По теме «бюджетирование на предприятии»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Практическая работа
По теме «бюджетирование на предприятии»
спецкурс «финансовое планирование»
Г.
Для закрепления полученных знаний необходимо выполнить самостоятельную работу.
Цель работы: на основании имеющихся данных и используя предлагаемую методику составления текущих бюджетов, разработать систему бюджетов для предприятия.
Методика составления текущих бюджетов
Бюджет продаж (1)
Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема продаж в целом (Q). Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции q (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены Pi используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении.
Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции. Таким образом, базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается следующей формулой:
Q = ∑ qi · pi (1.1)
Бюджет производства (2)
Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема производства (Qp) исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции. Алгоритм расчета для каждого вида продукции выполняется в натуральных единицах и выглядит следующим образом:
Qp = Q +Fк – Fн (1.2)
где
Q – объем продаж (прогнозный);
Qp – прогнозный объем производства;
Fк – целевой остаток на конец планируемого периода;
Fн – остаток продукции на начало планируемого периода.
Бюджет прямых затрат сырья и материалов (3)
На основе данных об объемах производства (предыдущий бюджет), нормативных затрат сырья на единицу продукции, целевых запасов сырья на
начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Для составления данного бюджета необходимо рассчитать:
1. Расход материалов на производство конкретного вида продукции (в натуральных единицах) | = | Прогнозный объем производства данного вида продукции (натуральных показателях) | х | Нормативный расход сырья на его производство |
2. Потребность в сырье для производства данного вида продукции | = | Расход материалов на производство конкретного вида продукции | - | Остаток материалов с прошлого периода | + | Необходимый запас материалов |
3. Стоимость сырья (руб.) | = | Потребность в материалах (в натуральных единицах) для производства данного вида продукции | х | Цену данных материалов |
Бюджет прямых затрат (4)
Цель данного бюджета – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходящими данными являются данные бюджета 2. Необходимо знать нормативы на производство данного вида продукции, а также тарифную ставку за час работы.
Бюджет общепроизводственных расходов (5)
Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общецеховые расходы) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя. Следует одновременно разделять затраты на постоянные и переменные в зависимости от принятой на предприятии системы группировки затрат.
Бюджет управленческих и коммерческих расходов (6)
Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных и переменных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется, в первую очередь, спецификой деятельности предприятия.
Бюджет полной себестоимости продукции (7)
Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.
Этот алгоритм будет иметь следующий вид:
Остатки готовой продукции на начало периода в стоимостном измерении + Стоимость основных материалов + Затраты прямого труда + Общепроизводственные расходы = производственная себестоимость – Остатки готовой продукции на конец периода = Производственная себестоимость реализованной продукции.
Бюджет прибыли (8)
Для формирования этого бюджета необходимы данные об объемах реализации, полной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Плановый бюджет по прибыли максимально приближен по алгоритму расчета к форме №2 финансовой отчетности – Отчету о прибылях и убытках.
Расчет будет производиться следующим образом:
Выручка от продаж – Себестоимость продукции = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = Прибыль от продаж.
Комментарии к бюджету
1. Условно считаем, что объемы производства в начале планового периода будут такими же как и в конце.
2. Количество изделий (стр.1, 6, 11) берется из бюджетов все остальные строки - расчетные.
В агрегированном виде бюджет производства может быть представлен в таблице.
Таблица – Бюджет производства, ед. продукции
Изделия, шт. | За год |
1. Джинсы | |
2. Костюмы | |
3. Свитера |
Бюджет основных материалов
Бюджет основных материалов, тыс. руб.
Показатели | За год |
1. Джинсы, производство, шт. | |
2. Расход материала на джинсы, всего | |
3. Костюмы, шт. | |
4. Расход материала на костюмы, всего, метров | |
5. Расход джинсового полотна, всего, метров стр. (2) + (4) | |
6. Необходимый запас джинсового полотна, 10% | |
7. Остаток джинсового полотна с прошлого периода, 5% | |
8. Потребность в джинсовом полотне стр. (5) + (6) – (7) | |
9. Стоимость джинсового полотна, тыс. руб. | |
10. Свитера, производство, шт. | |
11. Расход материала на свитера, всего метров | |
12. Необходимый запас трикотажа – 10% | |
13. Остаток трикотажа с прошлого периода – 5% | |
14. Потребность в трикотаже стр. (11) + (12) – (13) | |
15. Стоимость трикотажного полотна, тыс. руб. | |
16. Стоимость основных материалов – всего, тыс. руб. |
Комментарии к бюджету
1. К основным материалам относится джинсовое полотно для брюк и костюмов и трикотажное полотно для свитеров.
2. Расход ткани на джинсы составляет 1,2 м; на костюм – 2,5 м; на свитера – 1,5 м.
3. Стоимость джинсового полотна – 100 руб./м; трикотажного полотна – 120 руб./м.
4. Количество изделий – стр.1, 3, 10 – берется из бюджета 2.
5. Необходимый запас ткани принимается равным 10% (стр. 6, 12), остатки с прошлого периода – на уровне 5% (стр. 7, 13).
6. Для составления бюджета основных материалов важно отобрать действительно важнейшие, наиболее дорогостоящие материалы. Другие виды материалов можно рассматривать как вспомогательные и планировать общей суммой в виде косвенных расходов. В нашем примере к вспомогательным материалам целесообразно отнести пуговицы, молнии, тесьму, нитки и т.д.
В агрегированном виде бюджет основных материалов имеет следующий вид.
Показатели | За год |
1. Стоимость джинсового полотна | |
2. Стоимость трикотажного полотна | |
3. Всего, стоимость основных материалов |
Комментарии к бюджету
1.К вспомогательным материалам относятся нитки, пуговицы, молнии и т.д.
2.Предполагается, что на одно изделие расходуется в среднем 15 руб.
Расчет: 9400щт. *15руб. =141тыс.руб.
Бюджет трудовых затрат
Следующим видом бюджета является бюджет прямых трудовых затрат. Для его составления необходимо знать, сколько человеко-часов прямого труда приходится на изготовление одного изделия, каков объем производства каждого вида изделия и какова стоимость одного часа прямого труда.
Бюджет прямых трудовых затрат
Показатели | Джинсы | Костюмы | Свитера | Всего за год |
1. Производство продукции, шт. | ||||
2. Трудозатраты на производство каждого вида продукции, чел/час | ||||
3. Трудозатраты на объем произведенной продукции, чел/час | ||||
4. Стоимость одного часа прямого труда, руб. | ||||
5. Стоимость прямого труда, тыс. руб. |
Комментарии к бюджету
1. На пошив одной пары джинсов уходит 7 человеко/ часов; костюма – 12; свитера – 5 человеко/часов.
2. Стоимость одного часа прямого труда (с начислениями) – 42 руб.
3. Количество произведенной продукции берется из бюджета 2.
4. Трудозатраты на производство джинсов, костюмов, свитеров (стр.3) рассчитываются как произведение стр.1 и стр. 2.
5. Стоимость прямого труда (стр. 5) определяется путем умножения стр. 3 на стр. 4.
Комментарии к бюджету.
1. Остатки готовой продукции на начало и конец периода (стр. 1 и стр. 7) могут быть предоставлены отделом маркетинга или взяты из специально составленного бюджета готовой продукции. Предполагается, что производство и спрос на продукцию остались неизменными.
2. Производственная себестоимость выпущенной продукции рассчитывается как сумма всех указанных затрат (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4).
3. Себестоимость готовой продукции (стр. 6) рассчитывается как сумма остатков готовой продукции на начало периода и производственная себестоимость выпущенной продукции (стр.1 + стр.5)
4. Производственная себестоимость реализованной продукции (стр. 8) определяется как себестоимость готовой продукции без учета затрат по остаткам продукции на конец периода (стр. 6 - стр. 7)
8.Бюджет коммерческих расходов.
При составлении данных бюджетов необходимо продолжить выделение переменной части расходов.
Бюджет коммерческих расходов, тыс. руб.
Показатели | Данные за год |
1. Комиссионные | 159,9 |
2. Упаковка и формирование партии | |
3. Транспортные расходы | |
4. Маркетинг, реклама | |
5. Итого: | . |
Переменные расходы | . |
Постоянные расходы | . |
Комментарии к бюджету.
1. Для расчета комиссионных предположим, что 30% товара (бюджет 1) распространяется через посредников, которые получают 2% выручки от продаж.
Необходимо определить величину комиссионных, находящихся в зависимости от объема реализованной продукции.
2. Затраты на упаковку и формирование партии приняты на предприятии как постоянные.
3. Маркетинговые и рекламные затраты рассчитываются по нормативам в объеме на год, поэтому тоже могут быть отнесены к постоянным.
4. Затраты на транспортировку в данном примере можно будет отнести к постоянным, так как они включают в себя норматив стоимости одной доставки товара, плюс заработная плата водителя.
5. Таким образом, в рассматриваемой организации к переменным затратам относятся лишь комиссионные.
9.Бюджет управленческих расходов
Бюджет управленческих расходов обычно составляется в целом на год, поэтому он целиком состоит их постоянных расходов.
Бюджет управленческих расходов, тыс. руб.
Показатели | Год |
1. Содержание общехозяйственного и управленческого персонала | |
2. Административно-управленческие расходы | |
3. Расходы по оплате услуг (информационных, аудиторских, консультационных) | |
4. Использование служебного автотранспорта | |
5. Командировочные расходы | |
6. Представительские расходы | |
7. Охрана | |
8. Информационный центр | |
Итого |
Бюджет прибыли от продаж
Все рассмотренные бюджеты (1-7) подготавливают исходную информацию для построения бюджета прибыли. Данный бюджет необходимо построить, используя приведенный в методике алгоритм расчета.
Бюджет прибыли, тыс. руб.
Показатели | За год |
1. Выручка от продаж | |
2. Себестоимость реализованной продукции | |
3. Валовая прибыль | |
4. Коммерческие расходы | |
5. Управленческие расходы | |
6. Прибыль от продаж |
Задание: Используя полученные данные, рассчитать следующие показатели:
1) Рентабельность продаж;
2) Рентабельность производства.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Практическая работа
по теме «бюджетирование на предприятии»
спецкурс «финансовое планирование»
Г.
Для закрепления полученных знаний необходимо выполнить самостоятельную работу.
Цель работы: на основании имеющихся данных и используя предлагаемую методику составления текущих бюджетов, разработать систему бюджетов для предприятия.