Тема 2. Организационные аспекты принятия управленческих решений
Отсутствие опыта и практики систематического анализа управленческих ситуаций приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных, а иногда и непроверенных сведений и различных статистических данных. В этом случае вне поля зрения лица, принимающего решения (ЛПР) остаются:
- специфические признаки, по которым могут быть обнаружены истоки управленческой ситуации;
- причинно-следственные связи и характерные свойства ситуации.
Данное занятие учит студентов умению выйти за рамки узких интересов, мобилизовывать знания из различных изучаемых дисциплин, применять свой практический опыт.
Методические рекомендации:
Подготовить и оформить управленческое решение ситуационной задачи. Обосновать свое решение и публично защитить. Перечень управленческих ситуаций и их описания приведены ниже.
1) Учебная группа должна разделяться на 3 подгруппы (самостоятельно или под руководством преподавателя): руководство фирмы, руководство структурного подразделения, служба кадров фирмы, подготавливающих данное решение.
2) Каждая подгруппа со своих позиций рассматривает управленческие ситуации, подготавливая 2-3 альтернативных решения ситуаций, отвечает на вопросы, обосновывает конкретные предложения (решения). Самостоятельная работа подгрупп происходит в свободном режиме.
3) обратить внимание на то, что принятие решений:
- должно учитывать социально-экономические и производственные интересы коллектива;
- не должно подрывать авторитет коллектива предприятия и ее руководства;
4) план выступления подгруппы должен учитывать:
- причины и источники возникновения ситуации;
- аспекты профессиональной деятельности работника, которые затрагивает ситуация;
- противоречие, лежащее в основе ситуации, когда и как оно возникло, «питательная среда», условия возникновения;
- потери (социальные, производственные), которые несет коллектив фирмы в связи с возникшей ситуацией;
- привлекательность, выгодность, полезность предлагаемой группой альтернатив решения управленческой ситуации;
- достоинства и недостатки вариантов, предложенных другими подгруппами.
5) после выступления подгрупп начинается общая дискуссия в форме производственного совещания (собрания) коллектива (отдела кадров) фирмы, где:
- обсуждаются точки зрения и альтернативы;
- оцениваются результаты, дается их анализ;
- формируется единый подход к решению;
- выбирается наилучший вариант решения ситуации, арбитрами выступают все присутствующие.
6) Подведение итогов.
Выделяется общий положительный результат работы над ситуацией; освещаются позиции, занятые подгруппами; эти позиции сопоставляются с реальной практикой управления фирмой (компанией); анализируются правильные и ошибочные решения; обосновывается оптимальный подход к подобным ситуациям; очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для решения аналогичных ситуаций, рекомендуется литература.
Ситуационные задания:
1) Организация столкнулась с проблемой роста издержек при производстве и реализации товара (товаром являются продукты нефтепереработки: бензин, дизельное топливо и т.д.).
2) Организация столкнулась с проблемой значительного снижения доходности по одному из своих стратегических направлений – продажа кондиционеров и обогревательной техники.
3) Организация, специализирующаяся на производстве и продаже бытовой электротехники, столкнулась с проблемой резкого увеличения рекламаций на поставляемый товар.
4) Предложите по 3 альтернативных варианта по оптимизации дебиторский и кредиторской задолженности организации. Определите сильные и слабые стороны каждого из них.
5) Организацией принято решение о вступлении в сеть независимых компаний на условиях долевого инвестирования. Составьте план реализации данного решения для руководства.
6) Постоянные нововведения в различных областях управления являются основой процветания любой компании. Но менеджеру нередко приходится сталкиваться с сопротивлением переменам. Какие, по вашему мнению, действия может предпринять менеджер, чтобы преодолеть противодействие инновациям? Какую программу инноваций могли бы предложить вы в качестве менеджера фирмы?
7) Предложить систему оплаты труда с учетом материальных и моральных компонентов, определяющих динамику зарплаты (например, в зависимости от достигнутых результатов в работе, за выполнение должностных обязанностей, за выслугу лет и т.д.).
8) Какие причины, по вашему мнению, мешают менеджерам выполнять намеченное? Что необходимо сделать, чтобы он ежедневно мог в полной мере реализовать все свои планы?
Контрольные вопросы
1. Сущность общего руководства принятием решений.
2. Какие процедуры входят в состав разработки и реализации управленческих решений.
3. Сущность системного подхода к разработке управленческих решений.
4. Роль планов в принятии решений.
5. В каких формах могут разрабатываться и реализовываться Методы принятия управленческих решений?
6. Основные требования к оформлению документов.
7. Роль мотивации в повышении эффективности управленческого решения.
8. Структура системы контроля реализации управленческого решения.
9. Требования к информационному обеспечению процесса разработки решений.