Методика составления текущих бюджетов
Бюджет продаж (1)
Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема продаж в целом (Q). Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции q (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены Pi используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении.
Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции. Таким образом, базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается следующей формулой:
Q = ∑ qi · pi (1.1)
Бюджет производства (2)
Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема производства (Qp) исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции. Алгоритм расчета для каждого вида продукции выполняется в натуральных единицах и выглядит следующим образом:
Qp = Q +Fк – Fн (1.2)
где
Q – объем продаж (прогнозный);
Qp – прогнозный объем производства;
Fк – целевой остаток на конец планируемого периода;
Fн – остаток продукции на начало планируемого периода.
Бюджет прямых затрат сырья и материалов (3)
На основе данных об объемах производства (предыдущий бюджет), нормативных затрат сырья на единицу продукции, целевых запасов сырья на
начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Для составления данного бюджета необходимо рассчитать:
1. Расход материалов на производство конкретного вида продукции (в натуральных единицах) | = | Прогнозный объем производства данного вида продукции (натуральных показателях) | х | Нормативный расход сырья на его производство |
2. Потребность в сырье для производства данного вида продукции | = | Расход материалов на производство конкретного вида продукции | - | Остаток материалов с прошлого периода | + | Необходимый запас материалов |
3. Стоимость сырья (руб.) | = | Потребность в материалах (в натуральных единицах) для производства данного вида продукции | х | Цену данных материалов |
Бюджет прямых затрат (4)
Цель данного бюджета – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходящими данными являются данные бюджета 2. Необходимо знать нормативы на производство данного вида продукции, а также тарифную ставку за час работы.
Бюджет общепроизводственных расходов (5)
Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общецеховые расходы) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя. Следует одновременно разделять затраты на постоянные и переменные в зависимости от принятой на предприятии системы группировки затрат.
Бюджет управленческих и коммерческих расходов (6)
Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных и переменных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется, в первую очередь, спецификой деятельности предприятия.
Бюджет полной себестоимости продукции (7)
Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.
Этот алгоритм будет иметь следующий вид:
Остатки готовой продукции на начало периода в стоимостном измерении + Стоимость основных материалов + Затраты прямого труда + Общепроизводственные расходы = производственная себестоимость – Остатки готовой продукции на конец периода = Производственная себестоимость реализованной продукции.
Бюджет прибыли (8)
Для формирования этого бюджета необходимы данные об объемах реализации, полной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Плановый бюджет по прибыли максимально приближен по алгоритму расчета к форме №2 финансовой отчетности – Отчету о прибылях и убытках.
Расчет будет производиться следующим образом:
Выручка от продаж – Себестоимость продукции = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = Прибыль от продаж.