Разработка бизнес-модели организации
Практическая работа №1
Разработка бизнес-модели организации
Цель:разработать бизнес-модель организации.
Задачи:
– изучить краткую теорию к лабораторной работе;
– выбрать объект исследования;
– разработать бизнес-модель организации по шаблону
А. Остервальдера;
– сделать выводы по итогам работы.
Краткая теория
Понятие бизнес-модель достаточно молодое. Именно поэтому отсутствует общепризнанное и устоявшееся определение данного термина. Встречающиеся в литературе и интернет-источниках трактовки данного термина сводятся к тому, что бизнес-модель – это логическое и наглядное описание каким образом организация зарабатывает деньги, получает прибыль. Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.
Значительный вклад в развитие понятийного и методологического аппарата бизнес-моделирования внесли Питер Друкер, Пол Тиммерс, Майкл Льюис, Джоан Магретта, Александр Остервальдер, Ив Пинье и др. На сегодняшний день наиболее популярен и распространен подход, предложенный Александром Остервальдером, что объясняется четкой формализацией шаблона бизнес-модели, его универсальностью использования, как на этапе StartUp, так и для создания модели уже действующего бизнеса.
Концепция бизнес-модели по А. Остервальдеру заключается в представлении организации в виде девяти взаимосвязанных подсистем:
· ценностное предложение;
· потребительские сегменты;
· каналы сбыта;
· взаимоотношения с клиентами;
· потоки поступления доходов;
· ключевые виды деятельности;
· ключевые ресурсы;
· ключевые партнеры;
· структура издержек.
Шаблон бизнес-модели приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Шаблон бизнес-модели
Потребительские сегменты – одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью. Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
• различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
• взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
• взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
• их выгодность существенно различается;
• их привлекают разные аспекты предложения.
Можно выделить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробное сегментирование, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы (например, предприятие, предлагающее бесплатную прессу, нуждается в большом числе читателей, чтобы привлечь рекламодателей, и заинтересовано в рекламодателях, чтобы финансировать производство и распространение).
Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю. Например, новизна, производительность, изготовление на заказ, помочь делать ему свою работу (авиакомпании платят Rolls-Royce за каждый час работы их двигателей), дизайн, бренд/статус, цена, экономия на расходах, снижение риска, доступность, удобство/применимость.
Каналы сбытавыполняют ряд функций, в частности:
• повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;
• помогают оценить ценностные предложения компании;
• позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги;
• знакомят потребителя с ценностными предложениями;
• обеспечивают постпродажное обслуживание.
Взаимоотношения с клиентами.Например, персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.
Потоки поступления дохода.Например, продажа активов (товаров), плата за использование, оплата подписки, аренда/лизин/рента, лицензии, брокерские проценты, реклама.
Ключевыми могут быть следующие ресурсы:материальные, интеллектуальные, людские, финансовые.
Ключевые виды деятельности.Например, Microsoft – разработка ПО, Dell – управление отношениями с поставщиками, McKinsey – разрешение проблемных ситуаций. Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом: производство, решение проблем, платформы/сети.
Ключевые партнеры. Можно выделить четыре типа партнерских отношений:
1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
2. Стратегическое партнерство между конкурентами.
3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставка ресурсов и совместная деятельность.
Структура издержек. По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки можно разделить на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации.
Таким образом, построенная бизнес-модель наглядно отображает основные границы и состав различных информационных систем предприятия или организации. Так, например, на бизнес-модели можно выделить информационные системы взаимоотношения с клиентами, продаж, управления финансами, бухгалтерскую, управления закупками, производственную, управления кадрами и др.
2. Задание для самостоятельной работы:
1. Выбрать объект исследования.
2. Разработать бизнес-модель объекта исследования, используя шаблон А. Остервальдера.
3. Выделить на шаблоне бизнес-модели границы и состав существующих информационных систем.
4. Оформить отчет и защитить его у преподавателя.
3. Алгоритм выполнения задания
Практическая работа №1
Разработка бизнес-модели организации
Цель:разработать бизнес-модель организации.
Задачи:
– изучить краткую теорию к лабораторной работе;
– выбрать объект исследования;
– разработать бизнес-модель организации по шаблону
А. Остервальдера;
– сделать выводы по итогам работы.
Краткая теория
Понятие бизнес-модель достаточно молодое. Именно поэтому отсутствует общепризнанное и устоявшееся определение данного термина. Встречающиеся в литературе и интернет-источниках трактовки данного термина сводятся к тому, что бизнес-модель – это логическое и наглядное описание каким образом организация зарабатывает деньги, получает прибыль. Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.
Значительный вклад в развитие понятийного и методологического аппарата бизнес-моделирования внесли Питер Друкер, Пол Тиммерс, Майкл Льюис, Джоан Магретта, Александр Остервальдер, Ив Пинье и др. На сегодняшний день наиболее популярен и распространен подход, предложенный Александром Остервальдером, что объясняется четкой формализацией шаблона бизнес-модели, его универсальностью использования, как на этапе StartUp, так и для создания модели уже действующего бизнеса.
Концепция бизнес-модели по А. Остервальдеру заключается в представлении организации в виде девяти взаимосвязанных подсистем:
· ценностное предложение;
· потребительские сегменты;
· каналы сбыта;
· взаимоотношения с клиентами;
· потоки поступления доходов;
· ключевые виды деятельности;
· ключевые ресурсы;
· ключевые партнеры;
· структура издержек.
Шаблон бизнес-модели приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Шаблон бизнес-модели
Потребительские сегменты – одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью. Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
• различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
• взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
• взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
• их выгодность существенно различается;
• их привлекают разные аспекты предложения.
Можно выделить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробное сегментирование, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы (например, предприятие, предлагающее бесплатную прессу, нуждается в большом числе читателей, чтобы привлечь рекламодателей, и заинтересовано в рекламодателях, чтобы финансировать производство и распространение).
Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю. Например, новизна, производительность, изготовление на заказ, помочь делать ему свою работу (авиакомпании платят Rolls-Royce за каждый час работы их двигателей), дизайн, бренд/статус, цена, экономия на расходах, снижение риска, доступность, удобство/применимость.
Каналы сбытавыполняют ряд функций, в частности:
• повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;
• помогают оценить ценностные предложения компании;
• позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги;
• знакомят потребителя с ценностными предложениями;
• обеспечивают постпродажное обслуживание.
Взаимоотношения с клиентами.Например, персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.
Потоки поступления дохода.Например, продажа активов (товаров), плата за использование, оплата подписки, аренда/лизин/рента, лицензии, брокерские проценты, реклама.
Ключевыми могут быть следующие ресурсы:материальные, интеллектуальные, людские, финансовые.
Ключевые виды деятельности.Например, Microsoft – разработка ПО, Dell – управление отношениями с поставщиками, McKinsey – разрешение проблемных ситуаций. Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом: производство, решение проблем, платформы/сети.
Ключевые партнеры. Можно выделить четыре типа партнерских отношений:
1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
2. Стратегическое партнерство между конкурентами.
3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставка ресурсов и совместная деятельность.
Структура издержек. По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки можно разделить на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации.
Таким образом, построенная бизнес-модель наглядно отображает основные границы и состав различных информационных систем предприятия или организации. Так, например, на бизнес-модели можно выделить информационные системы взаимоотношения с клиентами, продаж, управления финансами, бухгалтерскую, управления закупками, производственную, управления кадрами и др.
2. Задание для самостоятельной работы:
1. Выбрать объект исследования.
2. Разработать бизнес-модель объекта исследования, используя шаблон А. Остервальдера.
3. Выделить на шаблоне бизнес-модели границы и состав существующих информационных систем.
4. Оформить отчет и защитить его у преподавателя.
3. Алгоритм выполнения задания