Тема 2. Организационные аспекты принятия управленческих решений

Отсутствие опыта и практики систематического анализа управленческих ситуаций приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных, а иногда и непроверенных сведений и различных статистических данных. В этом случае вне поля зрения лица, принимающего решения (ЛПР) остаются:

- специфические признаки, по которым могут быть обнаружены истоки управленческой ситуации;

- причинно-следственные связи и характерные свойства ситуации.

Данное занятие учит студентов умению выйти за рамки узких интересов, мобилизовывать знания из различных изучаемых дисциплин, применять свой практический опыт.

Методические рекомендации:

Подготовить и оформить управленческое решение ситуационной задачи. Обосновать свое решение и публично защитить. Перечень управленческих ситуаций и их описания приведены ниже.

1) Учебная группа должна разделяться на 3 подгруппы (самостоятельно или под руководством преподавателя): руководство фирмы, руководство структурного подразделения, служба кадров фирмы, подготавливающих данное решение.

2) Каждая подгруппа со своих позиций рассматривает управленческие ситуации, подготавливая 2-3 альтернативных решения ситуаций, отвечает на вопросы, обосновывает конкретные предложения (решения). Самостоятельная работа подгрупп происходит в свободном режиме.

3) обратить внимание на то, что принятие решений:

- должно учитывать социально-экономические и производственные интересы коллектива;

- не должно подрывать авторитет коллектива предприятия и ее руководства;

4) план выступления подгруппы должен учитывать:

- причины и источники возникновения ситуации;

- аспекты профессиональной деятельности работника, которые затрагивает ситуация;

- противоречие, лежащее в основе ситуации, когда и как оно возникло, «питательная среда», условия возникновения;

- потери (социальные, производственные), которые несет коллек­тив фирмы в связи с возникшей ситуацией;

- привлекательность, выгодность, полезность предлагаемой группой альтернатив решения управленческой ситуации;

- достоинства и недостатки вариантов, предложенных другими подгруппами.

5) после выступления подгрупп начинается общая дискуссия в форме производственного совещания (собрания) коллектива (отдела кадров) фирмы, где:

- обсуждаются точки зрения и альтернативы;

- оцениваются результаты, дается их анализ;

- формируется единый подход к решению;

- выбирается наилучший вариант решения ситуации, арбитрами выступают все присутствующие.

6) Подведение итогов.

Выделяется общий положительный результат работы над ситуацией; освещаются позиции, занятые подгруппами; эти позиции сопоставляются с реальной практикой управления фирмой (компанией); анализируются правильные и ошибочные решения; обосновывается оптимальный подход к подобным ситуациям; очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для решения аналогичных ситуаций, рекомендуется литература.

Ситуационные задания:

1) Организация столкнулась с проблемой роста издержек при производстве и реализации товара (товаром являются продукты нефтепереработки: бензин, дизельное топливо и т.д.).

2) Организация столкнулась с проблемой значительного снижения доходности по одному из своих стратегических направлений – продажа кондиционеров и обогревательной техники.

3) Организация, специализирующаяся на производстве и продаже бытовой электротехники, столкнулась с проблемой резкого увеличения рекламаций на поставляемый товар.

4) Предложите по 3 альтернативных варианта по оптимизации дебиторский и кредиторской задолженности организации. Определите сильные и слабые стороны каждого из них.

5) Организацией принято решение о вступлении в сеть независимых компаний на условиях долевого инвестирования. Составьте план реализации данного решения для руководства.

6) Постоянные нововведения в различных областях управления являются основой процветания любой компании. Но менеджеру нередко приходится сталкиваться с сопротивлением переменам. Какие, по вашему мнению, действия может предпринять менеджер, чтобы преодолеть противодействие инновациям? Какую программу инноваций могли бы предложить вы в качестве менеджера фирмы?

7) Предложить систему оплаты труда с учетом материальных и моральных компонентов, определяющих динамику зарплаты (например, в зависимости от достигнутых результатов в работе, за выполнение должностных обязанностей, за выслугу лет и т.д.).

8) Какие причины, по вашему мнению, мешают менеджерам выполнять намеченное? Что необходимо сделать, чтобы он ежедневно мог в полной мере реализовать все свои планы?

Контрольные вопросы

1. Сущность общего руководства принятием решений.

2. Какие процедуры входят в состав разработки и реализации управленческих решений.

3. Сущность системного подхода к разработке управленческих решений.

4. Роль планов в принятии решений.

5. В каких формах могут разрабатываться и реализовываться Методы принятия управленческих решений?

6. Основные требования к оформлению документов.

7. Роль мотивации в повышении эффективности управленческого решения.

8. Структура системы контроля реализации управленческого решения.

9. Требования к информационному обеспечению процесса разработки решений.

Наши рекомендации