Виды конкурентных стратегий. Формиров. конкурентных преимуществ пред-тия
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, кот. создают для фирмы опреде. превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различ. и относиться как к самому товару, так и к доп. услугам, к формам произв-ва, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Все виды конкурентных преимуществ компании в зависимости от сложности их достижения можно разделить на две группы: преимущества низкого порядка; преимущества высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с реальной возможностью использования сравнительно дешевых ресурсов: *рабочей силы; *материалов (сырья), комплектующих изделий; *различных видов энергии и т.д. Низкий порядок конкурентных преимуществ обычно связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и зар. платы, либо из-за того, что дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) главные конкуренты. Преимущества низкого порядка — это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго. К преимуществам высокого порядка принято относить: наличие уникальной продукции; использование самых передовых технологий; высокий уровень менеджмента; прекрасную репутацию предприятия. Конкурентные стратегии являются залогом рыночного успеха. Поэтому для завоевания лучших рыночных позиций, становления бренда и достижения преимуществ по отношению к соперникам по рынку следует использовать стратегию как основу в получении выгод от конкурентного преимущества. Для создания конкурентных преимуществ существуют след. стратегии.
Стратегия лидерства по издержкам. В данном случае при разработке и производстве продукта в центре внимания оказываются издержки. Также эта стратегия известна как Лидерство в цене. Это стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, кот. базируется глав. образом на организационном и произв-ном ноу-хау фирмы. Для создания ценовых преимуществ практикуют: *Снижение издержек на единицу продукции за счёт роста объемов производства, т. о., достигается экономия на масштабе. *Рациональное ведение дел, оптимизация внутрифирменных связей. *Экономия на разнообразии при произв-ве различ. продуктов. *Интеграция распределительных сетей и оптимизация систем поставки; *Филиальная сеть, кот. за счёт удобного географического размещения фирмы, позволяет снизить себестоимость продукции за счет использования местных особенностей. Стратегии дифференциации. Когда продукту пытаются придать определённые отличительные черты, какие-то необычные функциональные свойства, уникальные характеристики, что может понравиться покупателю, имеет спрос, ценность для потребителя и за что он готов заплатить, даже если аналогичные продукты конкурентов будут стоить дороже. Это стратегии, вытекающие из внешнего конкурентного преимущества, её превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей недовольных существующ. товарами. Иными словами, они направлены на то, чтобы поставить на рынок товары или услуги, по своим качествам более привлекательные в глазах потребителей, чем конкурирующая продукция. Только за счет ценовой стратегии невозможно создать конкурентное преимущество. Должен быть опред. лимит ценообразования ниже кот. опускаться нельзя, чтобы избежать фин. убытков и сохранить рентабельность. В то время как кач-во продукта можно совершенствовать до бесконечности, лишь бы он более выгодно отличался качеством от аналогичных продуктов. Однако следует понимать, что стратегия лидерства по издержкам и стратегия дифференциации должны проводиться независимо друг от друга, необязательно реализовывать их одновременно. Чаще всего компании используют стратегию дифференциации для поднятия цен, ведь дифференциация ведёт к более высоким издержкам произ-ва. В резуль-те прибыль немного возрастает, но не обязательно. В то время как дифференциация с сохранением цен всегда способствует увеличению объема продаж за счёт кол-ва реализованных продуктов или за счёт стабилизации покупательского спроса. Дифференциация может осуществляться в разнообразных формах или их комбинации: *престиж дизайна или бренда; *особая технология; *функциональные возможности; *условия обслуживания потребителей; *дилерская сеть; *др. параметры. В этой ситуации у потребителей формирует приверженность к опред. торговой марке, и продуктам, кот. предлагают фирмы, придерживающиеся стратегии дифференциации, нелегко найти замену. Также появляются фин. резервы для поиска альтернативных источников вводимых ресурсов. Но при всей привлекательности этой стратегии у нее есть ряд недостатков. Дифференциация требует опред. увеличения издержек, кот. возникают по след. причинам: *увеличиваются инвестиции в исследования и разработки; *увеличиваются затраты на дизайн и качество обслуживания клиентов; *закупается более дорогое сырье; *вкусы и предпочтения клиентов могут со временем измениться. Стратегии фокусирования. Или концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. Это стратегия, при кот. предприятие целенаправленно ориентируется на какую-то группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок. Эта стратегия целесообразна, если есть цель удовлетворить какую-то необычную потребность опред. группы людей за счёт создания и продвижения на рынок специализированного продукта. Также можно создать специфическую сис-му доступа к продукту, например, новаторскую сис-му продажи или доставки продукта и т. о. создать конкурентное преимущество. Аналогично, эту стратегию можно «усилить» ценовой стратегией и стратегией дифференциации, но не делать их взаимосвязанными.