Предупреждении профессиональных заболеваний.
Производственная санитария изучает профессиональные вредности, возникающие в различных областях производственной среды, с целью разработки и реализации профилактических мер, обеспечивающих безопасные условия труда.
Гигиена труда — профилактическая медицина, изучающая влияние на здоровье и состояние работников факторов производственной среды и на этой основе разрабатывает санитарные нормы предельно допустимых концентраций ( ПДК ), предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.
Производственная санитария осуществляет путем санитарного контроля реализацию норм, правил и инструкций.
Заболевания, возникающие в результате воздействия на организм вредных производственных факторов (шум, вибрация, пыль, электромагнитные излучения и т.д.), называются профессиональными болезнями.К ним относятся виброболезнь, снижение слуха и зрения, отравления парами, заболевания органов дыхания, нервные перенапряжения.
Общие меры безопасности при производстве работ и нахождении на железнодорожных путях
Переход через пути
Переходить через пути следует по специально устроенным, обозначенным и освещаемым переходам. Переход оборудуют настилами, расположенными на уровне головки рельса и обозначают знаками с надписью «Переход». Запрещается переходить через пути в местах стрелочных переводов. До вступления на путь, необходимо убедиться, что и с одной и с другой стороны нет приближающегося подвижного состава. Переходить пути следует только под прямым углом. На рельсы нельзя наступать ногами. Пути, занятые вагонами и не огражденные (в установленном порядке) сигналами остановки, запрещается переходить под вагонами, под автосцепкой или через автосцепку. В случае такой необходимости надо воспользоваться тормозной площадкой вагона или обойти стоящие вагоны на расстоянии не менее 5 м. Если вагоны стоят отдельными группами, то допускается проходить между ними посередине промежутка, но при условии, что расстояние между автосцепками крайних вагонов не менее 10 м.
Запрещается перебегать пути перед приближающимся поездом, так как для перехода через путь требуется 5…6 с, а поезд, следующий со скоростью 90 км/ч за 1 с преодолевает расстояние, равное 25 м (150 м за 6 с). Для обеспечения безопасности при переходе через пути на крупных станциях устраивают пешеходные мосты и подземные переходы.
Проход вдоль путей
Для прохода вдоль путей на территории станций устраивают и обозначают маршруты служебных проходов. В отдельных случаях ходить вдоль путей можно посередине широкого междупутья. При этом необходимо внимательно следить за движением поездов и маневровых составов по смежным путям, а также за состоянием междупутья. Запрещается ходить между рельсами, по концам шпал, а также по обочине пути на расстоянии ближе 2 м до ближайшего рельса.
Следовать на работу и обратно разрешается только в стороне от пути или по
обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от рельса под наблюдением руководителя работ или специально назначенного работника. В случаях, когда пройти в стороне от пути или по обочине невозможно, например, во время заносов, допускается проход рабочих по пути, но с принятием необходимых мер предосторожности. На 2-х путном участке следует идти навстречу правильному движению поездов. При приближении поезда рабочие заблаговременно отводятся в сторону на расстояние не менее 2 м от ближайшего рельса. При проходе поезда по соседнему пути, рабочих также отводят от рельсовой колеи на указанные расстояния. Руководитель работ обязан предупреждать рабочих об особой осторожности и следить за тем, чтобы они шли по одному (друг за другом) или по два человека в ряду, не отставая. Впереди группы идет специально выделенный и проинструктированный рабочий, ограждающий группу развер-
нутым красным флагом (днем) и фонарем с красным огнем (ночью). Руководитель работ должен находиться сзади группы, также ограждая ее сигналами остановки.
В условиях плохой видимости, а также при проходе вдоль путей с глубокими выемками и кривыми малого радиуса, лесистой или застроенной местности руководитель работ должен выделить еще двух сигналистов. Один сигналист следует впереди, другой — сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден на расстоянии не менее 500 м от идущей группы. Они оповещают рабочих о приближении поезда с помощью рожка. Днем сигналисты должны идти с развернутым красным флагом, а ночью — с красным фонарем.
Они должны ограждать идущую группу до тех пор, пока рабочие не сойдут с пути.
Пропуск поездов. Для обеспечения личной безопасности, пропуская поезд, маневровый состав, необходимо стоять на безопасном расстоянии от пути, лицом к пути, с полуоборотом головы навстречу движению. При этом следует внимательно наблюдать за состоянием локомотива, вагонов, груза на открытом подвижном составе и в случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения или жизни людей, принять меры к остановке состава.
При производстве путевых работ на перегонах, в случае приближения поезда, рабочие отводятся от пути с таким расчетом, чтобы при расстоянии до поезда не менее 400 м на пути не осталось ни одного человека. Расстояния, на которые должны отводиться рабочие: при приближении поезда — не менее 2 м; при работе путеукладчика,
электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других путевых машин тяжелого типа — не менее 5 м, путевого струга — не менее 10 м, машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами — не менее 5 м в сторону, противоположную выбросу засорителей; при работе снегоочистителей — не менее 25 м.