Животноводство России, его отраслевой состав и особенности размещения. Основные районы разведения КРС, овцеводства, свиноводства и оленеводства
Животноводство является одной из основных отраслей сельскохозяйственного производства: оно дает 45% валовой продукции, аккумулирует 75% основных производственных фондов и 70% трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, значение животноводства определяется также тем, что оно производит самую необходимую и биологически ценную продукцию в рационе питания человека.
Основной причиной сокращения поголовья скота и птицы и снижения их продуктивности является переход на рыночные отношения, разбалансирование отраслей народного хозяйства в результате того, что старая система их взаимодействия оказалась разрушена, а новая еще не возникла. Дальнейшие перспективы животноводства во многом связаны с созданием более совершенной рыночной системы взаимодействия между отраслями экономики.
Прочная кормовая база животноводства — решающее условие развития и размещения отрасли. Поэтому большое внимание в настоящее время необходимо уделять увеличению производства зерна кукурузы, ячменя, овса и зернобобовых культур, главным образом за счет повышения их урожайности, особенно на орошаемых и осушенных землях. Важно расширять посевы многолетних трав, создавать высокопродуктивные луга и пастбища, увеличивать площади лиманного орошения для возделывания кормовых культур.
В России имеются разнообразные кормовые ресурсы для успешного развития животноводства. Страна располагает огромными площадями естественных кормовых угодий.
Основные массивы сенокосных и пастбищных угодий находятся в Поволжском экономическом районе, Восточной и Западной Сибири, на Северном Кавказе и на Урале.
В кормовом балансе Центрально-Черноземной зоны, земледельческих районов Северного Кавказа высокий удельный вес занимают концентрированные и сочные корма, а в кормовом балансе Нечерноземной зоны и восточных районов — сено и зеленые пастбищные корма.
Развитие, размещение и специализация животноводства определяются наличием кормовой базы, которая зависит от степени распаханности земель, состава кормовых культур, размеров пастбищных ресурсов.
Развитие и размещение отраслей животноводства должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей населения в продуктах животноводства.
Кормовую базу составляют:
1. Продукция земледелия:
зернофуражная продукция (в основном для приготовления комбикормов);
кормовые культуры на зеленый корм и для приготовления силоса;
корнеклубнеплоды — сочный корм;
отходы земледелия (ботва, стебли, солома).
2. Отходы пищевой промышленности (патока, жом, жмых и др.).
3. Отходы городского хозяйства.
4. Промышленно приготовленные корма (сенаж, кормовая травяная мука, комбикорма), которые приобретают все большее значение.
Естественные корма с угодий (сенокосов и пастбищ).
Для повышения плодородия кормовых угодий проводятся мероприятия по их окультуриванию (срезка кочек, сбор камней, подсев многолетних трав, внесение удобрений, обводнение).
Крупный рогатый скот размещен повсеместно, но основными районами его разведения являются Поволжский, Центральный, Западно-Сибирский, Северо-Кавказский и Уральский.
Мясо-молочное животноводство размещено главным образом в Центральном, Северо-Кавказском (Ставропольский край и Ростовская область), Поволжском (Саратовская, Волгоградская, Астраханская области и Республика Калмыкия) районах, на южном Урале (Оренбургская область).
Молочное и молочно-мясное животноводство развито во многих районах страны. В зону высокоинтенсивного и интенсивного молочного животноводства входят северные, северо-западные нечерноземные области, а также некоторые области Урала и Дальнего Востока. В этой зоне основные виды продукции животноводства — молоко и масло.
Зону молочно-мясного животноводства составляют Краснодарский край, Центрально-Черноземный район, часть областей Урала и Поволжья, Западная Сибирь. Наряду с производством масла и сыра здесь организован откорм скота на мясо.
Молочное животноводство сосредоточено преимущественно вокруг крупных городов и промышленных центров страны. Заводы по переработке молока в этой зоне снабжают городское население свежим молоком и кисломолочной продукцией. Основные районы по выработке цельномолочной продукции в России — Центральный, Северо-Кавказский, Северо-Западный и др.
Свиноводство — наиболее «скороспелая» отрасль животноводства. Основные регионы свиноводства — Северо-Кавказский, Уральский, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Западно-Сибирский, а также Северо-Западный, Волго-Вятский и Восточно-Сибирский экономические районы.
Широко развито свиноводство и в пригородных зонах, и вблизи центров пищевой промышленности, где в качестве кормов используются отходы этой отрасли, отходы овощных баз и картофелехранилищ и т.д Овцеводство дает ценное сырье для шерстяной, меховой и других отраслей легкой промышленности, а также разнообразные продовольственные продукты — мясо, молоко, жиры. На 1 января 1996 г. в России насчитывалось 28 млн голов овец и коз. Основные овцеводческие районы—Северо-Кавказский, Поволжский, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Уральский.
Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство широко развито на Северном Кавказе, в Поволжье, Восточной и Западной Сибири, Центрально-Черноземной зоне. Овчинно-шубное овцеводство размещается на европейском Севере (Архангельская, Вологодская области, Республики Карелия и Коми, в Центральном районе (Костромская, Ярославская и Ивановская области) и в отдельных районах Сибири. Из овчинно-шубных овец наиболее распространена романовская порода.
Оленеводство как отрасль животноводства включает преимущественно разведение северного оленя. В районах тундры и северной тайги олень является незаменимым животным, используемым как главное средство передвижения и перевозки грузов, а также как основной источник получения продуктов питания для местного населения. Из шкур оленей изготавливают одежду и обувь. Пастбищное оленеводство распространено на всей территории Крайнего Севера как основная отрасль сельского хозяйства.
Вопрос 46
Территориальный состав, особенности ЭГП и природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока
Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ
Площадь 6,2 млн. км2, население 7,3 млн. человек
В общероссийском разделении труда Дальний Восток – это в первую очередь мощный рыбопромышленный комплекс (около 40% улова рыбы в стране).
Экономико-географическое положение Дальнего Востока уникально. Удаленность от европейской части страны и широчайший выход (около 4,5 тыс. км) к Тихому океану определили его не только экономическое, но и социально-политическое значение как форпоста страны на ее восточных рубежах. Через дальневосточные порты Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского бассейна. Все они резко различаются уровнем и структурой хозяйственного развития, набором и масштабами освоения природных ресурсов, что создает контраст экономических потенциалов и взаимодополняющих потребностей и объективно способствует экономическому взаимодействию. Так, Япония, западные районы США и Канады – крупнейшие потребители природных ресурсов (нефть, газ, коксующийся уголь, лес, руды и др.). При этом они заинтересованы в сбыте продукции своей высокоразвитой промышленности. Развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, тяготеющие к бассейнам Тихого и Индийского океанов, представляют собой обширный рынок потребления продукции обрабатывающей промышленности и могут поставлять некоторые виды сырья, сельскохозяйственную продукцию, товары широкого потребления. Многие крупные проекты на Дальнем Востоке можно осуществлять совместно с зарубежными странами на компенсационной основе. Разработка на Дальнем Востоке некоторых видов сырья и топлива оказывается невыгодной, поскольку в Сибири они расположены ближе к европейской части страны и нередко имеют более благоприятные технико-экономические показатели. Поэтому здесь длительное время ресурсы осваивали выборочно: золото, редкие и цветные металлы, ценные виды рыбных ресурсов, а также те, крупномасштабное освоение которых стимулировалось потребностями внешнего рынка (коксующийся уголь, древесина и др.).
Территория Дальнего Востока расположена в различных природных зонах – от тундры на севере до субтропической тайги на юге. Это обусловило разную хозяйственную освоенность и специализацию промышленности его регионов, разные типы сельского хозяйства (от рисосеяния в Приморье до оленеводства на Чукотке). Рельеф района преимущественно горный, его природные ландшафты контрастны. Богатство и разнообразие полезных ископаемых, колоссальные ресурсы морей и самой обширной в мире области шельфа северной части Тихого океана, значительные запасы гидроэнергии, огромные лесные массивы с ценными породами деревьев, разнообразные виды культурных растений и полезных животных – все это создает благоприятные условия для развития сложного комплекса производств. Топливно-энергетические ресурсы района достаточны для развития крупного хозяйства. Использование гидроэнергии Амура и его крупных притоков позволит одновременно регулировать их сток, что важно для предотвращения катастрофических пери-одических наводнений, наносящих большой ущерб. На Камчатке для производства электроэнергии используют термальные источники (Паужетская геотермальная электростанция). Изучают проблему применения энергии морских приливов для сооружения в Пенжинской губе приливной электростанции.
Тихоокеанские моря выделяются разнообразием биологического сырья: до 200 видов рыб (в их числе лососевые: кета, горбуша, нерка, кижуч, чавыча), 10 видов китов, различные морские звери (моржи, тюлени, морские котики и др.), крабы, промысловые черви, моллюски, водоросли.
Суровый, засушливый, резко континентальный климат – один из основных факторов, осложняющих развитие северо-восточной части района, открытой широким фронтом к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов и отгороженной высокими горными поднятиями на юге от теплых и влажных воздушных масс. Почти вся эта территория расположена в области вечной мерзлоты. При строительстве здесь приходится применять особые строительно-технические методы и специальные типы фундаментов, «консервирующих» вечную мерзлоту. Существенно ограничено сельскохозяйственное производство. Сильные морозы затрудняют работы на открытом воздухе, осложняют использование механизмов. Это требует дополнительных капиталовложений в промышленное, транспортное и гражданское строительство.
Вопрос 47
Транспортный межотраслевой комплекс России, его состав и территориальные особенности
Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Сеть магистральных железных дорог находится в лучшем относительно других отечественных транспортных коммуникаций техническом состоянии и имеет высокую пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрофицированные железные дороги. Россия обладает самой протяженной в мире системой электрофицированных железных дорог – 44 тыс. км.
По протяженности железных дорог общего пользования (85 тыс. км в 2007 г.) Россия уступает лишь США. Размещение железнодорожной сети России отличается крайней неравномерностью, что связано с огромной территорией, различиями в ее заселенности и уровне хозяйственного освоения. В европейской части страны образовалась радиально-кольцевая конфигурация железнодорожной сети, которая сложилась под влиянием столичного положения Москвы, портовых городов на Балтике и Черном море, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. От Москвы железные дороги расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. При этом следует учитывать, что современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств.
В структуре грузов, перевозимых по железным дорогам, почти 3/5 составляют каменный уголь, нефть, руды, черные металлы, лес, минеральные удобрения, цемент. Для этого вида транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. Наиболее грузонапряженные линии находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.
Общая протяженность автодорог в России составляет 963 тыс. км, из них 80% – дороги с твердым покрытием. Плотность дорог с твердым покрытием в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США – 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока (на Дальнем Востоке этот показатель равен 5 км), в европейской части страны плотность автодорог значительно выше (в Центрально-Черноземном районе – 172 км, в Калининградской области – 303 км). Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах с твердым покрытием оценивают в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных дорог нуждается в реконструкции.
Форма автодорожной сети страны во многом соответствует радиально-кольцевой форме железнодорожной сети.
Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные регионы страны.
Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км.
Главные недостатки речного транспорта – сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта. В структуре перевозимых грузов преобладают минерально-строительное сырье (песок, гравий, щебень), нефть и нефтепродукты, лес, каменный уголь.
Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного бассейнов.
Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии имеет река Лена. На пересечении Лены и БАМа находится крупный порт Осетрово (Усть-Кут).
Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж – перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж – перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.
Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота (11,6 млн. дедвейта). В структуре перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руда, строительные материалы, лесные и хлебные грузы.
Дальневосточный бассейн вышел на первое место в грузообороте морского транспорта РФ. Это самый большой по площади морской бассейн России, через порты которого осуществляются внешнеэкономические связи с государствами Тихоокеанского региона. Крупнейшие порты здесь Владивосток, Находка, Ванино (с железнодорожной морской паромной переправой Ванино – Холмск). Основные грузы – лес, промышленная продукция.
Балтийский бассейн занимает второе место по переработке грузов. Крупнейшим портом на Балтике у России является универсальный порт Санкт-Петербург. Калининградский порт значительно меньше по грузообороту, но играет важную роль в обеспечении транспортных связей анклавной области с основной территорией России. Выборгский порт расположен не очень удобно и специализируется на лесных грузах. В Балтийском бассейне завершается строительство новых крупных морских портов.
Северный бассейн занимает третье место. Здесь выделяются два порта: Мурманск и Архангельск, на долю которых приходится 3/4 грузооборота всего бассейна. Архангельск – крупнейший лесоэкспортный порт России, а Мурманск – единственный незамерзающий порт страны на севере. Крупнейшие порты действуют в устье Енисея (Дудинка, Игарка), которые имеют важное значение в снабжении районов Крайнего Севера.
Азово-Черноморский бассейн занимает четвертое место по объему грузооборота морского транспорта. Здесь находится самый крупный порт по грузообороту – Новороссийск, специализирующийся на нефтяных грузах, меньшим по значению нефтяным портом является Туапсе. В этом бассейне предполагается расширение мощностей действующих и строительство новых портов, в том числе на Азовском море (Таганрог).
Каспийский бассейн используется для каботажных перевозок и в связях России с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном. Здесь действуют два крупных порта – Махачкалинский и Астраханский.
Трубопроводный транспорт– узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы.
Современная сеть магистральных нефтепроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов и имеет несколько систем. В 2004 г. ее протяженность составила 47 тыс. км.
Газопроводный транспорт – самый молодой вид транспорта, который начал развиваться после Великой Отечественной войны. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 1970-1980-е гг. Объем перекачиваемого газа связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. Протяженность газопроводов в 2007 г. составила 163 тыс. км и больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм.
Воздушный транспортявляется преимущественно пассажирским. Пассажирские перевозки составляют 80% работы этого вида транспорта, остальное – перевозки грузов и почты, причем им перевозятся грузы, быстрая доставка которых имеет большое народно-хозяйственное значение. Ведущее место в формировании пассажиропотоков воздушного транспорта принадлежит московскому авиаузлу, на долю которого приходится более 10% отправления пассажиров. Помимо Москвы крупные пассажиропотоки образуются в авиаузлах Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Екатеринбурга, Минеральных Вод, Сочи – в европейской части, Нижневартовска, Тюмени, Сургута, Новосибирска – в Западной Сибири, Красноярска и Иркутска – в Восточной Сибири, Хабаровска и Владивостока – на Дальнем Востоке.
Особое значение воздушный транспорт имеет для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом иногда остается единственным средством сообщения. Таким образом, для территориальной организации отечественной транспортной системы характерно:
преобладающее направление основных трасс, железных дорог и трубопроводов в широтном направлении и с севера и северо-востока на юго-запад, совпадающие с преимущественным вектором грузопотоков;
ярко выраженная радиальная структура транспортных коммуникаций в зонах тяготения крупнейших городов – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.;
почти полное отсутствие наземных транспортных коммуникаций круглогодичного пользования за пределами главной полосы расселения России.
Вопрос 48