Производственная педагогическая практика на 5 курсе
Производственная педагогическая практика на 5-м курсе очной формы обучения осуществляется в 9 семестре в объеме 6 недель, носит стажерский характер; заочной формы – в 10 семестре в объеме 5 недель - учебно-воспитательная. Студенты самостоятельно проводят основные виды учебной деятельности преподавателя, классного руководителя и мастера производственного обучения, овладевают основными навыками методической и научно-исследовательской педагогической работы.
Целью практикиявляется выработка системы основных профессионально-педагогических навыков подготовки и проведения учебно-воспитательной работы.
Задачи практики:
1. Проверить готовность практикантов к самостоятельной педагогической деятельности в роли стажера-педагога и классного руководителя
2. Выявить пробелы и слабые места в подготовке каждого практиканта к самостоятельной практической деятельности с целью их устранения.
3. Закрепить систему определенных педагогических умений и навыков, приобретенных ранее на педагогических практиках.
4. Развивать педагогическое мастерство будущих педагогов.
5. Всесторонне подготовить выпускника к самостоятельной педагогической деятельности.
Содержание практики
В процессе стажерской (ОФО) и учебно-воспитательной (ЗФО) практики студенты должны изучить:
· –систему работы преподавателя над совершенствованием процесса преподавания предмета;
· –систему работы классного руководителя, пути повышения ее эффективности;
· –содержание, формы и методы работы педагогического коллектива учебного заведения, работу предметно-цикловых комиссий (методических объединений);
· –особенности контингента учащихся;
· –типичные недостатки и трудности в работе преподавателя и классного руководителя, их причины и пути предупреждения;
· –причины слабой успеваемости учащихся и пути ее предупреждении;
· –причины недисциплинированности и пути их преодоления.
Во время практики студенты должны овладеть умениями и навыками:
· –перспективного и тематического планирования учебного процесса (оптимально определять систему задач, форм и методов обучения и воспитания учащихся);
· –проведения учебных занятий, лекций, семинаров, учебных экскурсий, консультаций, дополнительных занятий;
· –проведения воспитательных внеклассных мероприятий (диспут, собрание, культпоход в театр, лекции на этические темы, книжные обзоры, научные информация, выпуск стенгазеты, огоньки);
· –организации массовых внеклассных дел (вечера, собрания, конкурсы, выставки, воскресники, трудовые десанты, рейды);
· –выступления с докладами и сообщениями на цикловых комиссиях, педсоветах, производственных собраниях;
· –составления методических разработок по преподаваемым предметам;
· научной организации труда, разумного распределения времени, содержательного проведения досуга;
· –изучения коллектива учащихся, составления педагогических характеристик;
· –проведения индивидуальных бесед с учащимися, преподавателями, работавшими в группе;
· –творческого использования опыта коллег, критической оценки своего опыта;
· опыта исследовательской деятельности.
Обязательный минимум практических заданий студенту
1. Наблюдение и анализ не менее 10-12 учебных и воспитательных занятий лучших преподавателей, классных руководителей и студентов-практикантов.
2. Выполнение видов деятельности, связанной с подготовкой к учебным занятиям (планирование работы, изучение и отбор основного и дополнительного материала по теме, подготовка наглядных пособий, выбор наиболее эффективных методов преподавания, оформления конспектов и т.п.).
3. Самостоятельная подготовка и проведение всех учебных занятий по предмету в соответствии с расписанием (4-6 учебных часов в неделю) и всех воспитательных дел, которые запланированы на период практики.
4. Выступление с докладами на цикловой комиссии, производственном совещании или на педсовете.
5. Изучений учебной группы путем наблюдения за учащимися и их деятельностью на уроках, лабораторно-практических занятиях, во внеклассной работе, во время экскурсии, самоподготовки, путем бесед с ними, их родителями, классными руководителями, преподавателями, воспитателями и т.п.
6. Выполнение научно-исследовательской работы по изучению и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является завершающим этапом практического обучения, осуществляется в 10 семестре в объеме 5 недель - ОФО и в 12 семестре в объеме 4 недель - ЗФО. Организация практики должна обеспечить овладение первоначальным профессиональным опытом педагога профессионального обучения в области дизайна на стадии перехода к самостоятельной трудовой деятельности. При прохождении практики студенты ведут исследовательскую работу, сбор и подготовку материалов к выпускной квалификационной работе (ВКР).
Цель преддипломной практики- приобретение навыков самостоятельной практической работы в области профессионально-педагогической деятельности в качестве педагога профессионального обучения, подготовка материалов для выпускной квалификационной работы.
Основными задачами педагогической практики являются:
· ознакомиться с методикой подготовки и переподготовки кадров в профессиональных образовательных учреждений;
· ознакомиться со структурой и системой управления качеством выпускников;
· ознакомиться с нормативно-методической документацией учреждения (организации);
· изучить и охарактеризовать учебный процесс в учреждении профессионального образования;
· изучить и проанализировать учебно-планирующую документацию преподавателя и мастера производственного обучения;
· посетить и проанализировать занятия теоретического и производственного обучения;
· разработать планы-конспекты занятий теоретического или производственного обучения по одной из дисциплин профессионального цикла;
· провести занятия теоретического и производственного обучения;
· осмыслить задание на выполнение выпускной квалификационной работы и собрать необходимые данные;
· провести исследования в контексте темы выпускной квалификационной работы студента-практиканта;
· провести анализ и рефлексию собственной деятельности в период практики.
В процессе прохождения практикив соответствии с ее целями и задачами студент выполняет задания по методике профессионального обучения: проектировочные, конструктивные, организаторские, исполнительные и исследовательские работы. На основе общих задач практики и заданий по указанным дисциплинам студент разрабатывает индивидуальный план (программу) педагогической практики, с указанием конкретных направлений, тем и видов деятельности. Все выполненные виды работ студент фиксирует в дневник, в соответствующих блоках: общая информация; учебная деятельность; исследовательская деятельность; рефлексия.
Содержание преддипломной практики студентов
Учебная деятельность
Учебная деятельность студента-практиканта является доминирующей, результативность ее обеспечивает:
1. Совершенствование умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса.
2. Отработку навыка планирования и проведения системы учебных занятий, организации воспитательной работы в учебной группе.
3. Изучение педагогического опыта профессионального училища (колледжа): новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы и учебники.
4. Овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки и корректировки своей деятельности.
5. Выработку индивидуального стиля педагогической деятельности.
Основное содержание учебной деятельности
1. Краткая характеристика методической работы педагога профессионального обучения - преподавателя (мастера производственного обучения).
2. Сведения о нормативных документах, планирующей и отчетной документации педагога профессионального обучения.
3. Анализ планирующей документации преподавателя (мастера производственного обучения).
4. Разработка тематического планирования определенной темы программы дисциплины профессионального цикла (производственного обучения).
5. Посещение и анализ занятий теоретического и производственного обучения.
6. Разработка планов-конспектов занятий теоретического обучения по одной из дисциплин профессионального цикла, планов занятий производственного обучения применительно к определенной профессии.
7. Разработка и изготовление и подбор дидактического обеспечения занятий – макеты, модели, технологические карты, контрольно-измерительные инструменты и другое.
8. Проведение занятий теоретического (производственного) обучения, оценка результативности их проведения, самоанализ.