Цель, критерии, ограничения, дерево целей

Методические рекомендации проведения Деловой игры «Мозговой штурм»:

Активизация творческого потенциала студентов при «мозговой атаке» проблемной ситуации методом коллективной генерации идей прививает студентам навыки поиска оптимального решения, снимает закомплексованность, неверие в себя и свои возможности, развивает способности для работы в сфере менеджмента. Порядок проведения деловой игры:

1) Формируются рабочие группы – команды в количестве от трех до десяти человек во главе с лидером. Выбирается «аккумулятор», который будет фиксировать идеи.

2) Каждая команда выбирает тему (проблемную ситуацию) из числа предложенных в предыдущем задании или формулирует тему самостоятельно.

3) Задача команды – выдвигать, «генерировать» идеи для решения заданной проблемы (см. задание ниже). Задача «аккумулятора» - эти идеи фиксировать.

4) Задача лидера – настроить группу на активное мышление, на то, что каждый из группы может найти правильное решение; следить за тем, чтобы абсолютно исключить всякую критику в ходе решения проблемы; направить мысль и волю команды на поиск нестандартных решений.

5) Коллективно вырабатываются различные варианты решений, каждое из которых должно быть обосновано.

6) Назначается экспертная группа из трех студентов (во главе с преподавателем), которые оценивают работу команд. Максимальная оценка, которая может быть выставлена группе, складывается из оценок по следующим критериям:

- обоснование решения - 3 балла;

- научная верность решения - 5 баллов;

- прогнозирование результатов принятого решения - 3 балла.

7) Пока команды работают (обмениваются мнениями, консультируются с ролевой группой специалистов и т.п.), экспертная группа тоже решает ситуацию, чтобы в будущем им было легче комментировать решения групп.

8) Через 30-45 минут лидеры групп сообщают решение по обсуждаемому решению. Выступающему могут задавать вопросы члены других команд, а также экспертная группа.

9) После того как выступят все группы, экспертная группа комментирует принятое решение, высказывает свое мнение, называет оценки, группу – победителя и подводит итоги игры.

Теоретические аспекты проведения деловой игры.

Правила формирования дерева целей /7/:

1) Глобальная или общая цель находится на первом уровне – вершине – с нее начинается построение структуры (рис.2).

2) На следующем уровне описываются действия по достижению целей верхнего уровня, т.е. это подцели или средства, реализация которых достаточна для достижения цели верхнего уровня.

3) Между целями уровней существует причинно-следственная связь.

4) Каждая цель характеризуется показателем – оценкой степени достижения цели.

5) Цели одного уровня имеют разные приоритеты для достижения цели высокого уровня.

Структура «цели-средства» используется как инструмент для перехода от желаемого в будущем состояния к конкретной программе работ в настоящем времени (с указанием необходимых ресурсов, сроков, исполнителей).

Цель, критерии, ограничения, дерево целей - student2.ru

Рис.2 Общая структура дерева целей

Задание.

1) Сформулировать цель деятельности предприятия (или одного из подразделений) в любой из областей деятельности: маркетинговые, производственные, финансово-экономические, социальные и др.

2) Определить критерий оценки деятельности предприятия (подразделения).

3) Построить дерево целей (например, по уровням детализации: единая цель, долгосрочные цели на период 3-5 лет, среднесрочные на период 1-3 года, краткосрочные - до 1 года) до четко определенных проектов – вариантов решения задачи (структура «цели-средства»).

4) Распределить проекты по трем группам в зависимости от эффективности (по интенсивности отдачи). 1 – выявление и полное использование уже имеющихся быстро реализуемых резервов; 2 – структурные изменения, снижение доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции; 3 – создание и рациональное использование новых видов продукции, услуг и технологий, активизация инновационных процессов.

Наши рекомендации