Машиностроительный межотраслевой комплекс России, его состав и особенности размещения
Машиностроительный комплекс (МСК) России обеспечивает ее орудиями труда, реализует достижения НТП и НТР, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Вместе с металлообработкой образовывает межотраслевой МСК. А вместе с химией является самой диверсифицированной отраслью промышленности.
На МСК приходится ¼ стоимости всех промышленных фондов страны и 1/5 объема выпускаемой продукции. Для российского машиностроения характерен набор специфических черт:
1. Повышенная доля тяжелого машиностроения как в целом, так и в в доле отраслей группы А (производство средств производства);
2. Высокий уровень милитаризации (производства на нужды армии);
3. Низкая доля российского машиностроения на мировом рынке (до 1%);
4. Низкий уровень технологической культуры и, соответственно невысокий уровень качества продукции;
5. Неравномерность размещения машиностроения по территории страны.
Факторы размещения:
I. Традиционные (сырьевой, потребительский, трудоресурсный, транспортно-географический);
II. Новые (экологический, НТР, деятельности транснациональных корпораций, региональной политики и стратегии внешнеэкономической деятельности, фактор качества менеджмента).
Надо отметить, что в России произошел отрыв от сырьевой базы (металлургических районов). На первое место вышел потребительский фактор. На это в первую очередь повлияла НТР. Большую роль играет транспортно-географический фактор, который влияет на размещение производства вдоль потоков сырья и машиностроительной продукции.
Отрасли
Судостроение
Охватывает ремонт и производство судов. Подразделяется на речное, морское и комбинированное. Производства привязаны строго к морским побережьям и крупным рекам. Черты: длительный производственный цикл, строительно-монтажные производства, многочисленные кооперационные связи, широкая номенклатура продукции, малосерийность и уникальность каждого изделия. Корабли: военные, гражданские, комбинированные (плавучий госпиталь «Енисей»). Гражданские суда: транспортные, промышленные, промышленно-добывающие, пассажирские, туристско-спортивные.
Центры производства: Санкт-Петербург (почти все), Выборг, Мурманск, Таганрог (экранопланы), Астрахань, Владивосток.
Речные центры производства: Нижний Новгород («Красное Срамово»), Волгоград (2 завода), Москва, Великий Утюг, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.
Воздушное машиностроение
Авиация: 1. Военная; 2. Гражданская.
Центры производства: Москва (Ил, Ту, Як), Смоленск (ремонт), Воронеж, Таганрог (Бе 2000, Ту).
Ракетостроение:
1. Москва и Подмосковье;
2. Омск;
3. Красноярск.
4. Королев (Московская область) (РКК «Энергия» (проектирование и выпуск ракет))
Железнодорожное машиностроение
Возникло в районах, где только начинал свое развитие российский железнодорожный транспорт а также вдоль железнодорожных линий.
В связи с металлоемкостью отрасль переместилась ближе к металлобазам.
Магистральные тепловозы:
1. Коломна (ТЭП70У, ТЭП 70БС, 2ТЭ70).
Маневрово-промышленные тепловозы:
1. Брянск (ТЭМ 18ДМ, ТЭМ ТМХ, ТЭМ 18В).
2. Людиново (ТЭМ14, ТЭМ7А, ТГМ4Б, ТГМ6Д, ТЭМ9).
3. Муром (ТГМ23Д).
Элесктровозы :
1. Новочеркасск (ЭП1М, ЭП1П, ЭП20, Э5К, 2ЭС5).
Вагоны грузовые: (сырьевой фактор и потребительский)
1. Брянск;
2. Тверь;
3. Санкт-Петербург;
4. Калининград;
5. Нижний Тагил (УралВагонЗавод);
6. Новоалтайск (АлтайВагон);
7. Абакан (контейнерные платформы);
Вагоны пассажирские:
1. Торжок (ЭТ2М);
2. Усть-Катав (Трамвайные);
3. Санкт-Петербург;
Сельскохозяйственное машиностроение
География его и профиль определяются характером сельскохозяйственной специализации территории. В России она зерновая.
Зерноуборочные комбайны
1. Ростов (РостСельМаш);
2. Таганрог;
3. Краснодар (рисоуборочная);
4. Красноярск;
5. Сызрань;
6. Новосибирск;
7. Омск.
Льноуборочные
1. Бежицк;
Силоуборочные
1. Люберцы;
Картофелеуборочные
1. Рязань;
2. Тула.
Автомобилестроение
За последние 60 лет структура автомобилестроения изменилась. В 1950-е годы легковое составляло 20%, а грузовые-80%. Сегодня – наоборот. Производство динамичное.
Грузовые
- Нижний новгород (ГАЗ (ГАЗель, ГАЗ-53, Волга);
- Москва (ЗиЛ);
- Ульяновск (УАЗ);
- Миасс (Урал).
Легковые
- Москва;
- Серпухов (ОКА, Инвалидка);
- Тольятти (ВАЗ (Жигуль, Нива));
На сегодняшний момент на территории РФ работают зарубежные автопроизводители;
- Петербург (Форд);
- Калининград (БМВ, Хаммер);
- Калуга (Фольксвасген);
- Москва (Рено):
- Казань (ДЭУ)
Автобусы
1. Ликино-Дулево (ЛиАЗ);
2. Павлово (ПАЗ);
3. Набережные Члены (КамАЗ);
4. Ульяновск (УАЗ);
5. Краснодар ();
6. Курган (КАВЗ);
7. Голицыно (ГолАЗ);
8. Ростов (РоАЗ)
Трактора (Ориентация на потребителя);
1. Волгоград;
2. Челябинск (ЧТЗ);
3. Петрозаводск;
4. Владимирец;
5. Липецк (ЛТЗ);
6. Дубцовск;
7. Чебоксары (Производство трубоукладчиков)
Станкостроение
Ориентация на развитое мошиностроение. Кузнечно-прессовые, фрезерные и другие станки
1. Алапаевск
2. Московский станкостроительный завод им. А. И. Ефремова, Москва
3. Рязанский станкостроительный завод, Рязань
4. Ульяновский станкостроительный завод, Ульяновск
5. И др.
Приборостроение
Ориентация на квалифицированную рабочую силу.
1. Москва;
2. Нижний Новгород;
3. Новосибирск;
Энергетическое машиностроение
Ориентировано на потребителя
1. Колпино (атомные реактора);
2. Волгодонск (Турбины).
Вопрос 40