Принципы функционирования рыночной экономики
свобода участников рыночной экономики;
многообразие форм собственности;
примат потребителя (производство для потребителя);
наличие инфраструктуры производства и потребления;
рыночное ценообразование (на основе спроса и предложения);
конкуренция в различных формах;
государственное регулирование рынка и рыночных отношений (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);
открытость экономики - свободное осуществление хозяйственными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;
социальная защита населения.
Рыночная экономика способствует:
• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
• свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
• гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
• максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;
• невозможность хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
• создание стимулов к труду.
негативные черты:
• монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;
• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
• рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
Функции рынка
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег.
Кругооборот товара и денег
На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние
хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. |Внутренний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:
Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.
Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.
Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.
Структура рынка
• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
• по законодательству — легальный (официальный), нелегальный (теневой);
• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка— система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
•товарная биржа— форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку). Различают биржи:
• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
• биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;
•брокерская фирма— официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.
•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);
•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.
• информационная система; рекламные агентства
• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)
• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.
Формы и виды конкуренции
• совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:
• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;
• однородность продукции в рамках одного производственного сектора множества фирм;
• несовершенная — между фирмами за возможность контролировать цены на производимую продукцию. Ее виды:
• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;
• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;
олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.
Методы конкурентной борьбы
• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;
• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;
• неценовые:
• конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;
• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 4. Рыночный механизм
Спрос и предложение
Равновесная цена
Эластичность спроса и предложения
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Спрос (D– demand) — представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.
Кривая DD' называется кривой спроса. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
Qd = f (1/P); .
Количество товара
Рис. Кривая спроса
Объем спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени
Факторы объема спроса
• ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);
• неценовые:
• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.
• вкусы потребителей (мода); Проявляется «эффект присоединения к большинству».
• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и товары-комплементы);
Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.
• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.
Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовыхфакторов — к смещению кривой спроса.
Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.
Отклонения от закона спроса
• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.
• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");
• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называетсяэластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены
эластичность | Соотношение изменения спроса и цены | |
коэффициент | ||
Совершенно Неэластичный спрос | Е=0 | Цена растет (падает), спрос постоянен |
Неэластичный Спрос | Е< 1 | Цена растет (падает) больше, чем спрос |
Эластичный спрос - | Е> 1 | Цена растет (падает) меньше, чем спрос |
гЕдиничная эластичность спроса | •Е= 1 | Спрос и цена изменяются в равной степени |
Совершенно эластичный спрос | Е=оо | Спрос растет (падает), цена постоянна |
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:
• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);
• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;