Краткий конспект лекций по экономической теории.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
АВТОР КЛИМОВИЧ Л.А.
Раздел 1. Введение. Общие вопросы экономической теории.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Вопросы:
Предмет и функции экономической теории
Методы экономической теории
Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон), оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.), во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.
Современная экономика рассматривается как наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей.
экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.
Политическая экономия –изучает производственные отношения в их историческом развитии.
Экономическая теория –наука, изучающая механизм хозяйствования и экономические законы , регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг на различных структурных уровнях экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.
Предмет экономической теории включает:
• разрешение вопросов: что производить, как, сколько и для кого;
• использование редких или ограниченных ресурсов;
• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;
• познание законов развития экономических процессов.
Функции экономической теории
• познавательная — изучает экономические явления;
• теоретическая - выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами; теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического поведения (позитивная экономика).
• критическая — рассматривает явления, выявляетих преимущества, достоинства, целесообразность использования;
• прогностическая - разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективу общественного развития;
• практическая - анализирует создавшиеся проблемы и делает выводы для их решения. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.
Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей
Экономика — общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и макроуровне.
ТЕМА 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы
Вопросы:
Экономическая система и ее элементы
Виды экономических систем
Типы и формы собственности
Факторы производства
Классификация потребностей
Проблема выбора в экономике
Экономический рост
Экономическая система — это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий хозяйстующих субъектов.
Формы частной собственности
• трудовая — в основе лежит труд самого собственника, развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и других форм;
• нетрудовая — не связана с трудовой деятельностью собственника (наследство, дивиденды от ценных бумаг, доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников).
Общественная собственность — тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.
Цель разгосударствления
• преодоление монополии государства;
• устранение отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение его в реального собственника;
• создание и развитие конкурентных рыночных отношений;
• преобразование трудовых отношений с помощью разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своего труда.
Цели приватизации
• повышение эффективности производства в отраслях, находящихся под чрезмерным контролем государства (активизируется конкуренция, усиливается заинтересованность предприятий снижать издержки производства);
• уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административные расходы, дефицит госбюджета);
• становление слоя частных собственников (среднего класса).
Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:
• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;
• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;
|' • продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;
• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;
• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;
В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15—20 до 8%. Во Франции за 1986—1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации. Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980—1987 гг. в среднем 4—5 государственных предприятий, уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.
Виды потребностей
• от роли в обществе:
производственные (средства производства и рабочая сила) и не производственные (воспроизводство рабочей силы);
• от масштаба и структуры производства:
абсолютные (максимальный объем освоенных производственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); перспективные (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений); необходимые (уровень удовлетворенности от оптимума, выступают в форме платежеспособного спроса);
• от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические); интеллектуальные; социальные;
• от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, охраны здоровья);
классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);
• по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.;
представляют собой самые насущные потребности человека; вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.
Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пять групп, выстроенных в виде пирамиды):
1) физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспроизводстве рода);
2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, от болезней);
3) потребность в социальных контактах (общение с людьми, дружба, власть, любовь);
4) потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);
5) потребности в саморазвитии (совершенствование всех возможностей и способностей человека).
Однако в экономике рассматриваются не все, а только экономическиепотребности, которые можно удовлетворить с помощьюэкономических благ — произведенных товаров и услуг
Конечной целью всякого производства, побудительным мотивом деятельности людей является создание благ для удовлетворения потребностей.
Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления, но само потребление (через некоторое время) порождает новые потребности. Изменяясь, они рождают новые потребности, которые вновь становятся побудительным мотивом производственной деятельности.
Таким образом, потребности бесконечны и неудовлетворимы. (Это не значит, что какая-то конкретная потребность в данный период времени в принципе не может быть удовлетворена.)
Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов (их редкость) — объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве.
Производственные возможности — это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.
Отражением данной проблемы является постановкатрех основных вопросов экономики: «что, как и для кого производить».
что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время; решает покупатель (потребитель), предъявляя соответствующий спрос, который производитель стремится удовлетворить
как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги; отвечает производитель: «так, чтобы максимизировать прибыль».
для кого производить – вопрос о потребителе, для того, кто предъявил спрос, кто может купить произведенный товар.
Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема выбора. Кривая производственных возможностей (КВП)представляет собой модель (график), иллюстрирующую альтернативные (альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей) возможности использования ограниченных ресурсов. Любая точка, расположенная на КПВ, свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов. Точка внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение объема производства. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого продукта.
Альтернативные издержки производства данного товара — это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.
Выпуклая форма КПВ объясняется действием одного из важнейших экономических законов —закона возрастающих альтернативных издержек производства, который гласит: в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.
Объясняется это тем, что при увеличении производства одного товара, приходится использовать ресурсы непригодные для производства. Причем, чем больше этого товара мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.
Таким образом, поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.
Экономический рост — тенденция к увеличению показателей экономики страны за определенный период времени (обычно за год).
Типы экономического роста
• экстенсивный — объем производства возрастает за счет использования ресурсов при прежнем техническом базисе производства или незначительном его изменении (рост трудовых затрат — увеличение численности занятых работников и среднего количества отработанных часов);
• интенсивный — объем производства возрастает за счет использования более эффективных средств труда, новейших технологий и форм организации производства. Для этого типа характерны качественные изменения факторов производства, ускорение НТП, существенные социально-экономические преобразования (здесь экономическое развитие обеспечивает рост производительности труда при минимизации издержек и экономии ресурсов)
Для экономического роста государство должно обеспечить:
формирование нужной структуры промышленности, аграрно-промышленного комплекса (АПК), инфраструктуры, создание высокопроизводительных отраслей, экономии ресурсов (обеспечивается рост доходов населения и увеличение размеров инвестиций в народное хозяйство).
Группы стран по темпам экономического роста и уровню благосостояния
• индустриально развитые (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и большинство западноевропейских стран — всего 19) — валовой национальный продукт на душу населения примерно 13 тыс. дол. в год, стабильный экономический рост преимущественно на интенсивной основе. В их экономике происходят структурные сдвиги, обусловленные современным этапом НТП;
• "новые индустриальные страны" Азиатско-Тихоокеанско-го региона (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) — стремительно развиваются, включившись в систему международного
разделения труда;
• страны-экспортеры нефти (промежуточная группа) — ВНП на душу населения равен примерно 7 тыс. дол. в год, однако в техническом отношении развиты слабо;
• развивающиеся экономически отсталые (страны Азии, Африки и Латинской Америки — всего 97) — 58 из них со средними доходами 1270 дол. в год на душу населения и 39 государств с доходами около 170 дол. в год на душу населения.
Экономический рост характеризуют и другие показатели:
• соотношение населения и дохода — на развивающиеся страны приходится 5 % населения мира и 5 % мирового дохода. На США же приходится 6 % населения мира и 25 % мирового дохода;
• голод, которому подвержен каждый четвертый человек мира — каждые три дня на Земле умирает от голода столько же людей, сколько погибло от атомной бомбардировки Хиросимы (120 тыс. человек);
• образование - каждый третий человек на Земле не умеет ни читать, ни писать;
• здравоохранение - один врач приходится на 1030 человек, но зато на каждые 43 человека приходится один солдат;
• средняя продолжительность жизни — в развивающихся странах в 1,5 раза меньше, чем в развитых странах;
• расходы на борьбу с загрязнением окружающей среды — мы тратим примерно 1 % валового национального продукта, а необходимо — 5—6 %.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – сводный показатель развития стран, принятый в системе ООН. Страны с высоким, средним и низким уровнем развития ИРЧП. Беларусь входит в группу со средним уровнем и занимает 67 место в мире по этому показателю.
ТЕМА 3. Рыночная экономика и ее модели
Вопросы:
Натуральное и товарное хозяйство
Возникновение, сущность и функции денег
Модель кругооборота ресурсов и доходов в рыночной экономике
Структура и инфраструктура рынка
Основные элементы рыночного механизма
Общественное хозяйство — определенный способ организации хозяйственной деятельности людей в обществе, реальное функционирование общественной экономики.
Натуральное производство — производство продуктов для собственного потребления.
Свойства товара
• потребительная стоимость — полезность, способность товара удовлетворять потребности и вкусы людей, создается конкретным трудом (продукт труда слесаря, крестьянина и т.д.);
• стоимость товара — воплощенный в нем общественный труд, создается абстрактным трудом (затраты интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя), что делает товары соизмеримыми, сопоставимыми.
Теории стоимости
• трудовая (классическая – Петти, Смит, Рикардо) — научная концепция, которая определяет стоимость товара величиной труда на его производство;
• предельной полезности (маржинализм) — стоимость товара определяется наименьшей его полезностью, т.е. чем больше товаров, тем меньше их полезность и ниже их стоимость;
• спроса и предложения (А.Маршалл) — стоимость, или цена, товара определяется только спросом и предложением данного товара;
• трех факторов производства (Сэй, Миль) — связывает создание стоимости как слагаемое из доходов (процента на капитал, заработной платы и земельной ренты) с функционированием трех факторов производства — капитала (средства производства), труда и земли.
Деньги:
В теории рыночной экономикипод деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.
Бартер — натуральный обмен одного товара на другой.
Деньги — особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента стоимости всех других товаров.
Являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность использования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержками обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.
Функции денег
• мера стоимости — выражают стоимость всех других товаров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага).
• средства обращения — выполняют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т - купля;
• средство сбережений или накопления — деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покупка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.
• средство платежа — используются тогда, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной ренты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;
• роль мировых денег — обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.
С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.
Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.
Виды кредитных денег
• вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы;
• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совершении кредитных операций;
• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.
• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.
Теории денег
• металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естественных свойств;
• номинальная — деньги считаются знаками стоимости, условными счетными единицами, а товарная природа денег отрицается;
• количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);
• регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количество денег в обращении может определяться государством.
В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:
Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.
Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.
Рыночное хозяйство
Рынок — система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров.
Сущность рынка
• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
.
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.
Функции рынка
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег.
Кругооборот товара и денег
На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние
хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. |Внутренний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:
Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.
Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.
Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.
Структура рынка
• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
• по законодательству — легальный (официальный), нелегальный (теневой);
• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка— система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
•товарная биржа— форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку). Различают биржи:
• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
• биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок фьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара;
•брокерская фирма— официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.
•ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);
•аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.
• информационная система; рекламные агентства
• торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)
• банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.
Формы и виды конкуренции
• совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:
• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;
• однородность продукции в рамках одного производственного сектора множества фирм;
• несовершенная — между фирмами за возможность контролировать цены на производимую продукцию. Ее виды:
• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;
• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;
олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.
Методы конкурентной борьбы
• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;
• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;
• неценовые:
• конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;
• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 4. Рыночный механизм
Спрос и предложение
Равновесная цена
Эластичность спроса и предложения
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Спрос (D– demand) — представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.
Кривая DD' называется кривой спроса. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
Qd = f (1/P); .
Количество товара
Рис. Кривая спроса
Объем спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени
Факторы объема спроса
• ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);
• неценовые:
• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.
• вкусы потребителей (мода); Проявляется «эффект присоединения к большинству».
• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и товары-комплементы);
Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.
• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.
Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовыхфакторов — к смещению кривой спроса.
Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.
Отклонения от закона спроса
• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.
• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");
• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется<