августа 1994 г.). Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили рекомендации Статистической Комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН, 1982) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд.3, 1990).

Схема 1.1

Объекты изучения таможенной статистики РФ

Таможенная статистика РФ предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;

- информационное обеспечение: подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно - коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти - при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;

- анализ конъюнктуры российского рынка;

- контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;

- осуществление валютного контроля;

- составление торгового и отдельных статей платежного балансов.

Необходимо отметить, что по кругу основных вопросов, содержащихся в рекомендациях Статистической комиссии ООН, таможенная статистика РФ полностью придерживается методологических рекомендаций:

- учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета внешней торговли;

- статистическая стоимость товаров определяется в долларах США по ценам контрактов, приведенным к единому базису. Оценка стоимости импорта производится на базе цен CIF -- российский порт или CIP -- пункт назначения на границе Российской Федерации. Оценка стоимости экспорта производится на базе цен FOB -- российский порт или DAF -- граница Российской Федерации;

- учет товаров производится на основании Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанной согласно методологическим указаниям ГС и т.д.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является, внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

В таможенной статистике внешней торговли под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров приходная часть платежного баланса).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей.

Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике Внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), используемой в настоящее время в Российской Федерации при декларировании товаров, перемещаемых через государственную границу страны.

В соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Российской Федерации под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе - валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года.

Кроме того, в таможенной статистике внешней торговли ведется учет:

- вывоза (ввоза) немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства;

- вывоза (ввоза) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении;

- товаров, предоставляемых в счет взносов в фонд технической помощи ООН, а также в качестве даров и безвозмездной помощи;

- бункерного топлива, продовольствия и материалов, проданных для иностранных (купленных у других стран для отечественных) судов, самолетов и грузовых автомобилей;

- товаров, арендуемых сроком на один год и более по полной стоимости арендуемого товара на момент ввоза (вывоза).

Ряд операций, связанных с перемещением товаров через государственную границу, в объем внешней торговли не включается и, следовательно, не учитывается таможенной статистикой. К ним относятся:

1) валютные ценности (в т.ч. монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов;

2) предметы залога и другие средства обеспечения обязательств;

З) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения (статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро);

4) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств;

5) товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию Российской Федерации российскими воинскими частями;

6) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

- перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузовыми отправками;

- предметы обрядов и церемоний;

- фотографии, экспонированные и проявленные пленки, проекты, рисунки, кальки, рукописи, деловые бумаги, административные печатные бланки, грамоты, а также любой носитель информации, применяемый в рамках международного обмена информацией (в том числе иностранные стандарты, технические условия, технические описания и т.п.);

- товары, ввозимые и вывозимые физическими лицами, выезжающими или съезжающими на постоянное место жительства, а также беженцами и вынужденными переселенцами;

7) товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница России:

- морские, речные суда и летательные аппараты, предназначенные для использования в международных перевозках;

- рыба и все виды морских продуктов, продаваемые с российских судов за границей, в том числе на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море;

- товары, добытые со дна моря в открытом море;

- бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств;

- реэкспорт (в статистическом значении этого термина) без завоза в страну.

8) ввозимые в Российскую Федерацию рыба и другие морские продукты, добытые в открытом море либо в территориальных водах иностранных государств на условиях концессии;

9) товары, поставляемые в порядке удовлетворения рекламации, гарантийного обслуживания; ошибочные поставки товаров.

Однако существуют некоторые методологические особенности российской статистики внешней торговли, связанные с использованием национальной практики учета товаров, не соответствующие методологическим рекомендациям ООН:

- в экспорте/ импорте РФ не учитываются почтовые посылки, домашняя утварь и скот переселенцев в связи с проблематичностью статистической оценки данных операций;

- рыба и морепродукты, проданные с борта российского судна в открытом море не включаются в экспорт страны, несмотря на то, что продукты морского промысла, разгружаемые в российских портах иностранными суднами, включаются в импорт страны. Поскольку рыба является важной статьей российского экспорта, улучшения сопоставимости и полноты статистических данных видится в использовании альтернативных источников информации, кроме грузовой таможенной декларации. Например, таким источником может стать использование электронных микрочипов, применяемых в таможенных службах США для регистрации и контроля транзитных товаров.

Важнейшей особенностью Методологии таможенной статистики внешней торговли является то, что, в отличие от ранее разработанной статистическими органами методологии, она построена на принципиально новой основе, а именно - исходными данными при ее формировании являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

ГТД содержит важнейшие сведения, используемые в статистическом учете внешнеторгового оборота, такие, как происхождение, объем и краткая характеристика товара, перемещаемого через границу, его цена, адрес грузополучателя и т.п., на основе которых впоследствии составляется статистическая отчетность. Поэтому в работе с декларацией с самого начала (с момента заполнения) применяются единые принципы и методы учета, а также единый порядок записи данных. В частности, при заполнении деклараций должны использоваться общепринятые цифровые коды классификаторов, таких, как Классификатор предприятий и организаций, Классификатор видов транспорта, Классификатор таможенных учреждений, Классификатор валют, а также ТН ВЭД.

Таможенная статистика внешней торговли ведет учет ввоза и вывоза товаров в натуральном (количественном) и стоимостном выражении.

Количественный учет наиболее полно отражает объемы международного товарооборота.

Большая часть товаров, обращающихся в мировой торговле, измеряется в весовых единицах: тоннах, центнерах, килограммах, английских фунтах и т.д.

Приэтом товары учитываются весом брутто или нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товаров вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес товара без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой непосредственно находится товар и вместе с ней поступает потребителю, входит в вес нетто. В таможенной статистике внешней торговли количественный учет товаров ведется по весу нетто.

Помимо весовых единиц измерения, количественный учет товаров ведется и в специфических единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов - в кубометрах, Живых животных - по количеству голов; автомобилей, станков - в штуках и т.д. В этих случаях статистический учет товаров ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.

Учет географического распределения экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров:

- экспорт отражается по стране назначения (потребления) товара;

- импорт отражается по стране происхождения (производства) товара.

Если в момент поставки страна назначения или происхождения товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт - по стране покупки товара.

Страна назначения (потребления) - страна, известная на момент отгрузки для потребления, использования или дальнейшей обработки.

Страна Происхождения (производства) - страна, в которой товары были произведены или обработаны, где продукты сельского хозяйства были выращены, полезные ископаемые были добыты, а готовые изделия выработаны частично, т. е. под страной происхождения понимается та страна, в которой товар прошел последний этап обработки.

Страна продажи (покупки) - страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности.

В соответствии с выходными формами таможенной статистики внешней торговли, утвержденными ФТС России, распределение внешней торговли Российской Федерации осуществляется по следующим группам стран:

- СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина);

- страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Босния, Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Югославия, Эстония);

- страны Европейского союза (ЕС);

- страны Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Швейцария);

- страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония;

- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) (Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор).

Таможенная статистика включает также специальную таможенную статистику, куда входят следующие объекты изучения:

1) статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

2) статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета. При этом учет ведется по видам таможенных платежей: сборы за таможенное оформление, вывозная таможенная пошлина, ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, специальный налог;

3) статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении, в привязке к срокам поступления и суммам валютной выручки;

4) статистика конфискатов, характеризующая количество случаев нарушений таможенных правил и контрабанды во внешнеторговом обороте, а также физическими лицами потоварно, стоимость конфискованных предметов, сумма взысканных штрафов;

5) статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных из Российской Феде рации и пропущенных в российскую Федерацию;

6) статистика международных перевозок, отражающая учет транспортны средств, следовавших из Российской Федерации в Российскую Федерацию;

7) статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, про следовавших через границу Российской Федерации.

Момент учета

Поскольку единственным источником формирования таможенной статистики внешней торговли является грузовая таможенная декларация, то учет экспорта и импорта при водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозках осуществляется одинаково, а именно - по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара через границу, проставленной на грузовой таможенной декларации.

Датой ввоза и вывоза товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии, поставляемой по линиям электропередач, считается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных контрольно-распределительных пунктах соответственно трубопровода и линии электропередач.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям.

Публикация данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Наши рекомендации