О.А.Аничкина, Г.А.Костенюкова, Н.М.Хубулава
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Учебно-практическое пособие
для студентов специальности 0608
Всех форм обучения
ЧАСТЬ 2.
www.mgutm.ru
Москва - 2009
УДК 338
© Л.А. Козловских, А.И. Якушева. Планирование на предприятии. Учебно-практическое пособие. Часть 1,2. ─М., МГУТУ, 2004
Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО
Учебно-практическое пособие охватывает широкий круг тем: сущность планирования и его виды, бизнес-планирование, планы производства и реализации продукции, технического развития производства, капитальных вложений, план маркетинга, планирование и стимулирование труда, планирование прибыли, финансовый план предприятия.
После каждой темы приводятся вопросы для самопроверки и тесты. В конце учебно-практического пособия даны тесты по дисциплине, задачи и контрольные вопросы.
Пособие предназначено для студентов 3 с.ф.о. и 5 п.ф.о. курсов специальности 0608 всех форм обучения
Авторы: Л.А. Козловских, А.И. Якушева.
Рецензенты: доцент, к.э.н. Кружкова Р.В. (МГУПП)
доцент, к.э.н. Рябова Т.В. (МГУПП)
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ТЕМА 7. Планирование затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции
7.1. Понятие и значение себестоимости продукции…………………….4
7.2. Пути снижении себестоимости продукции…………………………..4
7.3. Планирование себестоимости продукции……………………………5
7.4. Смета затрат на производство продукции…………………………..6
Вопросы для самоконтроля………………………………………………..9
Тесты по теме……………………………………………………………….9
ТЕМА 8. Финансовое планирование
8.1. Выручка от реализации продукции………………………………….11
8.1.1. Meтод определения выручки, ее состав и исчисление…………….11
8.1.2. Распределение выручки…………………………………………….11
8.2. Прибыль……………………………………………………………….12
8.3. Рентабельность………………………………………………………..16
8.4. Финансовый план предприятия……………………………………...17
8.4.1. Содержание финансового плана........................................................17
8.4.2. Содержание финансового анализа……………………………… 18
8.4.3. Анализ финансового положения АООТ " Калининградхлеб “........20
Вопросы для самоконтроля……………………………………………….29
Тесты по теме…………………………………………………………… 29
Задачи……………………………………………………………………… 30
Контрольные вопросы по дисциплине……………………………………33
Ответы к тестам по темам ………………………………………………...34
Тест по дисциплине………………………………………………………..35
Словарь основных понятий………………………………………………..37
Литература……………………………………………………………….40
ТЕМА 7. Планирование затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции
Понятие и значение себестоимости продукции
Врыночных условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все экономические показатели, в том числе и конечный показатель – прибыль. Чем выше затраты (себестоимость), тем меньше прибыль от производства продукции.
Себестоимость является одной из основных экономических категорий. определяющих эффективность работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно выработать из одних и тех же ресурсов.
Себестоимостью называется сумма денежных затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции индивидуальна для каждого предприятия и зависит от уровня его техники, технологии, организации производства и труда, от качества руководства хозяйственной деятельностью предприятия, от соблюдения режимов экономии и т.п. Чем лучше условия, тем ниже себестоимость продукции и выше его прибыль. Например, батон нарезной, вырабатываемый на типовых хлебозаводах по единой технологии и рецептуре, имеет разную себестоимость. Следовательно, задача планирования себестоимости заключается в выявлении и мобилизации внутрипроизводственных резервов.
Значение себестоимости состоит еще в том, что она является базой, на основе которой предприятие устанавливает свободно-отпускные цены. В настоящее время себестоимость пересчитывается не реже одного раза в месяц по мере изменения цен на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы.
В практике планирования себестоимости продукции оценочными показателями работы предприятия являются:
1. Себестоимость сравнимой товарной продукции.
2. Предельные затраты на 1 рубль товарной продукции.
3. Себестоимость единицы продукции.
4. Снижение себестоимости продукции.