Разработать бизнес-модель объекта исследования, используя шаблон А. Остервальдера.

В качестве примера к лабораторной работе был выбран объект исследования ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Динской», который относится к производственной подсистеме агропромышленной корпорации “Южная многоотраслевая корпорация (ЮМК)” и представляет собой многопрофильную группу сельскохозяйственных, производственных, торгово-сбытовых компаний для совместной хозяйственной деятельности, уменьшения возможного риска при осуществлении капиталоемких направлений промышленной и коммерческой деятельности за счет концентрации капитала, централизации функций обеспечения ресурсами, сбыта продукции, овладения новыми рынками, реализации более экономически целесообразной стратегии развития хозяйственных единиц.

ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ является основателем торговой марки “ЕстЪ”, которая создана в 2003 году. Сегодня под торговой маркой “ЕстЪ” производится более 250 наименований изделий: широкий ассортимент вареных, полукопченых и сырокопченых колбас, ветчин, оригинальные сорта сарделек и сосисок, сырокопченые деликатесы, разнообразные паштеты, ливерные и кровяные колбасы, мясные полуфабрикаты.

Глобальной целью (миссия) ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ является расширение рынка товаров и услуг Краснодарского края, ЮФО, России за счет производства колбасных и деликатесных изделий.

Используя методологический подход, предложенный А. Остервальдером была описана существующая бизнес-модель объекта исследования. Результат моделирования приведен в таблице 1.

Блок “Предлагаемая ценность” был сформирован на основе анализа миссии организации и ее ценовой политики. В результате были сформированы следующие ценностные предложения: внутренняя цена, отпуск товаров по ценам ниже рыночных и по оптовым ценам.

Основными каналами сбыта продукции для ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ являются: сеть фирменных розничных магазинов “ЕстЪ”; оптовые продажи со склада; поставки для торговых объектов агрохолдинга по заявкам; поставки крупного и среднего опта по заявкам; поставки (мелкий опт) по заявкам.

В результате анализа и сопоставления двух предыдущих блоков бизнес-модели было выделено пять сегментов клиентов, с которыми работает организация. В основе сегментации клиентов лежит их классификации на группы В2В, В2С и В2G с дальнейшим выделением дополнительных сегментов по ценностным предложениям и каналам сбыта.

Описание взаимосвязи блоков “Ценностное предложение”, “Каналы сбыта”, “Ключевые потребительские сегменты” позволил определить основные потоки поступления дохода в ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“. Как видно из модели их пять:

1. Розничные продажи сети фирменных магазинов для сегмента #1 на условиях ценностного предложения #1.

2. Оптовые продажи со склада для сегмента #2 на условиях ценностного предложения #2.

3. Поставки для торговых объектов агрохолдинга (сегмент #3) по заявкам на условиях ценностного предложения #4.

4. Поставки крупного и среднего опта по заявкам сегмента #4 на условиях ценностного предложения #3.

5. Поставки мелкого опта по заявкам для сегмента #5 на условиях ценностного предложения #3.

Для выстраивания взаимоотношений с клиентами ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ ведет клиентскую базу для следующих категорий сегментов: крупные продуктовые сетевые ритейлеры и организации малого и среднего бизнеса без собственной системы закупок. Взаимодействие с клиентами происходит через торговых представителей. Для приема заявок по телефону и факсу от сегментов #3-5 предусмотрен оператор.

Таблица 1 - Бизнес-модель ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“

Ключевые партнеры Ключевые виды деятельности Предлагаемая ценность Взаимоотношения с клиентом Ключевые потребительские сегменты
1. Поставщики энергоресурсов. 2. Поставщики дополнительного сырья. 3. Агропредприятия и личные подсобные хозяйства. 4. Торговые предприятия агрохолдинга. 5. Поставщики ГСМ. 6. НИИ и лаборатории разведения КРС и свиней 1. Сельское хозяйство (разведение и выращивание КРС, свиней). 2. Производство. 3. Оптово-розничные продажи. 4. Логистика. 5. Транспорт. Широкая ассортиментная матрица колбас, колбасных изделий, мясных деликатесов, производимых из натурального локального сырья собственного производства:   1. Цены ниже рыночных 2. Мелкий и средний опт 3. Средний и крупный опт по ценам ниже рыночных 4. Внутренняя цена 1. База данных клиентов сегмента 4 и 5. 2. Торговые представители для сегментов 4 и 5 3. Оператор приема заявок (телефон, факс) 1. Массовый рынок В2С: жители района населенного пункта 2. Массовый рынок В2В: организации малого и среднего бизнеса 3. Торговые объекты агрохолдинга 4. Сегмент В2В: крупные продуктовые сетевые ритейлеры 5. Сегмент В2В: Торговые организации малого и среднего бизнеса без собственной системы закупок
Ключевые ресурсы Каналы сбыта
1. Агро ресурсы (пастбища, выгоны, КРС, свиньи). 2. Цеха, производственное оборудование. 3. Сырьевые ресурсы. 4. Человеческие ресурсы. 5. Энерго- и природные ресурсы. 6. Инструментальные ресурсы. 7. Торговые площади и торговое оборудование 8. Транспортные ресурсы 1. Сеть фирменных розничных магазинов «ЕстЪ». 2. Оптовые продажи со склада 3. Поставки для торговых объектов агрохолдинга по заявкам 4. Поставки крупного и среднего опта по заявкам 5. Поставки (мелкий опт) по заявкам
Структура издержек Потоки поступления дохода
1. Содержание зданий и сооружений. 2. Оплата труда. 2. Закупка кормового сырья. 3. Закупка ремонтного молодняка. 4. Закупка энерго- и природных ресурсов. 5. Закупка дополнительного производственного сырья. 6. Содержание инструментального хозяйства. 7. Содержание транспортного хозяйства и закупка ГСМ. 1. Розничные продажи сети фирменных магазинов для сегмента #1 на условиях ценностного предложения #1. 2. Оптовые продажи со склада для сегмента #2 на условиях ценностного предложения #2. 3. Поставки для торговых объектов агрохолдинга (сегмент #3) по заявкам на условиях ценностного предложения #4. 4. Поставки крупного и среднего опта по заявкам сегмента #4 на условиях ценностного предложения #3. 5. Поставки мелкого опта по заявкам для сегмента #5 на условиях ценностного предложения #3.
           


Как уже говорилось ранее ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ является корпоративной интегрированной структурой, обеспечивающей разведение и выращивание крупного рогатого скота, свиней, забой, производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, последующий сбыт продукции.

Ключевыми ресурсами бизнес-модели являются:

1. Агро ресурсы (пастбища, выгоны, КРС, свиньи).

2. Цеха, производственное оборудование.

3. Сырьевые ресурсы.

4. Человеческие ресурсы.

5. Энерго- и природные ресурсы.

6. Инструментальные ресурсы.

7. Торговые площади и торговое оборудование.

8. Транспортные ресурсы.

Состав ключевых ресурсов определил партнеров ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“:

1. Поставщики энергоресурсов.

2. Поставщики дополнительного сырья.

3. Агропредприятия и личные подсобные хозяйства.

4. Торговые предприятия агрохолдинга.

5. Поставщики ГСМ.

6. НИИ и лаборатории разведения КРС и свиней.

Блок “Структура издержек” отражает основные статьи затрат, обеспечивающие функционирование бизнес-модели. Для ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“ это:

1. Содержание зданий и сооружений.

2. Оплата труда.

2. Закупка кормового сырья.

3. Закупка ремонтного молодняка.

4. Закупка энерго- и природных ресурсов.

5. Закупка дополнительного производственного сырья.

6. Содержание инструментального хозяйства.

7. Содержание транспортного хозяйства и закупка ГСМ.

В результате была получена бизнес-модель, отражающая все аспекты деятельности ЗАО “Мясоперерабатывающий комплекс “Динской“.

Наши рекомендации