Методика составления текущих бюджетов

Бюджет продаж (1)

Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема продаж в целом (Q). Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции q (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены Pi используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении.

Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции. Таким образом, базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается следующей формулой:

Q = ∑ qi · pi (1.1)

Бюджет производства (2)

Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема производства (Qp) исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции. Алгоритм расчета для каждого вида продукции выполняется в натуральных единицах и выглядит следующим образом:

Qp = Q +Fк – Fн (1.2)

где

Q – объем продаж (прогнозный);

Qp – прогнозный объем производства;

Fк – целевой остаток на конец планируемого периода;

Fн – остаток продукции на начало планируемого периода.

Бюджет прямых затрат сырья и материалов (3)

На основе данных об объемах производства (предыдущий бюджет), нормативных затрат сырья на единицу продукции, целевых запасов сырья на

начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Для составления данного бюджета необходимо рассчитать:

1. Расход материалов на производство конкретного вида продукции (в натуральных единицах)     =   Прогнозный объем производства данного вида продукции (натуральных показателях)     х   Нормативный расход сырья на его производство
2. Потребность в сырье для производства данного вида продукции     =   Расход материалов на производство конкретного вида продукции     -   Остаток материалов с прошлого периода     +   Необходимый запас материалов
3. Стоимость сырья (руб.)     =   Потребность в материалах (в натуральных единицах) для производства данного вида продукции     х     Цену данных материалов

Бюджет прямых затрат (4)

Цель данного бюджета – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходящими данными являются данные бюджета 2. Необходимо знать нормативы на производство данного вида продукции, а также тарифную ставку за час работы.

Бюджет общепроизводственных расходов (5)

Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общецеховые расходы) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя. Следует одновременно разделять затраты на постоянные и переменные в зависимости от принятой на предприятии системы группировки затрат.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов (6)

Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных и переменных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется, в первую очередь, спецификой деятельности предприятия.

Бюджет полной себестоимости продукции (7)

Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Этот алгоритм будет иметь следующий вид:

Остатки готовой продукции на начало периода в стоимостном измерении + Стоимость основных материалов + Затраты прямого труда + Общепроизводственные расходы = производственная себестоимость – Остатки готовой продукции на конец периода = Производственная себестоимость реализованной продукции.

Бюджет прибыли (8)

Для формирования этого бюджета необходимы данные об объемах реализации, полной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Плановый бюджет по прибыли максимально приближен по алгоритму расчета к форме №2 финансовой отчетности – Отчету о прибылях и убытках.

Расчет будет производиться следующим образом:

Выручка от продаж – Себестоимость продукции = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = Прибыль от продаж.

Наши рекомендации