Выборочное наблюдение. Формирование выборки.

Выборочное наблюдение – одно из наиболее современных видов статистического наблюдения. Выборочное наблюдение – это такое наблюдение, при котором обследованию подвергается часть единиц изучаемой совокупности, отобранных на основе научно разработанных принципов, обеспечивающих получение достаточного количества достоверных данных, для того чтобы охарактеризовать всю совокупность в целом.

Средние и относительные показатели, полученные на основе выборочных данных, должны достаточно полно воспроизводить или репрезентатировать соответствующие показатели совокупности в целом.

Логика выборочного наблюдения

1. определение объекта и целей выборочного наблюдения;

2. выбор схемы отбора единиц для наблюдения;

3. расчет объема выборки;

4. проведение случайного отбора установленного числа единиц из генеральной совокупности;

5. наблюдение отобранных единиц по установленной программе;

6. расчет выборочных характеристик в соответствии с программой выборочного наблюдения;

7. определение ошибки, ее размера;

8. распространение выборочных данных на генеральную совокупность;

9. анализ полученных данных.

Основные преимущества

1. Выборочное наблюдение можно осуществить по более широкой программе.

2. Выборочное наблюдение более дешевое с точки зрения затрат на его проведение.

3. Выборочное наблюдение можно организовать тогда и в тех случаях, когда отчетностью мы воспользоваться не можем.

Основные недостатки

1. Полученные данные всегда содержат в себе ошибку, о результатах наблюдения можно судить лишь с определенной степенью достоверности. Но по сравнению с другими видами наблюдения это достоинство выборочного метода.

2. Для его проведения требуются квалифицированные кадры.

Вся совокупность единиц, из которых производится отбор, называется генеральной. Совокупность единиц отобранных называется выборочной.

Характерными особенностями количественных исследований является четко определенный формат собираемых данных и источники их получения, а обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. Результаты количественных исследований дают ответы на вопросы: Кто?, Что?, Где?, Когда?, Сколько?

Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т. е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода.

§ 1. Формирование выборки исследования

Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) —часть объектов ге­неральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.

Репрезентативность —свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошномусостоят в том, что оно:

· позволяет сократить затраты на сбор и обработку информации;

· позволяет добиться большей оперативности;

· имеет более широкую область применения;

· в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения.

Процесс выборки основан на двух моментах:

во-первых, на взаимосвязи ивзаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;

во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.

Единицы отбора— элемент или набор элементов, предназначенный для отбора на определенной ступени выборки.

Единицы анализа— элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению.

Переменная— множество отдельных значений характеристик элементов совокупности.

Параметр— суммарное описание переменной в генеральной совокупности.

Статистика— суммарное описание переменной в выборочной совокупности.

Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка.

Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием статистической вероятности,изучаемой в социальных науках (вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных).

Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий путь получения случайной выборки — присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи). Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре, и т. д.)

Преимущества случайной выборки:

· объективность и точность отбора респондентов;

· не требуется детальное знание изучаемой совокупности;

· использование методов математической вероятности.

Недостатки случайной выборки:

· сложность процедуры отбора;

· затратность ресурсов.

На практике часто применяется метод гнездовой выборки.Он предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (семьи, студенческие группы, бригады и т. д.), с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов.

В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда используется целенаправленная выборка,к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов:стихийной выборки, метода квот и метода основного массива.

Вслучае стихийной выборкиневозможно предопределить структуру массива респондентов и соответственно трудно определить репрезентативность. Существует несколько разновидностей стихийного отбора:

так называемый отбор «первого встречного». Встречается в практике обследований, проводимых средствами массовой информации. Исследователь проводит опрос лиц, которые встретились ему в месте опроса (например, на улице);

отбор «себе подобных». Исследователь подбирает для опроса или на­блюдения респондентов из своего окружения (знакомые, коллеги);

отбор «желающих участвовать». Примером может служить почтовый опрос читателей газеты или журнала. При таких опросах решение о включении в выборку принимает сам респондент.

Метод квотной выборки — распространенный способ отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех.

Главная задача для интервьюеразаключается в том, чтобы создать условия, близкие к случайному отбору, с равными шансами для каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку.

Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затра­чиваемые на опросы. К преимуществам квотной выборки относятся также оперативность и малая трудоемкость.

Недостатки квотной выборки:

· требуется детальное знание изучаемой совокупности;

· субъективизм интервьюера при отборе респондентов;

· ограниченное время посещения респондентов;

· уклонение респондентов от опроса;

· не позволяет использовать методы математической вероятности.

Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.

Все рассмотренные методы представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборкиосуществляются в несколько ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потомпроводится случайный отбор респондентов в гнездах.

Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных ис­следованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности.

Районированный отбор (типический)производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т. е. объема выборки, между так называемыми районами, типами – группами элементов генеральной совокупности, выделяемыми в соответствии со значениями изучаемого в исследовании заданного «базового признака». Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга и взятые вместе исчерпывать всю совокупность.

В крупномасштабных многоступенчатых выборках требования к точ­ности оценок смещаются на второй план, уступая место вопросам снижения стоимости исследования благодаря выбору минимально допустимого числа единиц опроса.

Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, ее репрезентативность – целевой установкой программы.

Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.

Ошибка репрезентации— это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000—2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более).

Для пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек.

Оценка надежности результатов выборочного обследования проводится следующим образом:

· ошибка выборки до 3% — повышенная надежность;

· ошибка выборки 3-10% — обыкновенная;

· ошибка выборки от 10 до 20% — приближенная;

· ошибка выборки от 20 до 40% — ориентировочная;

· более 40% — прикидочная надежность.

В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема репрезентативности выборки является второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых объектов.

Качество выборки зависит:

а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным характеристикам (чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы);

б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;

в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Традиционно выделяют следующие виды ошибок:

· случайные отклонения выборочных значений параметров;

· систематические ошибки (ошибки смещения);

· погрешности вычислений.

Погрешности вычисленийвозникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходимо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при интерпретации результатов.

Случайные ошибкибывают следствием большого числа разнообразных факторов, и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентативной, если отклонение не превышает в среднем 5%.

Наиболее опасный вид ошибок — систематические ошибки(или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в одном направлении определенной группы причин, которую возможно выявить.

Источники систематических ошибок:

а) неверные статистические данные о параметрах контрольных признаков генеральной совокупности;

б) ошибочная модель выборки;

в) неправильное формирование выборочной совокупности;

г) несовершенство инструментария и ошибки в организации сбора данных;

д) неправильная интерпретация результатов первичных измерений и неправильная последующая обработка и анализ информации.

На правильность результатов исследования в наибольшей степени влияют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией модели выборки, несовершенством инструментария и организации сбора данных. Систематические ошибки могут появиться на любом этапе исследования. Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить ситуации, способствующие возникновению ошибок, критически анализировать полученные результаты, природу расхождений выборочных и генеральных совокупностей.

При конструировании модели выборки целесообразно консультироваться со специалистами по математической статистике.

Наши рекомендации