Характеристика отрасли и предприятия
Для характеристики предприятия необходимо описать исследуемое предприятие (предприятие, которое вы посетили на производственной практике). Если бизнес-план посвящен модернизации отдельных технологических единиц действующего предприятия, то в данном разделе следует остановиться на истории его функционирования, на той роли, которую предприятие играет на рынке, выпускаемой им продукции и на опыте использования в его работе различного производственного оборудования.
В данном разделе сообщается о динамике и перспективах развития отрасли, роли и значении предприятия среди аналогичных в отрасли.
Характеристика продукции
Описание продукта или вида деятельности заключается в том, чтобы наиболее подробно и полно представить в бизнес-плане основные характеристики выпускаемой продукции, предлагаемой к поставке на соответствующий рынок. В данном разделе необходимо дать общее представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж и т. д. При описании товара необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие потребности призван удовлетворить планируемый к производству товар?
2. В чем особенность или уникальность данного товара и почему потребители должны отдавать ему предпочтение перед другими товарами-конкурентами?
3. Какими патентами защищен предлагаемый к производству продукт?
Исследование и анализ рынка сбыта
Описывается рынок сбыта и дается оценка его емкости относительно предлагаемой продукции. Для полноты представления о рыночной конъюнктуре даются ответы на следующие вопросы:
Кто, почему, сколько и когда будет готов купить данную продукции в настоящее время и в перспективе?
Какова цена, по которой покупатель будет устойчиво покупать продукцию?
Как меняется спрос на продукцию отрасли, какие сдвиги произошли или наметились в его структуре?
Основное внимание в данном разделе следует уделить конкурентным характеристикам продукции, оценке текущей ситуации в отрасли и тенденциям ее развития, прогнозу емкости рынка сбыта и его платежеспособного спроса.
Конкуренция и конкурентное преимущество
Главными признаками конкуренции служат преимущества данного товара перед другими, например качество и срок службы, эксплуатационные и эстетические характеристики, действующие цены. В данном разделе бизнес-плана необходимо отразить преимущества продукта по сравнению с существующими на рынке аналогами и обосновать выбранную конкурентную стратегию, которая может основывать на преимуществах в издержках, упаковке, цене, фокусировании товара на одном из сегментов действующего или нового рынка. После выбора конкурентной стратегии следует рассмотреть возможные ответные действия конкурентов.
При характеристике конкуренции на рынке, необходимо ответить на следующие вопросы:
Кто является крупнейшими производителями аналогичной продукции?
Что представляет собой их продукция: основные характеристики, уровень качества, мнение покупателей?
Как развивается бизнес у конкурентов: объем продаж, расходы, внедрение новых идей, организуется ли реклама?
Какова политика ценообразования конкурентов?
При оценке деятельности конкурентов объективно указываются ошибки в их стратегии, недостатки качества их продукции.
План маркетинга
План маркетинга служит основой для разработки дальнейших разделов бизнес-плана и предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. В рыночных условиях для достижения высоких результатов недостаточно просто произвести требуемый товар, необходимо завоевать доверие потребителей и обеспечить продажу товара в запланированном объеме и по ценам, обеспечивающим нормативную или более высокую рентабельность продукции.
Описывается организация работы службы маркетинга по основным элементам: схема распространения продукции; ценообразование; реклама; методы стимулирования продаж; формирование общественного мнения о новом производителе продукции.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
Как будет реализовываться продукция (через собственные фирменные магазины или оптовые торговые организации)?
Как будут определяться цены на продукцию и какой уровень рентабельности предполагается получить?
Как будет организована реклама, сколько средств на это уйдет?
Каковы пути постоянного роста объема продаж (за счет расширения рынка сбыта или благодаря поиску новых форм привлечения покупателя)?
6. Организационный план
В нем отражается, как и с кем планируется наладить работу. Даются ответы на следующие вопросы:
Какие специалисты необходимы (профиль образование, опыт и с какой зарплатой)?
Как они будут работать – постоянно или по совместительству?
Приводится организационно-управленческая схема, в которой указывается характеристика и взаимодействия служб, координация и контроль их работы.
7. Финансовый план
Финансовый план – это основной раздел бизнес-плана. По его данным можно судить о том, насколько предлагаемый проект является обоснованным и эффективным, и сделать вывод, является ли его внедрение целесообразным с экономической и инвестиционной точки зрения.
Обосновывается возможность поступления средств на реализацию проекта (включая собственные средства предприятия; инвесторов – перечислить партнеров и охарактеризовать их интерес; кредит банка; взнос владельца на увеличение акционерного капитала; целевой выпуск акций и др.) и назначение финансирования (приобретение оборудования; новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение и пр.).
Сроки возврата денежных средств определяются на основе расчетов сроков окупаемости капитальных вложений.
Дается представление о той доле рынка, который предполагается завоевать своей продукцией.
Оценивается, сколько денежных средств необходимо вложить в проект (до начала реализации и по ходу дела) в процентном соотношении.
Следует иметь в виду, что в последующие за реализацией проекта годы необходимо планировать увеличение доходов от продаж (9–12 % в год), снижение производственных и общепроизводственных издержек (1–2 % в год).
В данном разделе предлагаются методические рекомендации по определению величины капитальных вложений или инвестиций, необходимых для реализации проекта, и их эффективности. Полученные значения величины единовременных затрат и экономии материальных и трудовых ресурсов, а также величины годового экономического эффекта, и срока окупаемости инвестиций и их рентабельности используются в бизнес-плане проекта (в резюме и финансовом плане) для обоснования целесообразности внедрения предлагаемых в дипломном проекте мероприятий.
Необходимые для технико-экономических расчетов данные заносятся в таблицу 1 представленной ниже формы:
Таблица 1 - Исходные данные для технико-экономических расчетов
Показатель | Обозначение | Ед. изм. | Значение | |
1 Объем производства | т | |||
2 Цена реализации единицы продукции | р. | |||
3 Проектируемая цена реализации единицы продукции | р. | |||
4 Себестоимость единицы продукции | р. | |||
5 Норматив амортизационных отчислений | % | 10-15 | ||
6 Норматив затрат на ремонт | % | 4-6 | ||
7Стоимость технических средств для реализации проекта | тыс. р. | |||
8 Действующие на предприятии тарифные ставки рабочих и ИТР | ||||
9 Средний заработок по предприятию - работники основного производства; - вспомогательные работники. | тыс. р. тыс. р. тыс. р. | |||
10.Минимальная заработная плата | тыс. р. | |||
11 Режим работы предприятия (продолжительность работы энергопотребляющих устройств и оборудования) | ч/год | |||
12 Действующие цены приобретения используемых ресурсов: - электроэнергия; - прочие ресурсы (перечислить) | р. | 6,5 | ||
13 Стоимость 1 м2 производственной площади | р. | |||
14 Стоимость 1 чел.ч. проектных работ | р. | |||
16 Норматив расхода на текущий ремонт, содержание и амортизацию | % | |||
17 Среднеотраслевая экономическая эффективность капитальных затрат | % | 0,15 | ||
18. Сумма капитальных вложений | К | |||