Современные методы управления производством (система канбан, система JIT, SMED, метод 5S, концепция кайдзен)
Бережливое производство - широкая управленческая концепция, направленная на устранение потерь и оптимизацию бизнес-процессов: от этапа разработки продукта, производства и до взаимодействия с поставщиками и клиентами. Менеджмент бережливого производства максимально ориентирован на выявление потребностей рынка и создание максимальной ценности для клиента при минимальных затратах ресурсов: человеческих усилий, оборудования, времени, производственных площадей и т.д. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента производства. Наиболее популярными инструментами и методами бережливого производства являются: система канбан, система JIT, SMED, метод 5S, концепция кайдзен. Система канбан – это сис-ма, обеспечивающая организацию непрерывного материального потока при отсутствии запасов: производственные запасы подаются небольшими партиями, непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается покупателям. Порядок управления производством продукции - обратный: от i-той стадии на (i - 1)-ой. Сущность системы CANBAN состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подается на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчет требуемого объема незавершенного производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идет запрос на предыдущий этап производства на определенное количество полуфабрикатов. То есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка. Таким образом, между каждыми двумя соседними стадиями производственного процесса существует двойная связь: *с i-той стадии на (i - 1)-ую запрашивается ("вытягиваются") требуемое количество незавершенного производства; *с (i - 1)-ой стадии на i-тую отправляются материальные ресурсы в требуемом количестве. Средством передачи информации в системе CANBAN являются специальные карточки. Применяют два вида карточек: *карточки производственного заказа, в которых указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующей стадии производства. Карточки производственного заказа отправляются с i-той стадии производства на (i - 1)-ый этап и являются основанием для формирования производственной програм-мы (i - 1)-ого участка; *карточки отбора, в которых указывается количество материальных ресурсов (компонентов, деталей, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки). Карточки отбора показывают количество материальных ресурсов, фактически полученных i-тым производственным участком от (i - 1)-ого. Таким карточки могут циркулировать не только внутри предприятия, использующего систему CANBAN, но и между ним и его филиалами, а также между сотрудничающими корпорациями. Система JIT (Just-In-Time - точно вовремя) - система управления материалами в произв-ве, при кот. компоненты с предыдущей операции (или от внешнего поставщика) доставляются именно в тот момент, когда они требуются, но не раньше. Данная система ведет к резкому сокращению объема незавершенного производства, материалов и готовой продукции на складах. Система «точно вовремя» предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку "точно вовремя" комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в два и более раз, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Быстрая переналадка (SMED) дословно переводится как «Смена штампа за 1 минуту». Концепция была разработана японским автором Сигео Синго и произвела революцию в подходах к переналадке и переоснастке. В результате внедрения системы SMED смена любого инструмента и переналадка могут быть произведены всего за несколько минут или даже секунд, «в одно касание». В результате были сформулированы следующие принципы, позволяющие сокращать время переналадки в десятки и даже сотни раз: *разделение внутренних и внешних операций наладки, *преобразование внутренних действий во внешние, *применение функциональных зажимов или полное устранение крепежа, *использование дополнительных приспособлений. Система рационализации рабочего места 5S включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего места. Японское название каждого из этих принципов начинается с буквы «S». В переводе на русский язык — сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование. СОРТИРОВКА: отделить нужные предметы — инструменты, детали, материалы, документы — от ненужных, чтобы убрать последние. РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ: рационально расположить то, что осталось, поместить каждый предмет на свое место. УБОРКА: поддерживать чистоту и порядок. СТАНДАРТИЗАЦИЯ: соблюдать аккуратность за счет регулярного выполнения первых трех S. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ: превращение в привычку установленных процедур и их совершенствование. Кайдзен — обычно переводится как «непрерывное улучшение». В прикладном смысле Кайдзен — это философия и управленческие механизмы, стимулирующие сотрудников предлагать улучшения и реализовывать их в оперативном режиме. Выделяют пять основных компонентов Кайдзен: 1) Взаимодействие; 2) Личная дисциплина; 3) Улучшенное моральное состояние; 4) Круги качества; 5) Предложения по усовершенствованию.