Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и факторы влияющие на нормализацию его параметров.
Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции: неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).
В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 оС, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 оС и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается.
Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 оС. При температуре +16...+17 оС и +21...+22 оС возникает умеренное напряжение терморегуляции. Если это происходит эпизодически, то считается допустимым и даже целесообразным для детей, потому что способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных условиях задерживает возрастное становление этой системы, что, в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.
В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости, а это неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно их голосовой функции. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%).
Чтобы этого не допустить, лучше использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха, ставить воздухоочистители, кондиционеры, которые уменьшают концентрацию углеводородов, оксидов азота, аэрозолей, жировых туманов, а также взвешенных минеральных частиц. Решать эти эколого-гигиенические проблемы необходимо на уровне управления образования, администрации района, города.
15. Микроклиматические условия в учебных помещениях и способы поддержания их оптимальных условий. Приборы и методы определения микроклиматических параметров.
Микроклиматические условия учебных помещений характеризуются температурой воздуха, относительной влажностью воздуха, скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового (инфракрасного) облучения, температурой поверхности.
В помещениях дошкольных учебных заведений температура воздуха должна составлять: в игровой и раздевальной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20-21 Сº; в спальне ясельных групп — 21 Сº, дошкольных — 19 Сº; в туалетной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20 Сº; в залах для музыкальных и физкультурных занятий — 19 Сº; в помещениях бассейна — 29-30 Сº; в медицинских помещениях — 22 Сº. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%.
В помещениях общеобразовательных учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть 40-60%, температура воздуха в классах и кабинетах — 17-18 Сº, в мастерских по обработке металла и дерева — 16-18 Сº, в спортивных залах — 15-17 Сº, в раздевальных при них — 19-23 Сº, в актовом зале — 17-20 Сº, в библиотеке — 16-18 Сº, в медицинских кабинетах — 21-23 Сº, в спальных помещениях — 18-20 Сº, в умывальных — 20-23 Сº, в вестибюле, гардеробе — 16-19 Сº, в туалетах — 17-21 Сº, в душевых — не ниже 25 Сº.
Температура ниже указанных нормативов недопустима.
Соблюдению температурного режима способствуют использование строительных материалов с теплоизоляционными свойствами, бесперебойное функционирование систем отопления, застекление окон, утепление окон, дверей, своевременный ремонт кровель, ликвидация щелей и т. п.
Изменение воздушной среды помещений возможно также вследствие выделения химического загрязнения при неправильном использовании полимерных материалов, дезинфицирующих средств, неисправности вытяжных устройств и др. Химические загрязнения могут оказывать аллергизирующее, раздражающее и даже токсическое действие.
Для обеспечения оптимальных условий пребывания детей в учебных помещениях необходимо проводить и мероприятия, направленные на профилактику загрязнения воздуха:
— приведение численности детей в соответствие гигиенической норме вместимости;
— использование помещений учреждений по назначению;
— использование оборудования, полимерных материалов, моющих, дезинфицирующих средств только при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
— регулярное и правильное проветривание;
— ежедневная влажная уборка помещений, при необходимости с использованием дезинфицирующих средств.
Соблюдение воздушно-теплового режима способствует уменьшению случаев заболеваний острыми респираторными инфекциями и иными болезнями.
В обычных условиях для измерения температуры воздуха используются термометры (ртутные или спиртовые), термографы (регистрирующие изменение температуры за определенное время) и сухие термометры психрометров.
Для определения влажности воздуха применяются переносные аспирационные психрометры (Ассмана), реже стационарные психрометры (Августа) и гигрометры. При использовании психрометров дополнительно измеряют атмосферное давление с помощью барометров – анероидов.
Скорость движения воздуха измеряется крыльчатыми и чашечными анемометрами.
Аспирационный психрометр МВ-4М
Аспирационный психрометр МВ - 4М предназначен для определения относительной влажности воздуха в диапазоне от 10 до 100 % при температуре от -30 до +500 С. Цена деления шкал термометров не более 0,20 С. Принцип его работы основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.
Анемометр крыльчатый АСО-3
Крыльчатый анемометр применяется для измерения скоростей движения воздуха в диапазоне от 0,3 до 5 м/с. Ветроприемником анемометра служит крыльчатка, насаженная на ось, один конец которой закреплен на неподвижной опоре, а второй через червячную передачу передает вращение редуктору счетного механизма. Его циферблат имеет три шкалы: тысяч, сотен и единиц. Включение и выключение механизма производится арретиром. Чувствительность прибора не более 0,2 м/с.
Портативный измеритель влажности и температуры ИВТМ – 7
Прибор предназначен для измерения относительной влажности и температуры, а также для определения других температуро-влажностных характеристик воздуха.
Анемометр Testo – 415
Прибор предназначен для измерения скорости воздуха и температуры в помещениях. Информация отображается на большом двухстрочном дисплее. Прибор имеет возможность усреднения результатов измерений по времени и числу замеров.